Ускоренный запуск в производство новых моделей под известной маркой «Москвич» на бывшем автозаводе «Рено» вызвал шквал критики тех, кто ратует за «чистое импортозамещение». В их представлении любые машины и механизмы в нашей стране должны быть собранны исключительно из отечественных деталей на отечественном оборудовании и по разработанным в отечественных КБ проектам. Только тогда их можно считать российскими. А в новом «Москвиче» ничего нашего нет. Однако.
Весь фокус ускоренного импортозамещения в данном случае заключается в том, что вместо автомобилей «Рено» методом крупноузловой сборки наш завод теперь выпускает автомобили китайской JAC, на которые помещается дорогое сердцу людей старшего поколения название, или как теперь говорят шильдик (табличка).
Казалось бы, гордиться тут нечем. А китайцам надо сказать спасибо за то, что выручили, смогли в кратчайшие сроки наладить у нас новое производство, заместив бежавшую иностранную компанию. Но если посмотреть на запуск новой модели иначе, то ничего страшного не произошло. Специалисты скажут, что нулевая локализация производства – крупноузловая сборка – и есть начальная стадия импортозамещения. На следующем этапе, с конца 2023 года московский завод перейдёт уже к мелкоузловой сборке автомобилей с использованием деталей от своих поставщиков, включая сварку и окраску. В течение года должно быть запущено производство отечественных кузовов. А уже к 2024 году завод выйдет на серийное производство недорогих моделей с российской начинкой. Ещё через год по плану с конвейера начнут сходить «Москвичи» с российскими электродвигателями, батареями и зарядкой.
На примере «Москвича» можно представить, как будет проводиться модернизация без технологий с Запада. Сторонники «мягкого импортозамещения» с помощью дружественных стран объясняют свою позицию тем, что в условиях санкций мы не должны останавливать производство и ждать, пока вся экономика перестроится под сугубо отечественные технологии и материалы.
В одночасье это не произойдёт, да и задача гораздо сложней. Как сказал президент, нам не нужна позиция догоняющих. Стране предстоит большой путь, чтобы «мы смогли стать лидерами во многих областях, которые раньше отдавали на откуп зарубежным компаниям». Наши материалы и технологии должны быть лучше западных аналогов.
Если судить по тому, как развиваются у нас высокотехнологичные сферы, то это вполне реально. Важно не свернуть с выбранного курса. По сути, нам предстоит совершить грандиозный перелом, перейти от отвёрточной сборки машин и оборудования к замкнутому циклу производства. Для внедрения идей в производство потребуется, как в советское время, создавать инженерные, научно-производственные центры (институт или КБ и при нём завод).
При этом может быть востребован опыт индустриализации в СССР, преодолевшем «импортный манёвр». Как известно, на первом этапе индустриализации главная ставка была сделана в первую очередь на импорт машин и оборудование, сырья и материалов, которые и позволили со второй половины 1920-х годов довольно быстро технически перевооружать фабрики и заводы. За счёт целенаправленного импорта происходило наращивание доли средств производства, которые сегодня называют «инвестиционными товарами».
Индустриализация и импортозамещение проводились по определённому плану. Суть импортозамещения сводилась к тому, чтобы сначала резко нарастить импорт машин и оборудования, перевооружить экономику новейшей техникой для того, чтобы потом его не менее резко снизить, а может и обнулить. Такой ход сделал СССР первым в мире экономически независимым государством. Первым делом, всем необходимым оснащалась тяжёлая промышленность, за ней шла обработка (главным образом, машиностроение для гражданских нужд, затем машиностроение для нужд обороны). Особое внимание уделялось максимально быстрому введению в эксплуатацию импортных средств производства и наращиванию на их основе отечественной промышленности. Прежде всего, производства средств производства (в учебнике политэкономии они обозначены как группа отраслей «А»).
