Русские Вести

Первопроходцы частной космонавтики в России: КосмоКурс


В США частные компании уже несколько лет покоряют космос, и мы уже писали про самую крупную из них — SpaceX. Как обстоят дела в России? Мы пообщались с основателем и генеральным директором ООО «КосмоКурс» — Павлом Сергеевичем Пушкиным и расспросили его о первой в России частной компании, которая занялась космическим туризмом. 

Павел Сергеевич Пушкин, генеральный директор ООО «КосмоКурс» 

— Расскажите, пожалуйста, пару слов о себе и своей компании.

— У нас частная Российская компания, которая была создана в 2014 году под реализацию проекта суборбитального туризма. Я сам выходец из космической отрасли и до этого работал в ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» в должности заместителя руководителя проектно-исследовательского центра.

— Как и у кого возникла идея создания КосмоКурса? Как была создана организация?

— Идея возникла совместно у меня и у нашего инвестора, так как в другом виде, без специальной компании, данный проект реализовать не получится. Инициатива по финансированию данной работы естественно исходила от инвестора. Я же со своей стороны готовил технические материалы по проекту.

— Как к вам можно попасть на работу? Какое нужно образование?

— Для того чтобы попасть к нам на работу надо написать письмо по [mailto:info@cosmocourse.com|электронной почте] или просто позвонить. Но естественно необходимо иметь профильное ракетно-космическое образование и иметь хорошие знания в области проектирования ракет и космических аппаратов. Также кандидат должен уметь не только что-то считать и рисовать, а ещё уметь излагать свои мысли и оформлять результаты работы на бумаге.

— Если не секрет, какая структура у компании? Много сотрудников?

— На данный момент у нас горизонтальная структура компании и насчитывает более десяти специалистов, которые занимаются исключительно техническими вопросами.

— Где размещается ваш офис?

— Офис размещается в районе метро Киевская (примечание «Диалога» — Москва, Россия).

— Были ли какие-то трудности при оформлении (до этого в стране ведь не было, подобных компаний)? Поддерживает ли вас государство?

— Естественно, были большие трудности, связанные с тем, что мы практически первые, кто начал взаимодействовать с государством в рамках реализации чисто коммерческого космического комплекса. Но мы смогли доказать серьёзность наших намерений и обосновать необходимость координационной поддержки нашего проекта со стороны государства. В результате наш проект будет реализовываться в тесном взаимодействии с госкорпорацией «Роскосмос» и мы согласовали с ними ТТЗ на выполнение аванпроекта.

— Как продвигается проект? Что уже готово? Когда будут тестовые пуски?

— На данный момент мы приступили к выполнению аванпроекта, тесно работаем с кооперацией и институтами Роскосмоса. Пока это бумажная стадия, но именно на данной стадии закладывается проект и формируется реализация всех требований, предъявляемых к комплексу. Именно от выполнения аванпроекта зависит то, как будет летать ракета.

— С чем возникли сложности в процессе?

— Основные сложности возникают при формировании кооперации разработчиков. Всё-таки до настоящего времени многоразовые комплексы никто не делал, и задача перевозки большого количества туристов не решалась. Поэтому приходится убеждать разработчиков отдельных изделий реализовывать новые не классические для них требования. При этом для всех сначала является шоком то, что после бумаги пойдёт железо и испытания, а не как обычно ещё одна бумага.

— Кто будет заниматься производством ракеты-носителя и пассажирской капсулы?

— Пока этот вопрос находится в стадии проработки. В аванпроекте мы рассмотрим различных потенциальных изготовителей изделий комплекса. В этом вопросе мы планируем тесно работать с ОРКК (примечание — «Объединённая ракетно-космическая корпорация»).

— Составляющие будут отечественные? Какой процент зарубежных?

— Пока мы ориентируемся на отечественные комплектующие и они нас более-менее устраивают. Параллельно мы рассматриваем вопросы применения импортных комплектующих для наиболее узких мест. При этом у нас те же самые проблемные вопросы, что и у всей ракетно-космической отрасли и надеемся, что совместно с Роскосмосом и ОРКК мы решим возникающие проблемы на данном направлении.

— Ракета-носитель и капсула будут многоразовыми?

