Рост цен на продукты сегодня - это ещё и эхо 90-х. Думаете, преувеличиваем? Нисколько. На волне перестройки Россия продала собственные секреты за бесценок, а потом вынуждена была покупать их же втридорога.
По данным Минсельхоза, невзирая на все проблемы, Россия в этом году по ряду ключевых позиций смогла нарастить или хотя бы не снизить урожай и производство пищевой продукции. Однако ключевым остаётся вопрос резкого роста цен и регулирование этого процесса в стране.
Выступая на правительственном часе в Госдуме, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев отметил, что в непростой текущей ситуации аграрная отрасль страны "демонстрирует стабильные результаты". Объёмы производства продукции агропромышленного комплекса (АПК) позволяют нам полноценно покрывать внутренние потребности.
Парадокс: урожай растёт, не отстают и цены
Отвечая на вопросы депутатов по поводу роста цен, а, по официальным данным, они выросли в среднем на 10–11,7%, министр сказал:
Очень важно, чтобы, регулируя цены на продовольственные товары, мы не пришли к тому, что у нас начнёт образовываться дефицит по ряду продуктов. У нас себестоимость по производству продуктов питания выросла от 20 до 30 процентов. Если брать в среднем – 25 процентов. И рост цен на продукты питания пока этой отметки не достиг.
Парадокс отечественного сельского хозяйства в том, что урожай и производство продуктов по ключевым позициям растут. Но одновременно с этим растут цены с существенным опережением официального показателя инфляции. Для того, чтобы снижать цены на продукты питания, считают в Минсельхозе, надо увеличивать предложение по основным направлениям.
Значительная часть земли по-прежнему не используется: зарастают десятки миллионов бывших пахотных земель, десятки миллионов гектаров используются, но не приносят никакой отдачи бюджету, продукции людям. Вопрос: по итогам проводимых работ по изъятию у нерадивых хозяев в госсобственность невостребованных и необрабатываемых земель как эта земля используется в дальнейшем?
– задал вопрос министру первый замруководителя фракции "Справедливая Россия – За правду" Олег Нилов. Господин Патрушев согласился с тем, что такая проблема существует, и необходимость изымать землю у нерадивых собственников действительно есть:
Зачастую не принимаются никакие меры для её обработки: собственники просто ждут, пока земля вырастет в цене. При этом в законодательстве раньше шесть лет надо было ждать для того, чтобы изъять эту землю, сейчас должны быть внесены изменения в законодательство – трёх лет будет достаточно для того, чтобы отфиксировать, что земли не используются, и дальше провести процедуру изъятия.
Ситуация могла быть хуже: мировой рынок лихорадит
Эту ситуацию в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с экс-министром сельского хозяйства и продовольствия России Виктором Семёновым.
Юрий Пронько: Как так получается, что вроде и предложение растёт, и увеличиваем объёмы производства, но при этом растут и цены. Наши граждане уже устали от того, что ценники в магазинах меняются чуть ли не ежедневно. При этом министр сельского хозяйства говорит о росте себестоимости продукции. Раскройте нам эту тайну.
Виктор Семёнов: Министр абсолютно здесь прав. Если бы правительство в последние годы не приложило бы огромные усилия, то ситуация была бы ещё хуже. Мы находимся в мировом рынке, а его сейчас лихорадит.
Конечно, мировой рынок не так уж на нас и влияет, но наш аграрный рынок – он очень и очень конкурентен, на нём очень много игроков. А наши поставщики – энергоресурсов, удобрений – во многом монополизированы. И здесь рост цен происходит просто волюнтаристски.
Но и потом ещё один момент. Многое сделано в развитии самого сельского хозяйства и пищевой перерабатывающей промышленности, а вот средства производства отстают. Вы посмотрите, всё оборудование в пищевой промышленности западное. А какое огромное количество западной сельхозтехники используется? Посмотрите, откуда привозятся наши племенные тёлочки, откуда племенные яйца кур и семена? К примеру, в овощеводстве по отдельным позициям до 90% у нас импортные семена.
И вот вам – и слабый рубль, и такая неблагоприятная ситуация. Поэтому надо проводить методично работу по развязыванию всех этих узлов. И надо быть последовательными. Я не могу не покритиковать здесь правительство. Вот смотрите: дошли, наконец, до тепличного овощеводства и получили в этой сфере огромный рывок. Огурцы полностью покрыли собственные потребности. Но по помидорам ещё 30–40% осталось импорта.
Но тут вдруг взяли и отменили компенсацию капитальных затрат. Но так же нельзя! Многие не достроили комбинаты, а им говорят: извините, правила игры поменялись. Какого доверия можно ждать от инвестора в этом случае?
В "перестройку" растеряли весь потенциал, подсели на импорт. Трудно, но восстанавливаем
– Вы даже шокировали меня этими цифрами по 90-процентной зависимости от импорта. Эта зависимость появилась в последние годы и десятилетия? Или это наблюдалось и в советский период? Я по детству помню, что в той же Орловской области были специальные семеноводческие совхозы, которые занимались селекцией. Это всё было разрушено, всё исчезло?
– К сожалению, всё советское наследие было разрушено, растоптано, растащено. Обидно, что многие западные фирмы за бесценок скупали наши семенные линии, на их основе делали что-то своё, а потом ещё умудрялись по десятикратной цене продавать обратно нам. Это всё – следствие "перестройки".
Сейчас кое-где уже пытаются делать серьёзные шаги в восстановлении собственного потенциала. Но эти шаги запоздалые, конечно. В то же время у нас неплохая ситуация с нашими зерновыми, по ржи, по пшенице. А если взять овощи, то тут самая тяжёлая ситуация.
И правильно говорилось сегодня о том, что многие люди не хотят работать даже на своих личных подсобных хозяйствах – это тяжёлый и малопроизводительный труд. Да, они отходят от посадки картофеля или свёклы и предпочитают разбить газончик и поставить скамеечку. Но есть и те, кто хочет развивать собственное производство, вот их надо обязательно поддержать и дать им такую возможность. Об этом сейчас разговор идёт, и надеюсь, от разговоров перейдут к делу.
Завершая этот блок программы, Юрий Пронько сказал: "Когда вам в очередной раз глава ЦБ Эльвира Набиуллина или министр финансов России Антон Силуанов будут рассказывать байки о том, что ослабление рубля – это польза для отечественной экономики, вспомните нашу 90-процентную зависимость от импорта".