Русские Вести

Пенсия вскладчину


В Кабмине родилась идея нового способа отъема денег у населения.

В российском Кабмине витает очередная гениальная идея маленькой пенсионной революции. Речь идет о введении дополнительного сбора с доходов граждан в пользу ПФР. По сообщениям СМИ, этот вопрос обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.

И хотя прокатившуюся по интернету волну возмущения постарался оперативно купировать министр экономического развития Алексей Улюкаев — заявив, что, мол, такие идеи действительно высказываются, но правительством не обсуждаются, — все мы на собственном печальном опыте знаем: нет дыма без огня. Россиянам уже грозили повышением пенсионного возраста и мошенническим сокращением индексации пенсий как минимум вдвое; похоже, третий раунд битвы правительства с собственным народом начался.

Откуда ветер дует

Расслабиться и успокоиться после выступления Улюкаева мешают несколько обстоятельств. Во-первых, о планах Кабмина сообщила не какая-то бульварная газетенка, а респектабельные «Ведомости», обозревателям которых попал в руки протокол совещания у Медведева. Не добавляют веры словам министра и его прежние заявления: так, за минувший год Улюкаев уже несколько раз находил дно кризиса, а куда при этом девалось предыдущее, не считал необходимым разъяснять.

Кроме того, помнится, когда коллеги из Минфина выступили с идеей проиндексировать пенсию не по фактической инфляции, а по спрогнозированной до кризиса — то есть в два с лишним раза меньше, — весь Кабмин поначалу делал вид, что с ней не согласен, но со временем голоса несогласных как-то затихли. В конце концов ведомство г-на Улюкаева и вовсе публично поддержало эту инициативу.

Сколько заберут

Как рассказали инсайдеры из числа федеральных чиновников, правительством рассматривались два основных варианта введения дополнительного сбора. Вариант первый: ввести единый сбор в размере 2% со всего фонда оплаты труда. Сейчас взносы в Пенсионный фонд, фонды обязательного медстрахования и соцстраха платятся с разной базы. Приведение сборов к единому знаменателю позволит замаскировать и подтянуть процент отчислений, полагают чиновники.

Вариант второй: увеличить в два раза, с нынешних 10 до 20%, дополнительный сбор в пользу ПРФ с граждан, заработок которых превышает 769 тыс. руб. в год и, стало быть, считается высоким (для простоты поясним: это более 64 083 руб. в месяц).

То обстоятельство, что президент РФ Владимир Путин в декабре 2014-го обещал бизнесу не ухудшать условия налогового режима, чиновников нисколько не смущает. Формально ведь страховые взносы к налогам не относятся, а потому с ними можно делать что угодно, не выходя за «красную линию», начерченную главой государства.

Экономия на спичках

Насколько же эффективными и полезными могут оказаться меры, предложенные в обоих описанных случаях? Посмотрим. По предварительным оценкам, в 2015 году в пользу ПФР было собрано страховых взносов на сумму 3,9 трлн руб. Размер пенсионных выплат составил 5,8 трлн. Если эти данные верны, получается, что дыра в балансе ПФР составляет около 2 трлн.

Предлагаемое увеличение дополнительного сбора с высоких зарплат до 20%, по оценке экономистов, может дать дополнительные 250 млрд — крохи по сравнению с общим объемом поступлений и выплат.

Пенсионный фонд России. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Введение дополнительного двухпроцентного платежа выглядит более многообещающим: прогнозируемый на 2016 год фонд оплаты труда составляет 19,9 трлн. 2% от этой суммы — почти 400 млрд руб. Однако и этот вариант по большому счету бесполезен: «заткнуть» удастся меньше четверти дефицита ПФР. Что делать с остальными тремя четвертями — неясно.

Зато хорошо понятно, что попытка выдоить у населения «лишнюю» копеечку в кризис обычно ничем хорошим не заканчивается. Бизнес, и так балансирующий на грани выживания, ответит на ужесточение нагрузки возвратом к формату серых зарплат. И это признают даже сами чиновники.

