Русские Вести

Особый взгляд на темноту


Новосибирский производитель электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения — компания «Катод» — намерена всего через год увеличить объемы производства на 30%. На руку сибирскому производителю сыграла нестабильная политическая ситуация в мире.

На мировом рынке электронно-оптических преобразователей (ЭОП) третьего поколения сложилась уникальная ситуация. Уникальность заключается в том, что на протяжении последних двух десятилетий этот рынок делят три крупные компании. Две из них находятся в США — это ITT и L3, а третья компания из Новосибирска — ОАО «Катод». Поясним, что электрон-но-оптический преобразователь — главная функциональная составляющая современных приборов ночного видения (ПНВ), которая и дает возможность видеть в темноте. Поэтому качественное превосходство ПНВ в целом определяет техническое преимущество ЭОП. Второе поколение ЭОП производят многие компании как в России, так и в мире, такие преобразователи позволяют видеть в темноте, если только есть дополнительный источник света, например, яркая луна. Третье поколение ЭОП дает возможность видеть практически в полной темноте. В России один из основных потребителей ЭОП — Министерство обороны и связанные с ним структуры, а с последними политическими событиями спрос только вырос.

Нужно признать, что, несмотря на известность «Катода» в мире, в Новосибирске об этой компании знают немного, и естественно возникает вопрос: как так получилось, что именно сибирскому предприятию удалось ворваться на рынок ЭОП и занять там одно из лидирующих положений? Факторов много. Основополагающий — верно выбранная стратегия развития. Решение о том, что нужно заниматься разработкой именно ЭОП, было принято еще в начале 1980-х, когда это направление в России всем казалось фантастикой и никто не относился к нему серьезно. Однако директор предприятия Владимир Локтионов (руководит предприятием с 1988 года) увидел именно в этом направлении большие перспективы и упорно ему следовал. Второй не менее важный фактор, который позволил «Катоду» добиться таких результатов, — уникальный состав технических специалистов, которым на самом деле не было равных. Еще один вопрос, на который следует ответить: почему в других технически развитых странах, например в Японии или Корее, так и не занялись производством ЭОП третьего поколения? Во-первых, серийное производство электронно-оптических преобразователей действительно технологически очень сложный процесс, так как все производственные этапы проходят в глубоком вакууме, который для начала еще нужно получить. Во-вторых, это очень на­укоёмкое и дорогостоящее производство, поэтому многие страны просто не берутся за него, так как для обеспечения внутренних потребностей страны в ЭОП ставить такое производство просто экономически не выгодно, и проще купить уже готовые изделия. Выход на внешний рынок и вовсе не имеет смысла. Для того чтобы достойно конкурировать с уже присутствующими игроками на рынке, нужно потратить не менее пяти лет на развитие, а за это время конкуренты шагнут далеко вперед.

Слепая армия

Предприятие «Катод» было создано как опытно-конструкторское бюро (ОКБ) при новосибирском заводе «Экран» в 1959 году. В 1980-е годы, помимо других исследований, ОКБ занималось разработкой ЭОП. К тому времени уже стало понятно, что отставание страны в сфере разработки приборов ночного видения — огромно, по сути, наша армия в темноте была абсолютно слепа. Когда руководство страны это осознало, ликвидировать отрыв поручили Московскому электроламповому заводу («МЭЛЗ») и Институту прикладной физики. Соответственно и финансирование по этому направлению выделили только этим двум предприятиям. Тем не менее, одновременно с ними разработкой ЭОП новых поколений занимались и инженеры ОКБ «Экран», но по собственной инициативе. К 1985 году выяснилось, что именно сибиряки, а не официально назначенные разработчики ЭОП, дальше всех продвинулись в решении поставленной властями задачи — они придумали не только принцип создания ЭОП нового поколения, но и саму технологию его изготовления. Несмотря на очевидные успехи новосибирского КБ, госзаказ новосибирцам получить не удалось, и создание собственных приборов ночного видения затянулось, а с нагрянув-шей перестройкой процесс и вовсе растянулся на десятилетие.

Во время перестройки «Экран» прекратил финансирование исследовательских работ, и ОКБ заводу, по сути, стало не нужно. Сотрудники бюро стали разбегаться, и из пяти сотен специалистов вскоре осталось 180. «Тогда грела только одна мысль: мы стали свободны и можем заниматься теми исследованиями, которыми действительно хотели, — рассказывает генеральный директор ОАО «Катод» Владимир Локтионов, возглавивший предприятие в 1988 году. — И пока вся страна торговала, мы поставили перед собой невероятную задачу — разработать ЭОП нового поколения. Для нашей страны это было совершенно новое направление». Именно тогда, в конце восьмидесятых годов, было принято решение сузить направления деятельности ОКБ и сосредоточиться на разработке ЭОП поколения 2+.