Коренная перестройка экономики проводилась в три этапа. Первый этап можно условно назвать «восстановительным периодом» (1925-1928 гг.). Второй – «резким подъёмом» или рывком (1929-1932 гг.). И завершающий, третий этап – это «перенесение центра тяжести на внутреннее производство» и постепенный отход от импорта (с 1933 года). Обо всём этом можно прочесть в книге «Внешняя торговля и индустриализация СССР». ( М.: «Международная книга», 1938 г.), автор которой однофамилец нашего премьера Д. Мишустин. Дмитрий Дмитриевич насытил свою книгу очень интересной статистикой, которая могла бы правильно сориентировать нынешних реформаторов. В 1937 году в нашу страну завозили из-за рубежа в 10 раз меньше машин, чем в 1931 году, когда этот импорт достигал наивысшего уровня. За столь короткий срок мы научились сами строить станки и оборудование и производить на них всё, что нужно стране. Благодаря этому, как свидетельствуют более поздние статистические данные, Советский Союз сумел к началу Великой Отечественной войны завершить свой импортный манёвр и мобилизовать экономику на выпуск продукции, необходимой для Победы.
Перестройка сегодняшней экономики, как считают экономисты, также должна включать в себя импортный манёвр, подобный тому, который был сделан предшественниками премьера Мишустина 90 лет назад.
Открыв двери параллельному импорту, мы должны распорядиться им так, чтобы он не подорвал переход к экономическому суверенитету. На первых порах придётся заместить зарубежными комплектующими и оборудованием то, что мы пока не можем производить, и при этом наращивать импортозамещение.
При этом важно не затянуть процесс, чётко обозначить рамки, за которые не должны выходить импортные потоки и чтобы с каждым годом зависимость от импорта уменьшалась.
На суверенизацию экономики, собственно, и нацелены 162 проекта критически важных направлений импортозамещения общей стоимостью 5,2 трлн рублей, исполнить которые предполагается к 2030 году. Такое решение можно назвать самым масштабным инвестиционным проектом в истории современной России.
Проекты, требующие серьёзной технологической разработки, выделены особо. предприятиям, взвалившим на свои плечи модернизацию и замахнувшимся на выпуск продукции, превосходящей зарубежные аналоги сулят кредитные и налоговые льготы. При этом никто не собирается закрывать торговые ворота для китайских авто. Далеко не все знают, что за последнее время китайцы так преуспели в автомобильном деле, что обошли европейцев, корейцев и японцев. И хотя для них стараются закрыть внутренние рынки США и Евросоюза, они уже осваивает рынок Норвегии, а оттуда их высококлассные автомобили легко проникают в остальную Европу, а теперь и с заездом в нашу страну.
Встаёт вопрос: как защитить наш КамАЗ, который тоже научился выпускать очень качественные машины? Теперь потеснить их могут не менее надёжные и мощные китайские грузовики. Для подстраховки предложен утилизационный сбор, который обязаны платить все компании, торгующие у нас автомобилями. Но нашим производителям затраты будут компенсировать и они смогут варьировать цены на свою продукцию.
Мир не заметил, как китайская промышленность перешла от банального копирования к собственным разработкам. А удалось это благодаря процессу модернизации китайской экономики, который запустила Коммунистическая партия КНР и чтобы достичь цели, не исключала самых жестких мер для тех, кто захочет нажиться на народном хозяйстве нечестным путём. Была принята единая стратегия действий, под которую подстраивались отрасли экономики. У нас пошли другим путём. Написали множество отраслевых стратегий (их уже более двух десятков). Последняя, по российскому автопрому, обсуждалась и принималась с участием президента Владимира Путина в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме.
Принято считать, что план правительства по импортозамещению является новым подходом к развитию экономики, целью которого является укрепление независимости России. Но можно ли выиграть санкционную войну, если каждый командир (министерство или даже ведомство) будет работать по своей стратегии, а общего направления мобилизационной экономики не будет?
