Владимир Путин поддержал план Белоусова по ускоренному росту инвестиций в реальный сектор. В отличие от либеральных монетаристов, первый вице-премьер предлагает не абстрактные меры, а конкретные решения застоявшихся проблем.
Необходимость ускоренного развития экономики требует принятия незамедлительных решений. В системе государственного капитализма, курс на который взял первый вице-премьер Андрей Белоусов, определяющую роль играют инвестиции в реальный сектор экономики.
Когда речь идёт об инвестициях, необходимо проводить водораздел по следующим линиям: государственные – частные, вложения в реальный – финансовый сектор. Если говорить о первых параметрах, то правительство должно как стимулировать частный бизнес, так и вкладывать в экономику самостоятельно. Этим подход Андрея Белоусова кардинальным образом отличается от идеологии Антона Силуанова, который, будучи в статусе первого вице-премьера в 2018–2019 гг., делал ставку исключительно на частные деньги.
При этом чрезвычайно важно не допустить роста вложений в фондовый рынок, поскольку его рост несёт серьёзные риски для большинства отраслей экономики: начиная от промышленности, заканчивая розничной торговлей. На биржах деньги прокручиваются несколько раз в минуту, дестабилизируя валютный рынок. Подобное делает невозможным долгосрочное планирование финансовой модели предприятий. Финансовый сектор может быть лишь дополнением реальному, но не определять развитие последнего.
11 марта Владимир Путин провёл Совещание по ускорению инвестиционной активности, на котором впервые были озвучены не либеральные, а протекционистские меры стимулирования производств. Их подготовкой занимался первый вице-премьер Андрей Белоусов. К середине апреля стало известно, что Владимир Путин поддержал практически все протекционистские шаги Белоусова и поручил правительству подготовить план их внедрения.
Первый блок касается стимулирования частных инвестиций за счёт регуляторной гильотины. На Царьграде неоднократно разбиралась эффективность Соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Данный механизм внедрён и уже успел показать первый результат. Тем не менее сейчас необходима его доработка. А, именно, расширение СЗПК на региональные проекты. Если ранее речь шла исключительно о поддержке строительства объектов крупного бизнеса, то теперь предполагается, что договоры СЗПК смогут заключать как малые, так и средние предприятия. Безусловно, это большой плюс, поскольку именно МСП способны эффективно решать проблему занятости, а также распространять произведённую на крупных заводах продукцию.
Следующие меры Белоусова, поддержанные Путиным, являются не менее эффективными:
- Освобождение от налога на прибыль половины суммы, равной затратам предприятия на инвестиции в высокотехнологичное производство.
- Предоставление компаниям дешёвого финансирования на строительство транспортной, энергетической и прочей инфраструктуры за счёт внедрения специального механизма инфраструктурных облигаций.
- Компенсация регионам до 67% суммы недополученных доходов в результате применения субъектом инвестиционного вычета для новых предприятий.
Примечательно, что речь идёт о поддержке производств, направленных на решение одной из следующих задач: импортозамещение, создание высокотехнологичной и/или экспортно ориентированной продукции. Всё это способно привести к взрывному росту инвестиций в реальный сектор.
Предложение Белоусова о росте государственных вложений Царьград разбирал несколько раз. Фактически правительство обладает единственным подобным источником – Фондом национального благосостояния. К сожалению, засилье системных либералов в отечественных государственных банках не позволяет рассчитывать на этот ресурс. Но и с ФНБ до недавнего времени имелись проблемы. Так, распечатку фонда тормозил Минфин. Владимир Путин отстранил Минфин от составления перечня проектов, передав это дело в руки РФПИ (Российского фонда прямых инвестиций). Соответствующий список будет готов к 1 мая.
Конечно, вышеописанные меры пока что являются только планами. К настоящему моменту нельзя сказать, какие предложения Белоусова будут работать, а какие окажутся эффективными только на бумаге. Тем не менее впервые за последние годы, а может быть, за десятилетия, мы видим чёткий выверенный план по ускоренному развитию экономики через лавинообразный рост инвестиций в реальный сектор. Разумеется, конечными выгодополучателями всего этого должны быть граждане.
Константин Двинский
Фото: Игорь Иванко/АГН "Москва"