«До перестройки все разработки ОКБ передавались заводу «Экран». Когда нагрянула перестройка, второе поколение ЭОП уже было разработано. Однако после размежевания между нашим бюро и «Экраном», возник вопрос: передавать эту разработку «Экрану» или нет? — вспоминает главный конструктор по НИОКР ОАО «Катод» Иосиф Гольдберг. — В конце концов было принято решение разработку передать. В итоге на «Экране» освоили технологию производства ЭОП второго поколения и продолжают их выпускать до сих пор, по этому направлению мы являемся конкурентами».

Чистое безумие

В 1991 году ОКБ становится самостоятельным предприятием «Катод». И тут появляется новая проблема: разработки в чертежах на самом деле никому не нужны, возникла острая необходимость создать собственное производство ЭОПов. По сути, была поставлена задача сделать из института завод, что многими в то время воспринималось как фантастика. Ситуация осложнялась тем, что необходимое для производства ЭОП оборудование никто в России не выпускал, и специалистов-производственников тоже нужно было обучать самим. Но рынок требовал из разработчиков перепрофилироваться в производственники.

Даже в стабильное время это была крайне амбициозная задача, что уж говорить про «смутный» 1993-й. «Мне говорили тогда, что создавать производство в такое время, да еще и без гарантий дальнейшего сбыта продукции было не просто риском, а чистым безумием», — говорит Владимир Локтионов. Тем не менее, решение было принято, и, несмотря на сложную ситуацию, «Катод» собственными силами перепрофилировался из исследовательской организации в серийного производителя электронной продукции с полным технологическим циклом, при этом все было разработано и сделано с нуля.

В 1994 году «Катод» стал открытым акционерным обществом, а первая серия ЭОП второго поколения появляется в 1995 году. В это же время руководство определило приоритетный вектор в развитии предприятия — создание крупносерийного производства ЭОП 3-го поколения. Для достижения этой цели на предприятии разработали и запатентовали уникальную для рынка технологию производства, и силами своих специалистов «Катод» разработал и изготовил не менее уникальное оборудование. Третье поколение ЭОП задумывалось с целью усовершенствовать параметры второго поколения и «научиться» видеть в практически полной темноте. Конструктивно ЭОП второго и третьего поколений отличаются типом фотокатода. В основе третьего поколения — фотокатод с более высокой светочувствительностью, что дает качество, превосходящее предыдущее поколение ЭОП. Существенным фактором становления наукоемкого производства было тесное сотрудничество с институтами СО РАН, ЦКБ «Точприбор», заводом «НЭВЗ», которое продолжается по сей день.

В 1996 году Владимир Локтионов принимает решение наладить производство теперь уже конечной продукции — самих приборов ночного видения. «Катод» просто не хотел больше упускать коммерческую выгоду. Хотя ЭОП и ключевой компонент в ПНВ, но основную прибыль на рынке и тогда, и сейчас получают заводы-производители конечной продукции — ПНВ. Эта задачу «Катод» выполнил к началу 2000-х годов.

Следующей задачей стало научиться красиво позиционировать свой товар. «И внешний вид продукции у вас не такой, и упаковка некрасивая, — рассказывает о возникших претензиях со стороны потребителей Владимир Локтионов. — Пришлось учиться у зарубежных фирм в Канаде, Германии, Китае. Думаю, научились».

В 2000 году «Катод» получил первую в своей истории прибыль. А к 2002 году прибыль предприятия увеличивается вдвое, в 2003 году — еще вдвое. Приборами «Катода» начинают пользоваться Великобритания и Израиль, а еще через несколько лет — практически вся Европа, южно-азиатские страны, появились заказы из Америки. Наступает расцвет предприятия. Сейчас клиентами «Катода» стали около 60 стран.

Как писал журнал «Эксперт» в 2004 году, ничего определенного о перспективах «Катода» тогда сказать было нельзя — станет ли он сам мировым гигантом или же будет поглощен кем-то из уже существующих. С того времени собственники компании пережили четыре попытки рейдерского захвата предприятия. Самым тяжелым оказался 2007 год. «В этом году предприятие практически полностью потеряло темпы развития. Как только появилась первая прибыль, сразу же появились рейдеры. Начиная с 2000 года, эта проблема является основной и не теряет актуальности. Чем успешнее развивается предприятие, тем больше сил и средств приходится тратить на его защиту», — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Катод» Вадим Локтионов.

