Русские Вести

Отчет Счётной палаты по проверке Роснано. Эта "Компания" бездонная бочка для прожигания государственных средств


Вступление. На днях Счетная палата огласила результаты по проверке Роснано. Вывод, как и ожидалось -  это бездонная бочка, через которую просто выкидывают серьезные средства из бюджета. Причем, по ранее выданным государственным гарантиям придется рано или поздно отвечать, а убыток компенсировать наращиванием уставного капитала - "компания", у которой "много денег"  показывает их многократный рост в текущем году. Интересно, что должно произойти, что бы неприкасаемого господина все-таки привлекли к ответственности, или хотя бы отстранили от хлебного места? Ведь это никакой не менеджер. Сколько он еще будет доить государство и страну?

Счетная палата огласила результаты проверки РОСНАНО (сжатые выводы, доклад см ниже)

На сайте Счетной палаты размещен доклад о результатах проверки ОАО "РОСНАНО". Клерк.Ру предлагает ознакомиться с некоторыми фактами из этого доклада:

• В 2014 г. Росимуществом принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «РОСНАНО» управляющей организации - ООО «УК «РОСНАНО», основной целью которой должно было стать повышение эффективности деятельности «РОСНАНО», улучшение финансовых показателей. При этом среднесписочная численность ОАО «РОСНАНО» в 2014 г. составляла 37 человек, а в 2015 г. – 1 человек, в УК соответственно в 2014 г. – 219 человек, а в первом полугодии 2015 г. – 278;

• В 2014-2015 гг. «РОСНАНО» было выплачено УК вознаграждение в размере 8,09 млрд. руб., в том числе комиссии за управление – 7,96 млрд. руб., комиссии за успех – 0,13 млрд. руб. При этом комиссия за успех выплачивалась даже по убыточным проектам;

• По состоянию на 30 сентября 2015 г. «РОСНАНО» завершено 16 инвестиционных проектов. Анализ прекращения участия «РОСНАНО» показывает, что по восьми инвестиционным проектам** выход осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд. руб., в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой на сумму 7,7 млрд. руб.;

• По состоянию на 30 сентября 2015 г. к блоку антикризисного управления отнесен 21 инвестиционный проект. Общий объем финансирования кризисных проектов составил 60,53 млрд. руб., из которых по 20 инвестиционным проектам финансирование осуществлялось за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой в сумме 25,88 млрд. руб. Однако справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО на 30 сентября 2015 г. составила 13,93 млрд. руб. или 23% от объема финансирования за весь период реализации кризисных проектов;

• Количество поступивших заявок с 2010 г. по 2015 г. сократилось с 439 до 13, или в 34 раза, количество одобренных по заявкам проектов – также сократилось с 44 до 6, или в 7 раз. Число проектов, по которым осуществлялось финансирование за указанный период, также имеет тенденцию к сокращению: с 42 проектов в 2010 г. до 27 в 2015 г.

• Стоимость проведения новогоднего корпоратива на 300 участников составила 3,3 млн. руб. Эти деньги были полностью компенсированы руководством «РОСНАНО». 23 декабря 2015 г., через два дня после мероприятия, Председателем Правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолием Чубайсом.

«Роснано» в первом квартале 2016 года ухудшило финансовые показатели. Такой вывод следует из опубликованной корпорацией отчетности по РСБУ.

Выручка ​«Роснано» за три месяца года составила 1,4 млрд руб. Отметим, это почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Убыток корпорации год к году вырос более чем в 13 раз — с 360,6 млн руб. до 4,8 млрд руб.

На пресс-конференции, посвященной итогам работы группы «Роснано» (АО «Роснано» и УК «Роснано») в 2015 году, председатель правления компании Анатолий Чубайс особенно подчеркивал: корпорация второй год подряд стала прибыльной. В 2015 году чистая прибыль группы достигла почти 17 млрд руб., что почти вдвое больше, чем в 2014-м, следовало из годовой отчетности.

Ранее сообщалось, что Счетная палата предложила не платить премии руководству «Роснано» за убыточные проекты. Позднее по итогам проверки Счетной палаты был выпущен пресс-релиз, в котором говорилось, что причиной неудачных инвестиций госкомпании «Роснано» на 13 млрд руб. стали рыночные факторы, а также технологические, маркетинговые и прочие риски.

