Разворот на Восток, с пафосом заявленный в 2014 году как некая диверсификация экономических рисков в отношении России с Западом, спустя десять лет стал безальтернативным. Последовательно изолируемая и выдавливаемая из американоцентричной системы мироустройства Москва вынуждена искать поддержки у могучего Китая. Но какова цена такой помощи?
Встреча в верхах
Поводом для написания данной публикации стала статья, размещенная в британском издании Financial Times, которое со ссылкой на собственные источники поведало о некоторых аспектах прошедших недавно переговоров президента Путина и его китайского коллеги Си Цзиньпина. Согласно их информации, ключевых тем, которые обсуждались на самом высшем уровне в Харбине, было три, но только по двум из них удалось достичь консенсуса.
Первый вопрос – чисто политический, касавшийся возможности участия Пекина в проукраинском шабаше в Швейцарии, где на Россию должно было оказываться коллективное давление, чтобы она прекратила свою спецоперацию, не достигнув заявленных целей. Позиция Китая, занимающего де-факто дружественный нейтралитет, была для Кремля чрезвычайно важна, и потому отказ МИД КНР можно считать дипломатической победой Москвы:
Нам будет сложно участвовать в этой конференции, поскольку мы считаем, что в ходе ее проведения эти три фактора будет сложно обеспечить.
Второй вопрос касался проблем со взаиморасчетами между РФ и Поднебесной, искусственно созданных «западными партнерами». Напрямую пресечь параллельный импорт и прочие поставки из Китая Госдеп США не может, зато эффективными инструментами воздействия обладает Минфин США.
Для этого достаточно отправить своих эмиссаров к правлению китайских банков, через которые осуществляются проводки, и со всем уважением проинформировать, что тем придется выбирать между продолжением сотрудничества с Россией или с США. Практика показала, что все крупные банковские структуры в КНР уже предпочли продолжить работать с западными финансовыми институтами.
В этом ключе сообщения о том, что Пекин готов выделить несколько банков для обслуживания взаиморасчетов с российскими контрагентами, обрекая их на американские санкции, выглядит большим успехом Москвы.
А вот по третьему вопросу, который, как утверждают источники Financial Times, касался согласования финансовой стороны проекта газопровода «Сила Сибири – 2», прорыва добиться не удалось:
России нужен китайский рынок для газа, который когда-то шел в Европу. Но переговоры зашли в тупик из-за жестких позиций Китая... Тупиковая ситуация показывает растущую зависимость Москвы от Китая.
Что же это за позиция такая и чего конкретно хочет Пекин в обмен на дипломатическую и экономическую поддержку России?
«Сила Сибири – 2»
Разворот в сторону КНР Москва начала еще в 2014 году, когда после Майдана на Украине, присоединения Крыма, провозглашения независимости ДНР и ЛНР и начала террористической операции ВСУ на Донбассе в отношении нашей страны стали вводиться первые санкции.
Тогда же президент Путин совершил свой исторический визит в Пекин, по результатам которого было подписано соглашение о строительстве первого газопровода «Сила Сибири», проектная мощность которого достигает 38 миллиардов кубов в год. Важный нюанс заключается в том, что ресурсной базой для него выступают месторождения Восточной Сибири, а не Западной, откуда голубое топливо исторически поставлялось в Европу.
То есть на момент подписания европейским потребителям переживать было не из-за чего. Проблемы у них могли бы возникнуть в случае запуска «Силы Сибири – 2», который должен запитываться от той ресурсной базы, что используется для поставок в ЕС. Проектная мощность данного газопровода составляет 50 миллиардов кубов в год, что соответствует «Северному потоку – 2». Вот только все эти рассуждения имели смысл лишь в мирное время, когда еще действовали некие правила игры.
Теракты, совершенные зарубежными спецслужбами на дне Балтийского моря, повредили и сделали невозможной работу обоих «Северных потоков». После начала СВО на Украине США и Европа сами начали процесс отказа от импорта российских энергоресурсов в ущерб себе, руководствуясь лишь политическими и военными соображениями. Результат уже сказался: по итогам 2023 года «Газпром» впервые за четверть века показал чистый убыток в размере 629 миллиардов рублей.
Отечественным экспортерам приходится искать иные рынки сбыта, в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Китае. В 2023 году Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в КНР, а экспорт угля и СПГ увеличился почти вдвое. Но вот с наращиванием поставок трубопроводного газа за счет «европейских» объемов имеются сложности. Проблема лишь в позиции Китая, который не торопится подписывать какой-то твердый долгосрочный контракт с «Газпромом», ожидая максимально лучших для себя условий.
Время, увы, работает в данном вопросе не на РФ. Расчеты показывают, что при нормальной геополитической обстановке каких-то дополнительных объемов трубопроводного газа Китаю до середины 2030-х годов не понадобится, поскольку он справляется за счет контрактов по СПГ. Позиция Пекина по данному вопросу выглядит так: пожалуйста, трубопровод стройте, но покупать топливо из него будем лишь столько, сколько надо нам и по нашей цене. Плохая сделка, но будет ли она заключена?
Быть или не быть?
Давайте будем реалистами, скорее всего, «Силу Сибири – 2» построят, ибо должно же государство поддерживать на плаву свое «национальное достояние». Повторить успех 2014 года Владимиру Путину в 2024-м не получилось. Отсутствие в составе делегации в Харбине Алексея Миллера свидетельствует о том, что на это особенно и не рассчитывали. Однако пресс-секретарь президента РФ Песков подтвердил, что от «мирных переговоров» в Кремле никто не собирается отказываться:
Тема продолжения сотрудничества в области поставок энергоресурсов действительно была в повестке дня переговоров, она обсуждалась двумя лидерами. <...> Что касается аспектов коммерческих переговоров, которые ведутся, то, безусловно, они являются непубличными. Это совершенно нормально, что каждая страна отстаивает свои интересы.
С экономической точки зрения очередной газопровод имеет смысл, если он позволит перебросить топливо с месторождений Западной Сибири на Восток, обеспечив им внутренних потребителей, став стимулом развития промышленности. Целесообразно протянуть его до Монголии, обеспечив дополнительный растущий рынок сбыта.
А вот с заключением долгосрочных контрактов с КНР стоит подождать, пока ситуация в самой Поднебесной и вокруг нее не начнет заметно ухудшаться. По некоторым данным, противостояние США и Китая в самом обозримом будущем может перейти на принципиально иную стадию, и тогда уже Пекин сам будет заинтересовал поскорее протянуть трубу, соединив ее с российской.
Сергей Маржецкий