Подобные задачи по импортозамещению ставились восемь лет назад, тогда же были приняты первые программы по выпуску тех товаров, которые до 2014 года ввозились в нашу страну, но многие из них были провалены.
В 2014 году Минпромторг, в частности, заявлял, что к 2020 году не менее половины российских потребностей в станках будет покрываться за счёт внутреннего производства (а тогда оно составляло всего лишь 10%). По выпуску станков мы позади Дании и Румынии, намного отстаём от Германии, Японии и Китая. Станки как основа производства нужны всем: и тем, кто строит космические корабли и атомные станции, и тем, кто выпускает ширпотреб. Советские руководители это хорошо осознавали.
В 1990 году СССР находился на третьем месте в мире по производству станков по обработке металла, древесины и других материалов. Советское станкостроение по технологическому уровню продукции считалось одним из самых передовых в мире. Его продукция экспортировалась после войны не только во все страны социалистического лагеря, но также в экономически развитые страны Запада, хотя европейским лидером машиностроения считалась ФРГ. Теперь в рейтинге мирового станкостроения нашей стране отведено 22 место.
Сегодня правительство бьётся над выполнением планов импортозамещения, поделённым по отраслям и кластерам. Добиваться поставленных целей придётся при жёсткой кредитно-денежной политике Центробанка.
Всякий раз, когда требуется срочная государственная поддержка той или иной отрасли, приходится что-то придумывать, заигрывать с крупным бизнесом, идти на всевозможные финансовые хитрости, чтобы обойти запреты и не нарушить законы, охраняющие старую экономическую модель, составленную либералами.
Главную причину просчётов в импортозамещении аналитики видят в том, что так и не удалось создать понятную и хорошо проработанную стратегию экономического развития Российской Федерации. В такой стратегии должно быть в первую очередь отражено возрождение сильной суверенной науки, особенно фундаментальной, чтобы готовить асимметричные ответы, реагировать с опережением на любые выпады коллективного Запада. Красной строкой надо прописать воссоздание классической системы высшего технического и естественнонаучного образования, которая помогла в свое время Советскому Союзу занимать передовые позиции. А в замещении импортных товаров отечественными – выстроить приоритетность по отраслям и производствам.
Современным реформаторам, воспитанным на устаревших идеях чикагской экономической школы, не грех заглянуть и в учебник «Политической экономии социализма», где сказано об опережающем развитии средств производства (отраслей группы «А»). «Суверенное производство» автомобилей, самолётов, медицинского оборудования, фармацевтики, черных и цветных металлов, бытовой техники и всего остального должно осуществляться на отечественном оборудовании.
Не будет толку от программ по импортозамещению при дорогом электричестве и газе. Несмотря на более чем достаточные мощности генерации в 2023 году электроэнергия для предприятий подорожает примерно на 10%, в ведущих промышленных регионах – ещё больше. Не понятно также, почему дорожает газ внутри страны, если экспорт его сильно упал?
И всё же, несмотря на внутренние проблемы и тяжесть внешнего давления, структурная перестройка отечественной экономики, по оценкам экспертов и председателя правительства Михаила Мишустина, продвигается в целом успешно и в дальнейшем приведёт к позитивным результатам.
Тем не менее, судя по словам премьера, ближайшие три года будут чрезвычайно сложными. Но с повестки дня не уходит полноценная перестройка всей прежней модели, в которой жила и зарабатывала Россия. Понятно, что на такой перелом в неблагоприятных условиях понадобятся годы упорного труда. Но именно такой путь, по мнению представителей власти, выгоден стране в среднесрочной и долгосрочной перспективе. А значит, уже сегодня закладывается фундамент будущего, на которое и ориентированы перспективные решения. Доверие к власти будет только возрастать, если люди поймут, что государство делает ставку на человека труда, а не на деньги тех, кто разрушал страну и присваивал себе народное достояние.
Юрий Алексеев