«Неудачные инвестиции в проекты объясняются как рыночными факторами (например, цены на продукцию проекта „Поликремний“ упали с $300—400 за кг в 2008 году до $20 в 2015 году), так и технологическими, финансовыми, маркетинговыми и другими неизбежными в инновационной деятельности рисками», — говорится в тексте официального сообщения. Также в пресс-релизе указывалось, что компания не использовала полученные под государственные гарантии средства на выплату вознаграждений сотрудникам. 

Оценка финансового состояния «РОСНАНО» проводилась Минфином России без учета нормативной базы. Доклад.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки деятельности открытого акционерного общества «РОСНАНО» по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации в 2010 - 2015 гг., оценка эффективности их использования открытым акционерным обществом «РОСНАНО», а также рисков неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации.

 

Объекты проверки: открытое акционерное общество «РОСНАНО», Министерство финансов Российской Федерации.

Исследуемый период: 2010-2015 гг.

С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.

В 2014 г. Росимуществом принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «РОСНАНО» управляющей организации - ООО «УК «РОСНАНО», основной целью которой должно было стать повышение эффективности деятельности «РОСНАНО», улучшение финансовых показателей. При этом среднесписочная численность ОАО «РОСНАНО» в 2014 г. составляла 37 человек, а в 2015 г. – 1 человек, в УК соответственно в 2014 г. – 219 человек, а в первом полугодии 2015 г. – 278.

Договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО «УК «РОСНАНО» были установлены размеры вознаграждения, выплачиваемого УК*. На Коллегии было отмечено, что создание системы управления через УК и создание системы стимулирующих выплат вывело получение вознаграждений за рамки ограничений, установленных Правилами предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 709.

В 2014-2015 гг. «РОСНАНО» было выплачено УК вознаграждение в размере 8,09 млрд. руб., в том числе комиссии за управление – 7,96 млрд. руб., комиссии за успех – 0,13 млрд. руб. «Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «РОСНАНО» Управляющей компании составлен таким образом, что даже с убыточных инвестиционных проектов при условии прекращения участия Общества в проекте может быть выплачена комиссия за успех в пользу Управляющей компании», - рассказала Татьяна Мануйлова. Так, в 2014-2015 гг. по проектам, общие инвестиции которых значительно превышают справедливую стоимость и поступления от проекта (с отрицательным доходом), выплачена комиссия за успех в размере 25,49 млн. руб., в том числе по проектам: «ПОЛИКРЕМНИЙ: создание первого в РФ масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и моносилана» в сумме 20,95 млн. руб., «ITN NANOVATION: создание в России производства защитных нанокерамических покрытий» – 1,75 млн. руб., «LILIPUTIAN: создание производства автономных топливных ячеек» – 1,42 млн. руб.

Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным «РОСНАНО», составили на 31 декабря 2015 г. 157,19 млрд. руб. Как отметила Татьяна Мануйлова, Правилами предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства, не установлены порядок или методика осуществления анализа финансового состояния «РОСНАНО».

Работа Минфина по таким важным вопросам как анализ финансового состояния Общества при предоставлении государственной гарантии без создания нормативной базы была поставлена под сомнение Председателем Счетной палаты Татьяной Голиковой. «Если бы Минфин России использовал свои полномочия правильно и руководствовался полномочиями, данными Бюджетным кодексом, то выпустил бы порядок или методику, утвержденную приказом Минфина России. Это исключительная компетенция Минфина России. Письмо Минфина России не носит нормативного характера, но влечет за собой последствия в предоставлении государственной гарантии на 11 млрд. руб.», - заявила Татьяна Голикова.

По состоянию на 30 сентября 2015 г. к блоку антикризисного управления отнесен 21 инвестиционный проект. Общий объем финансирования кризисных проектов составил 60,53 млрд. руб., из которых по 20 инвестиционным проектам финансирование осуществлялось за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой в сумме 25,88 млрд. руб., в том числе по проектам объемы использования средств гарантийной поддержки составили: «ПОЛИКРЕМНИЙ: создание первого в РФ масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и моносилана» в сумме 9,4 млрд. руб., «ХЕВЕЛ: строительство завода по производству солнечных модулей на базе технологии «тонких пленок» – 2,3 млрд. руб., «ЛИОТЕХ: организация в России литий-ионных аккумуляторов» – 3,0 млрд. руб., «ПРОВОЛОКА: создание в России производства режущей проволоки на основе технологии плазменной модификации поверхности» – 2,6 млрд. руб. Однако справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО на 30 сентября 2015 г. составила 13,93 млрд. руб. или 23% от объема финансирования за весь период реализации кризисных проектов. По информации Управляющей компании при успешном управлении кризисными проектами в 2017-2020 гг. поступления от кризисных проектов компенсируют первоначальные инвестиции лишь на 50%. «Кризисные проекты с объемом государственной гарантийной поддержки, выведенные в блок антикризисного управления, являются неэффективными проектами, финансовые вложения в проектные компании по указанным проектам являются убыточными и неэффективными активами», - подвела итог аудитор.

