Структура нового правительства и распределение ролей в нем озадачило многих аналитиков. Никаких сюрпризов относительно персон нового состава правительства, как и следовало ожидать, не последовало, если не считать неожиданное назначение на должность министра обороны человека штатского, известного экономиста, разработчика стратегии суверенного развития страны и отличающегося, как утверждают его коллеги, неподкупностью и честностью.
Но и в этом не стоит искать ничего сенсационного. Задачи, которые предстоит решать Министерству обороны, напрямую связаны не только с защитой российских рубежей, но и с экономической эффективностью всего, что закладывается в «военный бюджет», в который вливаются триллионы. Сменившему Шойгу Андрею Белоусову предстоит провести не только аудит расходов на укрепление обороноспособности страны, но и сделать Минобороны максимально эффективным ведомством. Опыт экономиста поможет Белоусову наладить работу создаваемого в недрах Минобороны центра по производству дронов и роботов, который объединит в себе различные предприятия, лаборатории и конструкторские бюро, которые занимаются разработкой и производством перспективного вооружения.
На совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса глава государства сообщил, что назначение министром обороны Андрея Рэмовича Белоусова не в последнюю очередь связано с ростом бюджетных расходов на оборону и безопасность. Они вырастут до 8,7% с нынешних 6,7% и могут ещё увеличиться. Причём при растущих расходах на оборону и безопасность все социальные обязательства (образование, здравоохранение, поддержка ветеранов, пенсионное обслуживание) должны быть исполнены и цели национального развития должны быть достигнуты. И это напрямую связано, в том числе, и с улучшением эффективности работы ВПК.
Речь идёт о выпуске всей необходимой продукции как для нужд фронта, так и для общего повышения обороноспособности государства.
Президент поставил перед Белоусовым как новым министром обороны и опытным управленцем задачу – «экономику силового блока и Минобороны как ключевого звена вписать в общую экономику страны» и способствовать её развитию. На этом теперь, собственно, и должна строиться модель экономического развития, не похожая ни на одну из приятных в мировой практике.
Итак, в новой экономической модели Минобороны в лице государства выступает крупным заказчиком самой передовой техники. Оборонно-промышленный комплекс становиться мощным локомотивом, который потянет за собой многие отрасли экономики. Ведь растущие расходы на оборону и безопасность напрямую связаны и с гражданскими отраслями производства, что даст толчок развитию промышленности, а значит – появятся новые производства, увеличится число рабочих мест. Но это взаимоотношение между «пушками» и «маслом» должно быть органически вписано в общую стратегию развития государства». Не случайно такая задача поручена Андрею Белоусову, который вплотную занимался в правительстве продвижением технологий двойного назначения и развитием беспилотных аппаратов. А продвигал задуманное им Денис Мантуров, которой и продолжит «оборонно-производственное дело» в должности первого вице-премьера с опорой на экономический блок и родное министерство промышленности и торговли.
Задел для успешной реализации задуманного уже создан. Всего за два года удалось не только оживить, но и укрепить ОПК, состоящий из предприятий, выпускающих военную продукцию и успешно совмещающих её с производством изделий широкого потребления. В нашей стране работает не менее 35 заводов военной техники. Только в Москве их шесть, в Туле – пять, в Петербурге – четыре, и так по всей стране. А всего, по словам президента, у нас к оборонно-промышленному комплексу относится шесть тысяч предприятий, на которых трудятся 3,5 миллиона человек (только за полтора года в России было создано 520 тысяч новых рабочих мест в сфере ОПК). Работу сотрудников таких предприятий президент назвал напряжённой. Некоторые заводы работают в три смены. В итоге – производство основных вооружений и боеприпасов за прошедший год выросло в разы.
По озвученным ранее планам Минобороны, в 2024-м г. Вооруженные силы России получат более 36 тыс. основных образцов военной техники, 16,5 млн средств поражения. Вся эта громада, поставляемая армии и флоту, измеряется не только в количественных показателях. Из ворот оборонных предприятий должна выходить и уже выходит такая техника, которую у нас готовы охотно купать зарубежные партнёры.
А чтобы иметь преимущества в развязанной против нашей страны войне, мы должны хотя бы на шаг опережать конкурентов.
Сегодня, в условиях невиданного санкционного гнёта, российской экономике отводится особая роль. Из основных сфер повседневного государственного управления она становится отдельной целью национального развития, прописанной в национальном проекте «Устойчивая и динамичная экономика». Особое значение в нём отводится промышленности и технологиям, которые и должны стать ударным звеном преобразований, за которое теперь отвечает первый вице-премьер Денис Мантуров, а экономику в целом будет курировать вице премьер Александр Новак, много сил отдавший восстановлению топливно-энергетического комплекса, с трудом пережившего реформу РАО «ЕЭС России», затеянную Чубайсом. И это тоже не случайно: развивать промышленность и укреплять технологический суверенитет невозможно без возвращения ТЭКу его связующей роли в народно-хозяйственном комплексе страны. Что бы ни говорили либералы, а энергетика была и остаётся кровеносной системой экономики и социальной сферы любой страны. От её состояния напрямую зависит развитие промышленности, транспорта, ЖКХ, а значит, комфорт и качество жизни миллионов людей.
