Русские Вести

Окупил себя, ещё не заработав


Главной темой очередного выпуска программы "Без цензуры" в этот раз стала энергетика и всё, что с ней связано. В студии "Первого русского" ведущий Никита Комаров эту тему обсудил с главным редактором аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика Инфо" Борисом Марцинкевичем.

Только бизнес: Угля не будет, покупайте электричество

Никита Комаров: На прошлой неделе в СМИ появилось очень интересное сообщение: Россия прекращает транспортировку энергетического угля на Украину. И это при том, что запасы у соседей в настоящее время находятся на самом низком уровне за последнее время. Что происходит на самом деле?

Борис Марцинкевич: Ничего личного, только бизнес. Поставки энергетического угля означают, что на генерирующих мощностях Украины будет вырабатываться электроэнергия, а это нам вовсе не требуется. 1 ноября закончился срок объявленного Украиной моратория на поставки электроэнергии из России. А у нас на экспорт электроэнергию поставляет госмонополия – компания "Интер РАО", и её прибыль для государства гораздо важнее, чем прибыль частных угольных компаний.

– Насколько я понимаю, в электроэнергетике куда большая добавленная стоимость, чем у газа, угля или нефти.

– Электроэнергия – это конечный продукт переработки любых энергетических ресурсов. Разумеется, маржа здесь выше.

– Таким образом, Россия вынуждает Украину закупать электроэнергию и не использовать газовую или  угольную генерацию?

– Украина может делать со своей газовой и угольной генерацией всё, что ей вздумается.

– По поводу запасов, действительно они там находятся на минимальном за всё время уровне?

– Да, Украина подходила по-разному к отопительному сезону, но сейчас, по сравнению с теми нормативами, которые разработало их же Минэнерго, запасы по углю меньше в 4-4,5 раза. Такого минимума у них не было никогда.

По сравнению с прошлым годом, по оценкам экспертов, объём газа в подземных хранилищах меньше на 10 миллиардов кубометров, чем годом ранее. При этом далеко неясна форма собственности, странные подаются данные. Там хранят газ и европейские компании, но в тех отчётах, которые публикует "Нафтогаз", этого разделения нет.

– Но если предположить, что у них уголь полностью закончится, они, чисто теоретически, смогут переключить свои электростанции на газ?

– Нет, угольные электростанции – это угольные электростанции. И на газе они работать не могут. Судя по тому, что пишет украинская пресса, власти лихорадочно ищут, где бы им докупить уголь подходящего сорта. А вся местная угольная генерация строилась в расчёте на местные угли, в том числе на донбасский. Но тут тоже есть большие проблемы. Будем наблюдать, чем всё это закончится.

А моратории на поставку электроэнергии из России они накладывали каждый год. Летом же хорошо, тепло, поэтому надо громко-громко объявить о том, что они накладывают мораторий. В этом году он был наложен до 1 октября. Потом синоптики сказали, что октябрь будет тёплым, и мораторий продлили до 1 ноября.

Это политические игры, но они довольно аккуратные. О том, что мораторий вводится, можно объявлять громко. А когда срок закончился, об этом можно промолчать. Сейчас мораторий закончился, и можно начинать вести переговоры. Посмотрим, что скажет Александр Лукашенко и что скажут руководители "Интер РАО" после согласования с соответствующими товарищами.

– Правильно ли я понимаю, что угольные электростанции могут просто встать?

– Если украинские не найдут возможность откуда-то импортировать уголь, то встанут. Можно, конечно, хорошо поискать, как-то договориться с ЮАР, предложив повыше цену, съездить в штат Пенсильвания, там предложить повыше цену, чем предлагает Китай, где цены немного пошли сейчас вниз, и можно успеть. Свободный рынок! Они сами этот рынок сделали.

Газа мало. Будет зима тёплой – возможно, и переживут

– Перейдём к газу. Отопительный сезон начался, стоимость газа на высоких уровнях. В подземных хранилищах Украины плюс-минус 18 миллиардов кубометров газа. Этого достаточно для того, чтобы пройти отопительный сезон?

– По оценке украинских экспертов, порядка 4 миллиардов кубометров – это запасы европейских компаний, которые они могут либо продать Украине, либо могут отправить по своим другим нуждам. Ещё порядка 4 миллиардов кубометров – это пассивный запас, который обеспечивает работу подземных хранилищ газа.