По состоянию на 30 сентября 2015 г. «РОСНАНО» завершено 16 инвестиционных проектов. Анализ прекращения участия «РОСНАНО» показывает, что по восьми инвестиционным проектам** выход осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд. руб., в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой на сумму 7,7 млрд. руб. Их цели достигнуты не были, а реализация неэффективна.

Проведенный анализ инвестиционной деятельности «РОСНАНО» показывает, что количество поступивших заявок с 2010 г. по 2015 г. сократилось с 439 до 13, или в 34 раза, количество одобренных по заявкам проектов – также сократилось с 44 до 6, или в 7 раз. Число проектов, по которым осуществлялось финансирование за указанный период, также имеет тенденцию к сокращению: с 42 проектов в 2010 г. до 27 в 2015 г.

Наибольшее количество финансируемых проектов, по которым начато финансирование, приходилось на 2010-2012 гг., объем финансирования за эти три года составил 101,83 млрд. руб. или 64,2 % от общего объема инвестиций (158,62 млрд. руб.). Объем и доля использования средств, обеспеченных государственными гарантиями, за это время составили 89,72 млрд. руб., или 64,1 % (139,91 млрд. рублей). Далее показатели по количеству проектов, по которым начато финансирование, снизились с 6 в 2013 г. до 2 в 2015 г., в 4 квартале 2015 года начато финансирование 2 проектов. «За 9 месяцев 2015 г. финансирование новых проектов не производилось, а только продолжалось финансирование ранее начатых инвестиционных проектов. Объем инвестиций снизился с 2011 г. по сравнению с 2015 г. с 36,34 млрд. руб. до 16,7 млрд. руб. или более чем в 2,2 раза», - пояснила Татьяна Мануйлова.

Объемы обязательств «РОСНАНО» по погашению основного долга по кредитам и облигационным займам, обеспеченным гарантиями, в 2016-2023 гг. составляют 146,19 млрд. руб., в том числе в 2017 г. в размере 46,41 млрд. руб., в 2019 г. – 31,06 млрд. руб., в 2022 г. – 23,08 млрд. руб. Советом директоров ОАО «РОСНАНО» утверждена 14 декабря 2015 г. Долгосрочная программа развития до 2020 г. с планируемым объемом государственной гарантийной поддержки в 2016-2020 г. в объеме 70 млрд. руб., и реализация которой, наряду с основными задачами направлена также на выполнение обязательств по погашению долговых обязательств по кредитам и облигационным займам. Согласно Долгосрочной программе развития ОАО «РОСНАНО» до 2020 г., утвержденной 14 декабря 2015 г., деятельность Общества до 2017 г. будет являться планово-убыточной. Реализация мероприятий Долгосрочной программы развития до 2020 г. является зависимой от государственной поддержки в форме государственных гарантий в объеме 70 млрд. руб. Таким образом, возможность наступления гарантийного случая в период действия государственных гарантий в 2017-2023 гг. оценивается как высокая.

Счетная палата в целях повышения эффективности использования ОАО «РОСНАНО» средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой, а также снижения рисков неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями, полагает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:

рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 709 в части: запрета выплат вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) по убыточным инвестиционным проектам и выплат руководящему составу единоличного исполнительного органа общества за счет кредитов и облигационных займов, обеспеченных государственными гарантиями; утверждения методики осуществления анализа финансового состояния принципала, проводимого агентом Правительства Российской Федерации, для определения финансового состояния ОАО «РОСНАНО» при предоставлении государственной гарантии;

повысить эффективность вложений денежных средств ОАО «РОСНАНО», полученных под государственные гарантии, в инвестиционные проекты в сфере нанотехнологии и минимизировать риски наступления гарантийных случаев.