Энергосистему страны предстоит объединить в единое целое, освободив от зависимости зарубежных собственников, капиталы которых в своё время зазывал Анатолий Чубайс. Иначе тарифы в нашей самой богатой энергоресурсами стране по-прежнему будут расти, вырученные собственниками предприятий ТЭКа деньги, продолжат утекать на сторону, минуя кошельки простых граждан. В 2008 году «ЕЭС России» разделили на 23 независимые компании, из которых в госсобственности оставили всего две. К сожалению, ещё совсем недавно эта стратегическая отрасль находилась в состоянии застоя. Изношенность основных фондов зачастую превышала 70%, участились технологические аварии, а перебои с энергоснабжением стали обыденностью. Но в последние пять-семь лет случился настоящий технологический прорыв. По оценкам Министерства энергетики РФ, за это время в электроэнергетику удалось привлечь свыше четырёх триллионов рублей инвестиций. И, что особенно важно, эти средства были направлены, прежде всего, на масштабное обновление генерирующих мощностей.
Потребление электроэнергии в России продолжает увеличиваться – и это хороший знак. Рост спроса отмечается во всех энергосистемах страны, но заметнее всего – на Дальнем Востоке, в Сибири и на Юге, где развитие регионов ускоряется небывалыми темпами. Потребление энергии увеличивали машиностроители и металлурги, военная промышленность, ОАО РЖД, южные порты.
В новом майском Указе президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлена амбициозная цель – не только добиться роста ВВП, превышающего среднемировые показатели, но и к 2030 году снизить долю импорта товаров и услуг до 17%. При этом слово «импортозамещение» в Указе отсутствует.
Речь идет не о борьбе с импортом как таковым (это намного упрощало бы задачу), а, по сути, о новой индустриализации, основанной на собственных резервах и возможностях. Решению этой задачи и посвящён национальный проект «Технологическое лидерство».
Государство намерено не только уменьшать зависимость от импорта и его долю в экономике, но и поменять структуру экспорта, нарастив продажу за рубеж неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года.
Не забыты и предприниматели. Одним из приоритетов заявлено «обеспечение в 2024 –2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта». Государство ради исполнения этой цели должно создать условия для того, чтобы люди не просто хотели и могли заниматься небольшим бизнесом, но и чтобы этот бизнес в основной своей массе был стабильно доходным.
Успешное исполнение Указа о национальных целях развития на следующую шестилетку и на перспективу до 2036 года зависит от регионов. Не случайно выход России на четвертое место в мире по ВВП связывают с двукратным снижением разрыва бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами страны за две шестилетки.
Чем скорее мы к этому придём, тем быстрее достигнем и остальных целей, отмеченных в основополагающем документе, среди которых народосбережение, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи и борьба с бедностью.
Улучшить жизнь в регионах поможет повышение производительности труда. Кстати, производительность в Москве уже соответствует европейскому уровню, и этот опыт, как считает Андрей Белоусов, надо тиражировать в другие регионы. Если они к 2030 году хотя бы наполовину приблизятся к московскому уровню, то необходимый рост производительности труда удастся обеспечить по стране в целом.
Равномерное развитие регионов России крайне сложная задача, к её решению власти подступались не одно десятилетие. Проблема в том, что они существенно различаются по уровням развития и по финансовым возможностям для инвестиций. Чтобы отстающие региональные экономики подтянуть к передовым, по мнению экспертов, придётся менять подход к распределению бюджетных трансфертов, создавать такие условия, при которых местные власти будут заинтересованы в формировании своих точек роста и развития. Тогда появится больше технологических кластеров и промышленных зон, что в итоге сработает на увеличение общего ВВП страны.
Помимо всего прочего надо иметь в виду, что противостояние Запада будет расти, а инфляция, вероятно, преподнесёт ещё немало сюрпризов, да и сам прожиточный минимум, как показатель уровня бедности, скорее всего, придётся пересмотреть в сторону увеличения. Но если правительство вместе с Госдумой и регионами будет «действовать в едином строю» для долгосрочного, устойчивого и уверенного развития страны, то эти и другие вызовы преодолимы.
Либералы десятилетиями пытались убедить власть, что высокие расходы на оборону и нацбезопасность только вредят экономике, потому что финансовые ресурсы якобы только проедаются и не дают никакого эффекта. Противники государственного регулирования любят ссылаться на советское время, когда огромные средства тратились на разработку и производство передовых вооружений, но на улучшении жизни людей это не сказывалось. Оборонка жила сама по себе на том потенциале, который накапливал в себе советский ВПК и о котором вспомнили лишь в конце восьмидесятых. Конверсия, на которую делали ставку во время правления Горбачёва, так и не оправдала надежд. В то же время США во время Холодной войны смогли установить тесную связь военного и гражданского секторов экономики и добились невиданных успехов в технологическом развитии (взять тот же Интернет, с которым и сегодня связывают прорыв в развитии многих сфер жизни, изначально создавался как формат связи для военных).
Сегодня трудно предсказать, как поведёт себя мировая экономика в ближайшие шесть и, тем более, 12 лет. Но создание устойчивой национальной базы развития с участием ВПК позволит защитить нашу страну от любых угроз и бед. А богатые недра, огромная территория и сравнительно высокий человеческий потенциал помогут России превратиться в страну, которой будет завидовать весь мир.
Автор: Юрий Алексеев