«Черный день» для нашего топливного рынка наступил в сентябре, когда горючее на заправках резко подорожало, а топлива в самый разгар уборочной кампании вдруг не стало хватать. Как могло такое случиться в стране, располагающей огромными запасами нефти, поставляющей миллионы тонн бензина за рубеж?
Совсем недавно никому и в голову не могло прийти, что воюющая страна столкнётся с дефицитом горючего. Ведь в этом году в России произвели бензина больше чем раньше, а потребили – гораздо меньше. До апреля 2023 года рост цен на бензин и дизельное топливо в нашей стране не превышал среднего уровня инфляции. Но как только Антон Силуанов объявил о планах урезания демпферных выплат нефтяникам, а Эльвира Набиуллина подняла ключевую процентную ставку, топливный рынок сразу отреагировал: средний рост розничных цен на бензин и дизель более чем вдвое превысил текущую инфляцию. По подсчётам аналитиков, в этом году россиянам из-за скачка цен на автозаправках пришлось переплатить более 100 млрд рублей.
Можно было бы и дальше дожимать производителей топлива, заставляя их делать то, что прикажет государство. Но в рыночной экономике, от которой никто у нас отказываться не собирается, жёсткий административный ресурс сам по себе не работает: бизнесу, как известно, нужен и кнут, и пряник. Да и стоит ли обвинять компании в том, что они захотели больше заработать? Ведь такую ситуацию им создали Центробанк и Минфин (рост курса доллара и урезание выплат по демпферу), Минэнерго и Минтранс, проглядевшие массовые ремонты НПЗ и перебои с логистикой.
Несогласованность в работе ведомств привела к самым печальным последствиям. Больше всего в сложившейся ситуации обвиняют Минфин, который ещё в 2018 году затеял налоговой маневр с обнулением экспортной пошлины. Тем самым правительство лишилось надёжного инструмента для стабилизации внутреннего рынка в условиях девальвации.
Как только мировые цены на нефтепродукты выросли, трейдеры в разы увеличили продажи и стали перенаправлять на экспорт партии горючего, в том числе и предназначенные для внутреннего рынка. Никто их не пытался остановить. Выходит, что топливный кризис у нас рукотворный, а дефицит топлива в стране создан искусственно?
Биржевые цены на топливо в России несколько месяцев подряд держались на рекордных уровнях. Значительно ускорили темпы роста и розничные цены на АЗС. Почему же сразу, одним махом не удалось навести порядок? Ведь считается, что значительная доля вертикально интегрированных компаний (ВИНКов) принадлежит государству? Но, как оказалось, заставить их работать на интересы государства не так просто. Мало того, что свободные пакеты привлекательных акций давно раскупили частники. До сих пор в советах директоров наших ВИНКов заправляют иностранные инвесторы недружественных государств. Так, например, британская нефтегазовая компания BP (British Petroleum) остаётся с «Роснефтью». «Роснефть» реализует в Карском море совместный проект с американской компанией ExxonMobil.
Стоило правительству принять одно жёсткое решение об ограничении экспорта и заговорить о введении заградительной пошлины на экспорт топлива, как «нефтяные бароны» начали проявлять недовольство. Руководитель «ГАЗПРОМ нефти» Александр Дюков предостерёг, что «подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив. Важно не разбалансировать переработку». Аналитики усмотрели в таком заявлении намёк на возможные «контрмеры», к которым раньше прибегали наши ВИНКи. Как только государство начинало ущемлять их интересы, они снижали выпуск продукции под видом ремонта оборудования» на своих перерабатывающих предприятиях, и это приводило к дефициту топлива на внутреннем рынке и росту биржевых цен. Но в этот раз государству удалось договориться с заправилами нефтяного бизнеса. И руководитель «ГАЗПРОМ нефть» сменил тон, заявив, что его компания оперативно отреагировала на проблемы топливного рынка, сдвинув график ремонтов НПЗ с сентября. «Мы увеличили объёмы реализации нефтепродуктов через биржу, выполнили обязательства перед сельхозпроизводителями и откликнулись на дополнительные пожелания по объемам поставки. Мы также делали всё, чтобы предлагать нефтепродукты и на бирже, и в нашей сети АЗС по более низким ценам», – заявил журналистам Дюков.