Получается, что Украина входит в отопительный сезон с реальным запасом в 10 миллиардов кубометров газа. Если зима будет тёплой, то этого объёма достаточно. В 21-м веке экономическое и политическое положение Украины, как, собственно, и всей Европы, зависит от того, будут морозы или не будут.

– Удивительная ситуация, когда в наши дни энергетическая, экономическая и национальная безопасность государств зависит от погодных условий.

– Даже сто лет назад такого не было. Сложно даже сказать, как они этого добились.

Страшилки в жанре "чубайсятина"

– Давайте перейдём к ветрякам и прочим источникам возобновляемой энергии. Вчера как раз у нас Анатолий Чубайс разродился очередными заявлениями, обозначив угрозу для России от будущего энергоперехода:

Если газ создаёт такого масштаба проблему, значит, надо уменьшить его долю и увеличить долю возобновляемых источников энергии. Точка. Никаких других выводов не будет. Суть вывода, который Европа делает из этого: нужно ещё жёстче ограничивать долю углеводородов в энергетическом балансе. И у них это происходит дикими, невероятными темпами. Я как энергетик могу вам сказать, что я не верил в возможность таких темпов. Не хочу цифрами вас заваливать. Поверьте, что темпы невероятные. Какой вывод будет сделан? Они их удвоят. Они ещё жёстче пойдут в сторону солнца и ветра. И ещё большими темпами пойдут в сторону водорода. Что это для нас означает, для России? Немножко о стране же надо подумать, слов не хватает приличных. Сокращение экспорта нас ждёт – очевидно абсолютно.

– Так что нам прогнозирует, как он сам себя назвал, энергетик? Поскольку нынешний кризис на газовом рынке Европы больно ударил по экономике, то они якобы будут ставить ещё больше ветряков и солнечные электростанции. Как вы это прокомментируете?

– Анатолий Чубайс как энергетик для меня является родоначальником прекрасного литературного жанра "чубайсятины". Он живой классик этого жанра и обязательно должен что-то сказать. Его мнение несколько расходится с мнением Министерства энергетики и промышленности ФРГ.

Исполняющая обязанности канцлера Ангела Меркель сказала, что во время энергетического перехода, который закончится не ранее 2050 года, роль природного газа как переходного энергоресурса будет только возрастать. Она позволила себе не согласиться с родоначальником жанра "чубайсятина", так что Анатолий Борисович приблизительно молодец.

– За последние 15 лет, с 2005 года, потребление газа в Европе сократилось на 28 миллиардов кубометров. При этом собственная добыча рухнула на 99%. Насколько я понимаю, собственная добыча в Европе не возобновится.

– В 2022 году в соответствии с решениями, утверждёнными голландским парламентом, полностью прекратится добыча на гигантском месторождении "Гронинген", откуда начиналось становление всей газовой системы Европы. Это будет означать уменьшение добычи ещё на 10 миллиардов кубометров. Возникли проблемы у Алжира с государством Марокко, а если не будет работать один из газопроводов, который проложен через марокканскую территорию, это будет означать уменьшение поставок в Испанию и Португалию.

Так что не совсем понятно, исходя из чего господин Чубайс делает свои прогнозы. Может быть, он опирается на мнение большого специалиста по гинекологии и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая на совещании по энергетике тоже заявила о необходимости увеличить вложения в ветряные и солнечные электростанции. То, что именно эти вложения и отсутствие резервных мощностей привели к нынешней ситуации на европейском газовом рынке, эта дама понимать отказывается.

Не знаю, успел ли господин Чубайс прочитать на прошлой неделе сообщение Министерства энергетики и промышленности ФРГ, в котором говорилось, что "Северный поток – 2" не несёт угрозы газовому снабжению Германии и соседних стран, а среди них - Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Чехия и Австрия. Вот эти страны не видят риска в том, что появится "Северный поток – 2". При сохранении режима ограничения в 50%, он, тем не менее, сможет обеспечить этим странам дополнительные 27 миллиардов кубометров газа.

То есть и в этом случае Анатолий Борисович не попал.

Массового перехода на СПГ не будет: слишком дорого

– Правильно ли я понимаю, что в течение определённого времени, в долгосрочной перспективе – до 2045 года, Россия только увеличит долю на газовом рынке Европы и в процентном, и в физическом выражении?