Гонка преследования

Если говорить о конкуренции, то в производстве третьего поколения ЭОП лидерами рынка на протяжении последних не-скольких лет остаются две американские компании ITT и L3 и новосибирский «Катод». Недавно в эту конкурентную борьбу включилась французская компания Photonis. Несмотря на то, что французы производят только ЭОП поколения 2+, на определенном этапе благодаря активной маркетинговой политике они смогли составить конкуренцию третьему поколению. Их месседж был оригинален и прост: второе поколение не хуже третьего и при этом дешевле.

«ЭОП Photonis действительно очень качественные, но только когда есть дополнительное освещение. Например, для работы приборов третьего поколения достаточно света звезд, в то время как ЭОП 2+ поколения в этих условиях слепы. И от этого никуда не деться, — поясняет Гольд­берг. — Однако ходят слухи, что Photonis уже занялся разработкой третьего поколения, если это так, то в перспективе они смогут составить нам конкуренцию».

Конкурирование с американскими фирмами более специфическое. Дело в том, что США не экспортирует высококачественные ЭОП, а только те, в которых значение FOM (соотношение базовых параметров — разрешения и сигнал-шум) ниже 1 600. «Приборы с более низким значением FOM (меньше 1 600) американцы предлагают другим странам, и эти приборы мы давно превзошли по качеству и можем предложить лучше. Тем не менее, возможно, что скоро США изменит это ограничение, и экспортироваться будут в том числе приборы с FOM 1 800», — рассказывает исполнительный директор ОАО «Катод» Сергей Кесаев.

Полмиллиарда за чистоту

Если в 2004 году обороты ОАО «Катод» не превышали 175 млн руб­лей, то по итогам 2014 года новосибирский завод нарастил свою выручку до 1,6 млрд руб­лей. Чистая прибыль по итогам 2013 года составила 218,1 млн руб­лей (в 2012-м — 114,8 млн руб­лей). Тем не менее, «Катод» намерен в 2016 году увеличить объем производства на 30% . Этому в том числе поспособствует политическая обстановка в мире и растущие потребности Министерства обороны в ЭОП.

Для увеличения объемов выпуска продукции руководство «Катода» приняло решение построить новый производственный корпус. Его площадь составляет 6 тыс. кв. м. Объем инвестиций в проект — 500 млн руб­лей. «Катод» финансирует строительство за счет собственных средств и господдержки, общий объем которой с 2015 по 2021 год составит 33,2 млн руб­лей. Господдержка будет оказана в виде налоговых льгот по налогу на имущество организации и по налогу на прибыль.

Необходимость строительства нового корпуса назрела не только для увеличения производительности, но и из-за того, что нынешние производственные помещения перестали отвечать параметрам чистоты. В здании зафиксирована большая концентрация пыли, появлению которой неизбежно способствуют старые стены, потолки и перекрытия, а в производстве электронно-оптических преобразователей нового поколения требуются сверхчистые помещения и оборудование, обеспе-чивающее вакуум от низкого до сверхвысокого.

«Если при производстве ЭОП второго поколения специалисты «Катода» еще как-то справлялись с обеспечением чистоты помещений, то сейчас, при разработке ЭОП новых поколений, мы столкнулись с определенными трудностями, — говорит Владимир Локтионов. — Дело в том, что на первый план в электронной промышленности сейчас выходят требования к чистоте воздушной среды по содержанию аэрозольных частиц, попадание которых в рабочий объем сверхвысоковакуумной установки может в несколько раз снизить выход продукции требуемого качества», — пояснил руководитель предприятия.

Новый корпус будет оснащен современными технологическими и сверхчистыми помещениями и высокопроизводительным оборудованием, что позволит усовершенствовать конструкцию и технологию изготовления изделий. «Нужно признать, что решение о строительстве нового производственного корпуса было принято давно, но когда Владимир Локтионов озвучил, каким требованиям должно отвечать новое помещение, эту затею многие оценили крайне скептически, потому что это требовало колоссальных усилий и огромных затрат, — рассказывает директор по развитию ОАО «Катод» Татьяна Пирогова. — Но уже с 2012 года, эти планы стали приобретать отчетливые формы. Начали подсчитывать, сколько площадей нам нужно, какие затраты потребуются. Мы ведь очень сильно зажаты в площадях, и новый корпус строится, по сути, на небольшом кусочке земли, где раньше располагалась клумба и какие-то хозяйственные корпуса. Поэтому важно было продумать расположение каждого квадратного метра в новом здании».

