Почему Россия импортирует продукцию, которую может производить сама



Один из парадоксов современной российской экономики заключатся в том, что, обладая сверхкрупными объемами разнообразного сырья, РФ уже который год ввозит столь же разнообразные продукты его переработки из стран… импортирующих это российское сырье. Понятно, везти готовый продукт куда дешевле и быстрее, чем вкладываться в его производство даже при наличии собственной и вовсе не отдалённой сырьевой базы. Положение в легпроме и химико-текстильном комплексе (ХТК) РФ – яркий тому пример.

Легпром остаётся основной отраслью примерно в 25-ти субъектах Федерации, однако проекты по импортозамещению этой продукции в преобладающем большинстве своём поныне буксуют. Потому очевидны и социальные последствия таких трендов. Но всё это, естественно, не волнует западных экспертов, недавно разработавших для российских ведомств стратегию развития ХТК и легпрома в РФ. Таковы основные оценки всероссийского форума «Легпром России: как преодолеть стагнацию и реализовать потенциал?», состоявшегося в Торгово-промышленной палате РФ.

И действительно: скажем, не меньше 70% объема производства льняного волокна уже более 30 лет экспортируется, причём по низким ценам. Зато ввозятся в РФ разнообразные льнопродукты, особенно ткани, трикотаж, одежда. То же – и с меховым сырьем, шерстью, шёлком. Почти такая же ситуация с нефтегазохимическим сырьем и его полуфабрикатами: не менее 65% объема их производства тоже экспортируется. Зато в обширном ассортименте и в немалых объемах ввозим синтетические ткани, химические волокна и химнити, продукты их глубокой переработки. Увы, в сложившихся в РФ отраслевых и межотраслевых условиях экспорт из упомянутых видов сырья несопоставимо выгоднее его глубокой переработки.

Как пояснил автору президент Союзлегпрома Андрей Разбродин, «обладая доминирующими запасами нефтегазового и химического сырья, обладая высоким потенциалом по развитию исстари традиционной российской отрасли – льноводства, страна в высоких объемах ввозит подавляющий ассортимент готовой и даже промежуточной продукции из этих видов сырья! Причём многие виды этой продукции уже которое десятилетие производятся в зарубежье из российского же сырья».

Главная причина столь негативной ситуации, по мнению А. Разбродина и других участников форума, – это, можно сказать, символический (в отличие от индустриальных и всё большего числа развивающихся стран) уровень господдержки данных отраслей и в целом легпрома и химпрома.

Например, господдержка легпрома в 2018-м определена примерно в 3 млрд руб, хотя фактическая потребность отрасли как минимум 11 млрд. При этом условия участия РФ в ВТО исключают введение повышенных ввозных/вывозных пошлин почти на все товары массового и профильного спроса. А вот в КНР, странах Запада, многих развивающихся странах эти пошлины минимум   вчетверо больше российских.

Плюс ко всем проблемам – ещё и прекращение на 90%, а то и на 100% производства оборудования для легпрома и ХТК ещё в конце 1980-х по всей территории бывшего СССР. Сегодня более 90% оборудования для этих секторов не производится в РФ, а ввезено или ввозится из дальнего зарубежья. Но отнюдь не новейших марок: зачем зарубежным поставщикам создавать конкурента да ещё со столь обширным потребительским рынком? Куда выгоднее заполнять его промежуточной и готовой продукцией.

Как отмечалось на форуме, почти все проекты в ХТК, льняном и других сегментах легпрома и химпрома были «заморожены» еще в канун 1990-х, хотя страны-конкуренты вовсе не отменяли и не отменяют своих аналогичных проектов.

В результате Россия оказалась среди основных в мире импортеров широкого ассортимента текстильной и смежной продукции, как и, повторим, соответствующего оборудования. Дошло до того, что, к примеру, страна с начала 1990-х де-факто не обладает собственным семенным фондом по льну и другим техническим культурам.

Многие отечественные текстильные и химико-текстильные технологии и НИОКР в этой обширной сфере на рубеже 1980-х – 1990-х просто-напросто были, мягко говоря, «заимствованы» в дальнем зарубежье, так как вывезены туда по смехотворным ценам, видимо, за взятки. Вдобавок упомянутая продукция, в основном небезопасная для массового потребителя, ввозится в РФ ещё и  по заниженным (демпинговым) ценам, что, как подчеркивает А. Разбродин, автоматически делает неконкурентоспособными индустриальные, то есть высоко затратные проекты в тех же российских отраслях и высококачественную отечественную продукцию – полуфабрикатную и готовую.

Означенные и смежные тренды привели к тому, например, что внутрироссийский спрос на химволокна и химнити на 70-75% обеспечивает импорт, и далеко не первый год. Причём главным образом из стран-импортеров нефти и/или газа, включая не только КНР, Японию, ФРГ, Таиланд, Турцию, Южную Корею, но и «миниатюрные» Тайвань, Гонконг. В реестре же поставщиков в РФ тех товаров и крупные нефте- и газоэкспортеры: Иран, Саудовская Аравия, Индонезия, Кувейт и небольшой Бахрейн. В этих странах государственные, частные и смешанные инвестиции в комплексную переработку нефти, газа и их производных только за 2007-2017 гг. возросли минимум втрое, в то время как в РФ – не более чем на треть.

В России есть считанные предприятия по комплексной переработке сырья для нефтегазохимии, ХТК и легпрома. При этом, как пояснил мне в ходе форума глава ОАО «Рослегпром» Александр Круглик, «уже почти 10 лет без практической реализации проект крупного комплекса по производству химволокон, химнитей и продуктов их переработки в Ивановской области. Это связано не только с высокими объемами импорта, но и с тем, например, что проект этот – вне господдержки. И быстрая от него прибыль, притом растущая, не гарантирована».

Между тем Стратегия развития легпрома и ХТК в России до 2025 г. включительно разработана, как отмечалось на конференции, западными экспертами (в основном, это Ernst & Young).

А они, как уже отмечалось, едва ли заинтересованы в том, чтобы РФ активно развивала импортозамещение по означенным да и другим видам отраслевой и межотраcлевой продукции.

Весьма характерно, что ряд экспертов и представителей бизнеса предложили использовать такое «преимущество» РФ для привлечения зарубежных инвестиций, как низкие зарплаты работников легпрома и многих смежных отраслях. Максимальная планка здесь едва превышает 20 тыс. руб. в месяц, минимальная – 10 тыс. руб., и предлагается бессрочно продлить этот уровень (!), только бы привлечь иностранных партнеров... Позиция, мягко говоря, антисоциальная. Таким образом, предприниматели практически стимулируют протестные настроения в нашем обществе. И что, никто этого не замечает?..

Словом, радикальное изменение ситуации в этом сегменте российской экономики едва ли возможно без соответствующей внутри-, внешнеэкономической и социальной политики государства. Такое положение, заметим, существует далеко не первый год.

Источник: www.stoletie.ru





войдите VkontakteYandex

Комментарии