– Если не произойдёт ничего выдающегося. У ЕС в настоящее время по трубопроводам поставляют газ 4 госкомпании из России, Норвегии, Алжира и Азербайджана. У норвежской компании Equinor уже несколько лет не получается повысить поставки газа выше 110 миллиардов кубометров в год. Про алжирскую Sonatrach я уже сказал, кроме того, Алжир не намерен увеличивать поставки трубопроводного газа, отдавая предпочтение СПГ. Что касается азербайджанской компании SOCAR, то их 10 миллиардов кубометров газа в год для Европы погоды не сделают. Остаётся только "Газпром".

Невозможно физически добиться того, чтобы СПГ стоил дешевле природного трубопроводного газа. СПГ можно считать вторичным энергетическим ресурсом, который к тому же приходится перерабатывать дважды. Если страны ЕС захотят массово переходить на СПГ, они получат повышение себестоимости всего, что из этого газа будет вырабатываться.

– Что удивило в заявлении Чубайса, так это то, что он говорит всё время о рынке Европы. Но ведь потребление газа в мире до 2030 года, согласно всем прогнозам, увеличится на 12%. И как раз Россия активно развивает свои мощности СПГ, чтобы его можно было перенаправить в ту же Азию. Удивляет, как синхронно они – и Чубайс, и Алексей Кудрин, и Антон Силуанов – говорят о том, что надо готовиться к резкому падению экспортной выручки от нефти и газа.

– Если эти люди хотят жить на планете, где на глобусе есть только Европа, то это их право. Но мы живём на другой планете, и у нас есть огромный материк Евразия, где спрос на газ только растёт. А "Газпром" уже осуществляет поставки СПГ в Индию.

Выгодно ли России продавать газ по высоким ценам?

– Не будем далеко уходить от европейских дел и обсудим "Северный поток – 2". Во время нашей предыдущей беседы вы сказали, что этот газопровод, ещё и не заработав, себя уже окупил. Поясните, пожалуйста.

– Это совершенно фантастическая история. Давайте представим себе, что односторонних дискриминационных мер со стороны США в отношении проекта "Северный поток – 2" не было бы. В этом случае газопровод бы уже работал, объём поставок для Европы вполне достаточный, цены не растут, всё в полном порядке.

Когда "Газпром экспорт" планировал поставки на 2021 год, он дал прогноз, что к декабрю стоимость газа на европейском рынке будет 170 долларов за тысячу кубометров. В соответствии с вердиктом Стокгольмского арбитража, вынесенном по иску польской компании PGNiG, цены должны пересматриваться каждый квартал. При этом, по словам гендиректора "Газпром экспорта" Елены Бурмистровой, на формулу цены газа в долгосрочных контрактах теперь на 87% влияет спотовая цена.

Соответственно, на начало октября газ должен был стоить порядка 300 долларов за тысячу кубометров. В декабре эта цена, скорее всего, будет ещё раз скорректирована.

– То есть получается, что в октябре газ продавали по спотовой цене на июль? И вот этот ужас, где стоимость поднялась до 1000-1500 долларов, будет в декабре?

– Будет или нет, это отдельный вопрос, как и то, насколько выгодно России продавать газ по столь высоким ценам. То есть мы видим удвоение стоимости газа. При тех объёмах поставки, которые в этом году осуществляет "Газпром", неработающий "Северный поток – 2" обеспечил такое повышение цены и дополнительную прибыль.

Благодаря этому вся пятёрка европейских компаний, которая финансировала строительство морского участка газопровода, получили полный возврат своих инвестиций. При этом они рассчитывали, что возвращение инвестиций не случится раньше чем через 15 лет.

Что будет происходить на европейском газовом рынке с ценами, зависит от тех действий, которые предпримет "Газпром" после 8 ноября. Сейчас уже не только европейцы, но даже американцы признали, что единственный поставщик, который может повлиять на уровень цен, – это "Газпром".

Но в том случае, если средняя цена газа будет превышать 500 долларов, действительно становится выгодным продолжение массового строительства солнечных электростанций, несмотря на повышение стоимости всех материалов, которые для этого необходимы.

Источник: tsargrad.tv