Отдельно Счетная палата провела дополнительную проверку проведения корпоративного мероприятия, посвященного встрече Нового 2016 г., и выплат премий. Согласно представленным данным и первичным документам стоимость проведения новогоднего корпоратива на 300 участников составила 3,3 млн. руб. Эти деньги были полностью компенсированы руководством «РОСНАНО». 23 декабря 2015 г., через два дня после мероприятия, Председателем Правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолием Чубайсом была произведена компенсация в полном объеме суммы, перечисленной в ЗАО «Континент Экспресс», проводившее новогоднее мероприятие.

Коллегия приняла решение направить представления ОАО «РОСНАНО» и Министерству финансов Российской Федерации, информационное письмо – в Правительство Российской Федерации, а также отчет в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*1) Комиссии за управление в размере 1,95 % от балансовой стоимости активов Общества по состоянию на 31 декабря года, предшествующего каждому расчетному периоду без учета НДС.

2) Комиссии за успех, которая рассчитывается по инвестиционным проектам Общества, из которых Обществом был осуществлен выход (продажа акций/долей/паев, возврат займов).

**- проект «Галилео: создание в Российской Федерации высокотехнологичного предприятия по производству меток радиочастотной идентификации (RFID-метки) и металлизированных упаковочных материалов»;

- проект «Магазин Будущего: внедрение в розничной торговле технологии радиочастотной идентификации (RFID), использующей нанотехнологические решения (проставление RFID меток на все товары в Магазине будущего, расширение технических возможностей по считыванию полной корзины покупок у автоматического кассового терминала)»;

- проект «Поликремний: создание первого в Российской Федерации масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния и моносилана»;

- проект «Нанокерамика: создание в России производства защитных нанокерамических покрытий»;

- проект «Lilliputian Systems: создание производства автономных топливных ячеек (источников энергии с повышенным КПД на микро-твердооксидных топливных элементах на основе кремния и наноструктурированных материалов)»;

- проект «ПЭТ ВОЛОКНА: создание производства наномодифицированных ПЭТ волокон»;

- проект «Нокия Сименс Нетворкс: трансфер производства телекоммуникационного оборудования для сетей 4G LTE, использующего наногетероструктурные интегральные схемы»;

- проект «Коннектор Оптикс: разработка технологии и производство эпитаксиальных пластин и чипов излучателей и детекторов для сверхскоростных оптических межсоединений для применений в локальных сетях передачи данных, беспроводной связи, на потребительском рынке и других сегментах стратегической важности».

Ключевые факты

В 2014-2015 гг. «РОСНАНО» было выплачено УК вознаграждение в размере 8,09 млрд. руб., в том числе комиссии за управление – 7,96 млрд. руб., комиссии за успех – 0,13 млрд. руб.

В 2014 – 2015 гг. по проектам, общие инвестиции которых значительно превышают справедливую стоимость и поступления от проекта (с отрицательным доходом), выплачена комиссия за успех в размере 25,49 млн. руб.

По состоянию на 30 сентября 2015 г. к блоку антикризисного управления отнесен 21 инвестиционный проект. Общий объем финансирования кризисных проектов составил 60,53 млрд. руб., из которых по 20 инвестиционным проектам финансирование осуществлялось за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой в сумме 25,88 млрд. руб.

Справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО на 30 сентября 2015 г. составила 13,93 млрд. руб. или 23% от объема финансирования за весь период реализации кризисных проектов.

Объемы обязательств «РОСНАНО» по погашению основного долга по кредитам и облигационным займам, обеспеченным гарантиями, в 2016-2023 годах составляют 146,19 млрд. рублей, в том числе в 2017 г. в размере 46,41 млрд. рублей, в 2019 г. – 31,06 млрд. рублей, в 2022 г. – 23,08 млрд. рублей.

Опубликовано: 25 апр. 2016 г. видео 1 мин.

 

ВОТ КАК ЧУБАЙС ОТБРЕХИВАЛСЯ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОШЛОЙ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ 

Сегодня обнаружились новые результаты вчерашней «Прямой линии» Владимира Путина, а именно, одного из самых ярких ее вопросов — когда посадят Чубайса. Путин вступился за экс-главу Госкомимущества, хотя и упомянул, что в его окружении работали кадровые американские разведчики, и, говоря о нынешней его деятельности, тоже вступился за главу «Роснано».