Решение властей запретить экспорт бензина и дизеля, принятое 21 сентября ненадолго успокоило биржевые цены. Но уже через несколько дней котировки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снова поднялись, цены на автозаправках снова пошли вверх. Хозяева нефтеперерабатывающих заводов и АЗС быстро спохватились и дали понять, что так просто отступать не собираются. Но отступить всё же пришлось. После того, как на рост цен обратил внимание президент.
Глава государства выразил крайнее недовольство тем, что жителям отдельных регионов приходится ездить в соседние области, чтобы купить дизельное топливо по более низкой цене и призвал правительство оперативнее и плотнее работать с топливными компаниями, заметив при этом, что потребителя мало интересует «что там происходит в этих других звеньях» топливной цепи. Ему нужен результат.
И хотя аналитики принялись защищать бизнес, разъясняя, что погасить топливный кризис сразу не удастся, подешевевший бензин нескоро доберётся до потребителя: пока новые партии топлива доставят по железной дороге на биржу, выставят на торги, довезут до АЗС, – спорить с президентом никто не стал.
Регулировку рынка пришлось выполнять в ручном режиме, подключив ФАС, да так, что спекулянтам, как скажет потом вице-премьер Александр Новак, было просто некуда спрятаться, мониторинг цен проводился Минэнерго в ежедневном режиме. Но если владельцы АЗС, принадлежащие интегрированным холдингам, сразу взяли под козырек, то независимые топливные компании менять ценники не торопились. Хотели побыстрее распродать дорогой бензин, закупленный в неблагоприятное время, но потом и они на общей волне откатили цены. Благодаря срочным мерам правительства порядок на топливных рынках удалось навести довольно быстро.
Бешеный рост цен и дефицит топлива на заправках обычно связывают с сокращением демпферных выплат нефтекомпаниям, компенсирующих убыток для производителей, отпускающим товар по низким ценам, уменьшая свою прибыль. Так что теперь, вопреки возражениям Минфина, в правительстве задумались о возвращении финансовой помощи нефтяной отрасли. Для северных регионов (Мурманской области, Камчатки и других) поставки дизельного топлива и мазута просубсидируют особо.
Промашка Минфина в том, что он в очередной раз переборщил с пресловутым налогом на добычу полезных ископаемых. Стремление пополнить казну за счёт тех, кто добывает подорожавшую нефть и гонит её по трубам за границу, понять можно. Но стоило ли заодно облагать таким налогом и тех, кто не только добывает нефть, но и перерабатывает её и несёт при этом издержки?
Возникает и другой вопрос: почему россияне за нефтепродукты из своих недр должны платить столько же, сколько европейцы или китайцы за импортный бензин? Главных виновников завышения цен нашли быстро. Ими оказались перекупщики.
Для них и предложено повысить заградительную вывозную пошлину на нефтепродукты. Вдобавок ко всему Минэнерго и ФАС усилят совместный контроль за уровнем наценки по всем звеньям цепи продаж, включая АЗС.
В конце сентября в пресс-службе Министерства энергетики разъясняли, что ожидания быстрого снятия запрета на экспорт нефтепродуктов бесперспективны. Но когда чиновники увидели стабилизацию цен на нефтепродукты, с бизнесом удалось договориться и вожжи стали постепенно отпускать. Теперь по новым правилам нефтеперерабатывающие заводы в первую очередь должны насыщать моторным топливом внутренний рынок, и им тут же компенсируют разницу цен (выпадающие доходы от продажи за рубеж), то есть с 1 октября восстанавливается топливный демпфер в прошлом объёме. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже подготовлены. Как говорится и волки сыты, и овцы целы. Пока деньги в казне есть, все вопросы решаются.
А что касается перекупщиков, и всех тех, кто ни бензин, ни солярку не производят, им предложат на таможне заплатить 50 тысяч рублей за тонну горючего. С такой наценкой им будет невыгодно заниматься перепродажей топлива заграничным партнёрам по бизнесу или вывозить его под видом других продуктов. Зато снимаются ограничения на экспорт дизельного топлива в порты по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее половины произведенного.
Вместе с таможенной декларацией каждый экспортёр должен будет подавать заявление, в котором гарантирует, что выполняет все условия постановления правительства. Так что теперь вычислить перекупщика будет просто. Если впоследствии выяснится, что информация в заявлении ложная, то это могут расценить как контрабанду и привлечь к уголовной ответственности.