Черная дыра софинансирования

Разумеется, тут же зазвучали предложения зайти в ту же дверь, но сбоку: доцент департамента финансов НИУ ВШЭ Сергей Бровко заявил, что уникальность российской системы пенсионного страхования — в том, что у нас обязанность взносов лежит исключительно на работодателях, тогда как во многих странах используется принцип софинансирования и часть платежей вносят сами работники. Это формирует более ответственное отношение человека к будущей пенсии, уверяет Бровко. По его мнению, введение аналогичного «гражданского» соплатежа позволит избежать повышения нагрузки на работодателей; ну а сами россияне, по мнению экономиста, уменьшение зарплат ощутят не сильно: ведь 2% — это не так много, искренне верит господин Бровко.

Однако если вспомнить, что за 2015 год реальные доходы граждан благодаря «таргетированным» инфляции и падению рубля упали более чем на 10%, становится ясно, что такой план просто столкнет часть россиян в окончательную нищету. Да и надо смотреть правде в глаза: сегодня никто не может дать никаких гарантий, что лет через 10–20 Пенсионный фонд вообще будет существовать — по крайней мере в том виде, в каком он существует сейчас. Правительство уже показало, что, когда надо, может и заморозить пенсионные накопления, и взять их «на время», чтобы подлатать очередную бюджетную дыру. Кто знает, какой способ «законного изъятия» господа министры придумают в будущем?

Бюджетные паразиты

Не менее неприятно в этой ситуации то, что оба предложения бьют прежде всего по бизнесу, ориентированному на внутренний рынок. Сокращение покупательной способности населения лишает предприятия возможности качественно реализовывать продукцию. Предприниматели уже подсчитали, что сильнее всего в этом случае пострадают текстильные, строительные и машиностроительные компании. Кажется, кому-то в правительстве надо напомнить, что российский внутренний рынок отчаянно нуждается в стимулирующем воздействии, а не в очередной удавке на шее.

Решать проблему дефицита ПФР можно разными путями. Можно повысить пенсионный возраст и стимулировать накопительную систему, к чему в последнее время усиленно призывают либералы. А можно, к примеру, и окончательно отказаться от труда мигрантов, заняться развитием производства и оживлением трудового рынка. Можно, наконец, присмотреться получше к громадному чиновничьему аппарату, который за последнее время и вовсе разросся до колоссальных размеров.


В позднем СССР, считавшемся заповедником бюрократии, количество чиновников не превышало 73 человек на 10 тысяч граждан. В современной же России на те же 10 тысяч приходятся уже 108 управленцев разных видов и мастей. Для сравнения, в Китае из 10 тысяч человек в госструктурах работают всего 72, в Казахстане — 51, в Индии — 29. Российские показатели сравнимы разве что с данными таких стран, как США, Германия и Испания: там доля чиновников тоже может доходить до 110 на 10 тысяч. Однако при этом по качеству управления РФ не входит даже в первую сотню в мировом рейтинге.


В бесчисленных федеральных, региональных и муниципальных ведомствах России трудятся около 1,4 млн человек. Средняя ежемесячная зарплата федеральных чиновников в 2015 году составила 100 тыс. руб. При этом объявленная Путиным «заморозка» жалованья не помешала росту благосостояния управленцев, ведь президент запретил индексировать оклады, но ничего не сказал о многочисленных премиях, надбавках и дополнительных выплатах. В результате за кризисный год средний уровень реальных доходов всех российских госслужащих увеличился на 4%, а в Счетной палате и аппарате Госдумы вырос на рекордные 40 и 25% соответственно.

Так может, господа чиновники возьмут да и скинутся россиянам на будущие пенсии? Это будет вполне справедливо — учитывая тот факт, что на все их зарплаты и премии (а также машины, квартиры и кабинеты) скинулись мы…

Источник: rusplt.ru