— Да, они будут многоразовыми. 

Посадка ракеты-носителя и капсулы 

— С какими компаниями сотрудничаете, возможно, тоже частные? Только российские или иностранные?

— Мы сотрудничаем как с частными компаниями, так и с государственными. При этом с иностранными компаниями мы пока не планируем работу в части ракетных технологий, так как есть ограничение на их распространение.

— Сотрудничаете с институтами и университетами? Может, лекции проводите или берёте практикантов?

— С институтами и университетами мы пока полноценно не сотрудничаем. Есть взаимодействие с Александром Шаенко из МАМИ (примечание — Московский государственный машиностроительный университет) в рамках реализации его образовательной программы. Студентов мы готовы брать к себе на практику. Однако пока вузы не спешат с нами в этом направлении взаимодействовать.

— Какие требования будут предъявлены к туристам? Нужно ли будет проходить подготовку, обучение? Какие будут перегрузки при полёте?

— Требования к туристам не будут серьёзными. Каждый потенциальный турист должен будет пройти медицинское обследование на предмет наличия серьёзных заболеваний и пройти испытание на профиль перегрузки в центрифуге. Только после этого мы будем готовы заключить с ним контракт. Потом туриста ждёт инструктаж и небольшое обучение. Весь цикл подготовки к полёту займёт не более трёх дней. В полёте перегрузки не будут превышать 4 единиц при выведении и 5 единиц при спуске. В аварийных ситуациях они могут быть больше, но всё равно будут находиться в допустимом диапазоне, чтобы не нанести вред здоровью. Для примера, на аттракционах перегрузки могут достигать 6 единиц. При этом никто не требует при посадке на аттракцион прохождения медицинской комиссии или предоставления справки, даже требований к здоровью не предъявляют.

— Сколько будет стоить билет на вашу ракету?

— Ориентировочно цена на полёт составит 200–250 тыс. $.

— Вы рассчитываете только на русских туристов или также на иностранных? (Какие планы по продвижению за рубежом?)

— Мы ориентируемся на глобальный рынок, включая США и Китай. В направлении организации бронирования билетов и заключения договоров и иностранными туристами мы в данный момент работаем.

— Сколько времени туристы проведут в невесомости?

— В невесомости туристы проведут 5–6 минут. За это время они смогут отстегнуться, полетать в капсуле и полноценно насладиться невесомостью, сочетая это видами Земли с высоты полёта Гагарина.

— Что думаете о компаниях Blue Origin, SpaceX и Virgin Galactic? Поддерживаете связь? Считаете ли вы их своими прямыми конкурентами? В чём преимущества и недостатки КосмоКурса на фоне данных компаний?

— Мы внимательно следим за деятельностью данных компаний. В части космоса больше всего продвинулись SpaceX. По суборбитальному туризму в лидеры вырвалась компания Blue Origin, а в части продаж пока лидерство удерживает Virgin Galactic. При этом проект Blue Origin обладает лучшими характеристиками по равнению с проектом Virgin Galactic, у него на более качественном уровне решены вопросы безопасности и время всего полёта более чем в 20 раз меньше при той же высоте полёта и том же времени нахождения в невесомости. То есть качество проекта Blue Origin более высокое. У нас проект аналогичен Blue Origin, но по сравнению с ними у нас больше высота полёта (200 км против 100) и больше время нахождения в невесомости (5–6 минут против 3–4 минут).

— Насколько безопасно будет летать в космос с помощью ваших ракет?

— Мы ориентируемся на достаточно высокий уровень безопасности, который приближается к уровню безопасности авиационных полётов, что значительно выше, чем у существующих космических полётов. Эти требования по безопасности хорошо реализуются при суборбитальных полётах, где и время полёта не высоко и выхода на орбиту нет.

— Какие планы на будущее? Может, есть планы в дальнейшем выйти из сферы туризма и заняться доставкой спутников на орбиту или космонавтов на МКС? Возможно, есть более амбициозные планы?

— Пока мы ориентируемся на суборбитальный туризм. В перспективе может быть будем прорабатывать вопросы орбитального туризма. Но сначала нам надо больше углубиться в вопросы суборбитального туризма. 

Источник: cont.ws