Теперь для беспошлинного экспорта необходимо подтверждение собственного производства, наличия мощностей, объемов переработки. Тем самым преимущество будет отдаваться переработчикам нефтепродуктов, имеющим свои автозаправки. А независимые автозаправки после снижения оптовых цен тоже в накладе не останутся.
Такой подход, как объясняют чиновники, снижает риски монопольного ценообразования. Но у принятых мер есть и слабая сторона. После отмены сентябрьского демпфера бюджету придется платить по 150 млрд рублей в месяц (на таких дополнительных отчислениях бюджет будет терять по несколько триллионов рублей в год).
Казалось бы, всё логично и по-рыночному. Но возникает вопрос: почему ситуацию на внутреннем топливном рынке нельзя было заранее предвидеть, чтобы не срывать уборочную и не сеять сомнения ребят, которые воюют на передовой? Хорошо, что меры приняты срочно и одним «пакетом». Нанесён внезапный удар по финансовым схемам спекулянтам. Проверки ФАС позволили быстро стабилизировать рынок. Но гарантируют ли они предотвращение нового кризиса? Экономисты советуют правительству пойти на снижение НДПИ (вплоть до обнуления) и при этом значительно повысить экспортную пошлину. Это, с одной стороны, позволит обеспечить внутренний рынок дешевым топливом, с другой – наполнит бюджет в достаточном количестве за счет экспортных доходов. Не стоит при этом забывать про цинизм и жадность миллиардеров, владеющих стратегическим ресурсом, от которого без преувеличения зависит судьба экономики всей страны.
Как оказалось, этой осенью подорожал не только бензин, но и цемент. В Федеральной антимонопольной службе завели дело на ОАО «Верхнебаканский цементный завод» и АО «Новоросцемент». Уже выдано заключение, что рост цен на цемент необоснован и заметно превышает стоимость увеличения затрат, связанных с издержками и инфляцией, то есть владельцы этих двух заводов решили не только хорошо подзаработать за счёт увеличения поставок, но и нечестным путём получить сверхприбыль. Предупреждения ФАС вынесены не только производителям топлива, металлургам, промысловикам, – всем, кто решил обогатиться за счёт укрепляющегося доллара.
Если называть вещи своими именами, то группы крупных собственников ради собственной выгоды решили устроить самый настоящий саботаж. Они не могли не знать, что завышенные цены наносят удар по мегапроектам, призванным в короткие сроки преобразовать страну.
При дорогом топливе придётся либо замораживать стройки века, либо урезать финансирование, пересматривать договора, отодвигать исполнение производственных заданий.
В итоге владельцы цементных заводов и иже с ними отделаются административными штрафами. Казалось бы, в Российском союзе промышленников и предпринимателей, создававшемся для того, чтобы направлять действия крупных собственников в цивилизованное русло, должны на это отреагировать и осудить действия руководителей компаний, потерявших совесть. Но, к сожалению, вместо осуждения руководители РСПП стремятся не волновать бизнес и призывают государство идти на компромиссы, компенсировать выпадающие потери предпринимателей из-за тарифных ограничений экспорта, чтобы не испортить рыночный фон в экономике.
Государство и в этот раз готово пойти на компромисс. Но так просто наживаться на росте цен и не делиться с государством никому не дадут. С октября в России начал действовать новый механизм экспортных пошлин на широкий круг товаров, которые теперь будут временно привязаны к курсу российской валюты. Фискальные ставки изменятся на многие отечественные товары, пользующиеся спросом за рубежом. Помимо нефтепродуктов, увеличенными тарифами будут обложены зарубежные поставки стройматериалов (щебень, известь, мрамор и другие концентраты, а также недрагоценные металлы), электроэнергии, меди, цинка, алюминия, золота, алмазов, полимеров и каучуков. Из списка поставляемых за рубеж потребительских товаров под повышенные ставки попали сахар, кондитерка, овощные и фруктовые консервы, а также алкоголь и табак.
Если бы к спекулянтам начали ещё и применять более строгие меры, вплоть до уголовного наказания, изъятия наворованных денег и национализации имущества, то у многих из них сразу бы отпала охота наживаться в самый неподходящий момент, когда страна, трансформирующая экономику, нуждается в недорогих ресурсах.
Справиться с проделками обнаглевших перекупщиков помогла бы единая система контроля и мониторинга цен, которую при желании с помощью наших программистов можно быстро создать и внедрить по всей стране.
Юрий Алексеев