В начале 2014 года Владимир Локтионов объявил о начале строительства нового корпуса.

С запуском нового производственного корпуса «Катод» увеличит объем производства ЭОП на 30% 017_expert-sibir_35.jpg

С запуском нового производственного корпуса «Катод» увеличит объем производства ЭОП на 30%

У компании «Катод» есть опыт в расширении производства и в строительстве новых чистых площадей. Совсем недавно сдан в эксплуатацию завод по производству ЭОП поколения 2+ в Республике Вьетнам, куда новосибирское предприятие не просто продало серийную технологию, но и сдало производство «под ключ». Однако в России не оказалось подходящих компаний, способных осуществить строительство чистых помещений большой площади. «Компании, строящие чистые помещения, в России, конечно, есть, но они, как правило, специализируются на небольших помещениях, часто на лабораториях, поэтому мы остановили свой выбор на сербской компании «Термовент», у которой очень большой опыт в подобном строительстве. К тому же очень важно правильно организовать фильтрацию воздуха и верно рассчитать и распределить направления всех воздушных потоков, именно это обеспечивает необходимую чистоту помещения, — говорит Татьяна Пирогова.

Строительство нового корпусу планируется завершить в ближайшие три месяца, но это откроет начало новым трудностям. Переезд в помещениях высокого класса чистоты — задача не из простых. «Основная трудность при переезде — это то, что нужно максимально быстро получить вакуум. Все это действо чем-то напоминает организацию открытия олимпийских игр, когда каждое действие рассчитано по секундам, — улыбается Татьяна Пирогова. — Также и у нас, уже несколько раз обыгрывали сценарий переезда, счет действительно должен идти на секунды».

Конфликт на руку

«Основной вектор развития компании — увеличение выпуска ЭОП 3-го поколения, технология которых постоянно совершенствуется. Сейчас по объему закупаемых ЭОП у «Катода» лидирует Китай. В России основной потребитель ЭОП — Министерство обороны. При этом с недавнего времени произошла переориентация спроса, сейчас 60% выпускаемой продукции поставляется на внутренний рынок (в том числе оборонзаказ), а 40% — гражданским фирмам, раньше было наоборот», — рассказал Вадим Локтионов. Кроме того, в связи с экономической и политической ситуацией объем заказов на внутренний рынок существенно вырос, что и привело к увеличению объемов выпускаемой продукции на 30% в прошлом году, в этом году объемы могут увеличиться еще на 30%. Прогнозируемый оборот на 2015 год должен составить два миллиарда руб­лей.

Сейчас активно идут работы по созданию ЭОП следующего поколения, несмотря на то, что специалисты спорят о том, может ли вообще быть следующее поколение ЭОП? «Скорее всего, новый прибор будет не следующего поколения, а просто принципиально другой. Дело в том, что есть физические ограничения для улучшения приборов, и мы практически достигли предела параметров чувствительности. В США, к примеру, работают над созданием беспленочного ЭОП, также есть направление создания цифрового ЭОП, — говорит главный технолог ОАО «Катод» Павел Попов. — И над тем, и над другим направлением мы активно работаем». Тем не менее, к началу следующего года «Катод» пообещал представить миру суперприбор ночного видения, о чем ранее заявлял Владимир Локтионов. Подробности разработчики пока держат в секрете. Но, возможно, именно этот проект позволит «Катоду» занять новое место в конкурентной борьбе и обеспечить российскую армию уникальным оборудованием.

Одна из последних разработок специалистов «Катода» — специальный фотокатод для ультрафиолетового пеленгатора. Этот прибор разработан на основе ЭОП поколения 2+ и помогает засечь ракеты противника и сбить их с курса. «Об этом катоде в мире есть только публикации, а на серийное производство их еще никто, кроме нас, не вывел, — говорит Иосиф Гольдберг. — Основная особенность в том, что при пуске ракет с ультракрасной головкой наведения солнечное излучение не создает помех в их обнаружении». Принцип работы таков: пуск ракеты засекается ультрафиолетовым пеленгатором, который встроен в общую систему защиты техники, чувствительный детектор высчитывает координаты пущенной ракеты и передает на следующий блок, который уже создает помеху этой ракете и отводит ее в сторону. Весь это процесс длится сотые доли секунды. Устройство продается только на внутренний рынок и только для нужд российской обороны.

Бэлла Заушицина

Источник: expert.ru