Уже сейчас очевидно, что получателей пенсионных выплат стало меньше, а зарплатное неравенство и риски безработицы стали больше. Сказать, что реформа потерпела фиаско, значит в очень мягкой форме признать её полный провал. Источники Царьграда сообщают, что подготовлены сразу несколько аналитических докладов по данной проблематике. Среди предложений – корректировка системы пенсионных накоплений и, "как гром среди ясного неба", новое повышение пенсионного возраста.
По данным СФР, на начало этого года всего пенсионеров в России по старости насчитывалось чуть более 34 млн человек. За минувший год их стало меньше почти на 370 тыс. Как замечают эксперты, это "позволило отчасти сбалансировать доходы и расходы пенсионной системы, сохранив уровень пенсий без наращивания объёма межбюджетных трансфертов". Таков положительный эффект так называемой реформы. Другой – повышение экономической активности населения старших возрастов. После реформы средний возраст выхода с рынка труда увеличился. У мужчин этот показатель достиг почти 63 лет, у женщин – 60,5 года. Итого: ключевым бенефициаром так называемой пенсионной реформы стало государство, сэкономив существенные деньги на людях старшего поколения.
Однако по прошествии нескольких лет после начала реализации пенсионных изменений всё больше специалистов открыто заявляют о негативных последствиях этой новеллы. Первый существенный негатив – удлинённая продолжительность трудовой жизни ведёт к увеличению рисков безработицы в старших возрастных категориях. Второй негатив – расширение зарплатного неравенства между разными возрастными группами.
По данным аналитиков, до начала пенсионной реформы лица среднего возраста (от 30 до 40 лет) получали в среднем на 30% больше, чем лица старшего поколения. Однако с момента старта пенсионной реформы этот разрыв только увеличился, так как нанятые сотрудники были вынуждены соглашаться на более низкооплачиваемую работу. В результате, если в среднем номинальные зарплаты за последние пять лет выросли на 48%, то для возрастных групп от 55 лет и старше – только на 40–42%.
Другая проблема – система пенсионных накоплений. Фактическая доходность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за последние почти двадцать лет, то есть с момента запуска так называемого механизма пенсионных накоплений, была лишь на несколько процентных пунктов выше накопленной инфляции. Однако по показателю чистой доходности портфели НПФ были ниже реальной инфляции. Причина этого провала не только в плохом отборе ценных бумаг в портфелях фондов, но и воровском механизме, который был заложен в управленческие схемы НПФ и управляющих компаний. После государство попыталось изменить механизм и провести "зачистку" рынка негосударственного пенсионного обеспечения, но не позволило повысить эффективность фондов, как отмечают эксперты, вызвав эффект "стадного поведения", когда инвестирование шло в наименее рискованные активы с ущербной доходностью. Однако претензии и нарекания, которые могут привести к ревизии системы пенсионного обеспечения в России, к сожалению, не означают, что действительно будут вноситься существенные корректировки:
Мы у себя внутри министерства новых предложений к новой пенсионной реформе не формируем. Пенсионную реформу с точки зрения параметров пенсионного возраста, порядка начисления расчёта пенсии мы в министерстве не готовим, – пояснил ранее министр труда и соцзащиты России Антон Котяков.
Вот так, все всё понимают, осознают провал пенсионной реформы, но чиновники в силу то ли трусости, то ли интеллектуальной импотенции не готовы признавать ошибки и исправлять их. Народ у нас терпеливый, чем "слуги" и пользуются активно.