Но с этим, похоже, не вполне согласны в Счетной палате. На сегодняшней пресс-конференции, посвященной результатам проверки «Роснано», объявлено о «ненадлежащем исполнении компанией возложенных на нее задач по развитию наноиндустрии». Обо всем этом уже высказался сам Чубайс.

Как сообщает корреспондент НТВ Егор Колыванов, результаты проверки корпорации «Роснано» Счетной палатой занимают 709 страниц и 400 страниц приложений. По словам аудиторов, это одна из больших работ, проделанных ведомством.

Сергей Агапцов, аудитор Счетной палаты РФ: «Мы рассмотрели 22 проекта, по деньгам это довольно-таки значимая сумма — более 80 млрд рублей. 80 млрд 385 млн рублей или 60% от общего объема финансирования всех проектов со стороны „Роснано“».

Проверка проходила с декабря по апрель — по запросу депутатов Госдумы из фракции КПРФ.

Анатолий Чубайс, председатель правления ОАО «Роснано»: «Спасибо коммунистам, спасибо родной Коммунистической партии. Что называется, давняя любовь не ржавеет. С этим ничего не сделаешь, это, конечно, есть. Но тем не менее я не могу предъявить аудитору Агапцову и его команде претензии, что вы подтасовали данные сознательно, ради политических целей. Это было бы просто несправедливо».

Итоги проверки сегодня комментировали сам Анатолий Чубайс и аудиторы Счетной палаты. По отдельности. Но перед этим провели закрытую совместную встречу, чтобы согласовать и объяснить друг другу свои аргументы.

Анатолий Чубайс: «Нас критикует Счетная палата за то, что у нас большие расходы на управленческий аппарат, на содержание персонала, платы, автомобили и так далее, и так далее. Во-первых, я считаю, что эта критика справедлива. Я считаю, что мы действительно здесь перебрали, особенно в начале нашей работы, еще когда мы были госкорпорацией, и из этого нужно было выбираться».

Выводы Счетной палаты: «Роснано» ненадлежащим образом исполняет задачи по развитию отечественной наноиндустрии. По итогам 2012 года, убыток корпорации составил 24 млрд рублей. Один из полностью обесценившихся проектов — производство поликристаллического кремния на предприятии в городе Усолье-Сибирский в Иркутской области.

Сергей Агапцов: «Инвестиции „Роснано“ в общей сумме — 13,9 миллиарда рублей, направленные в 2009–2012 годах в проект посредством займа и вклада в имущественный капитал ОАО „Усолье-Сибирский Силикон“ является, на наш взгляд, неэффективными».

В «Роснано» объяснили: никто не мог предположить, что за пять лет цены на поликремний упадут в десятки раз. А если ставшее убыточным предприятие просто закрыть, как того требует бизнес-логика, это грозит социальным взрывом в городе.

Анатолий Чубайс: «Отказ от реализации проекта чреват социальным взрывом. Ровно поэтому мы продолжаем вкладывать в проект. Поэтому мы его удерживаем. Да мне проще простого было взять и закрыть. Обанкротились, людей на улицу. Оборудование — с аукциона. Точка. По бизнесовой логике я только это должен был делать. Я этого не делаю сознательно. Это неправильно. В Усолье-Сибирском это чуть не единственный работающий бизнес».

Вопрос личной ответственности Анатолия Чубайса за допущенные госкорпорацией ошибки вчера поднимали на «Прямой линии» с Владимиром Путиным.

Сергей Маленко, сотрудник администрации губернатора Пермской области: «Когда кончится этот беспредел, сколько лет Вы еще собираетесь Чубайса терпеть во власти. Ну и традиционный вопрос для огромного количества россиян: когда его посадят наконец за решетку?»

Владимир Путин, президент РФ: «Есть и проколы, провалы, но это не уголовщина, понимаете?»

В тот же день в Интернете скандал: задавший вопрос журналист Сергей Маленко оказался не столько журналистом (по крайней мере, сейчас), а чиновником из администрации губернатора Пермской области. Как он сам объяснил НТВ по телефону, ему просто было неудобно поправлять ведущих.

Сергей Маленко: «Я действительно с 4 марта являюсь государственным служащим. Меня пригласили на работу в администрацию губернатора, но я вам честно говорю: этот вопрос мой, мне никто его не писал, мне никто его не давал».

Нарушения, выявленные в работе «Роснано», должны быть устранены в ближайшие полгода, после чего Счетная палата еще раз оценит эффективность корпорации.

Источник: cont.ws