Русские Вести

Новые законы: "самозанятые" и пенсии


После рассмотрения вопроса о неправомерном применении богатыми блогерами упрощенной системы налогообложения (УСН) депутаты и СМИ напомнили о проблеме 3,4 млн самозанятых, регулярно работающих через цифровые платформы (агрегаторов такси, доставки и клининга). Эти миллионы людей трудятся за небольшие деньги, но платформы и агрегаторы неплохо зарабатывают при очень низких налогах и отсутствии социальных взносов таких «самозанятых». Услугами такси, доставки, уборки регулярно пользуются 13-14% небедного населения, которые вполне могли бы оплачивать полную стоимость услуг вместе с их общей налоговой составляющей (а не упрощенной).

Сами платформенные занятые в будущем не получат приличных пенсий, поскольку не платят социальные взносы из-за статуса самозанятых, хотя фактически состоят с платформами в постоянных отношениях трудового характера. К тому же Социальный (Пенсионный) фонд РФ недополучает взносы для выплат текущим пенсионерам. Необходимо ускорить признание платформенных «самозанятых» регулярного характера работниками, приняв решение по наиболее крупным платформам по аналогии с блогерами с самыми большими доходами, не занимаясь долгим обсуждением объемных законов.

Новый закон «О занятости» был принят в первом чтении в середине марта 2023 года, его тонкости теперь обсуждаются на различных экспертных площадках. Проект этого закона писался весь прошлый год, составил около 180 страниц вместо 16 страниц редакции действующего закона, да ещё при наличии внушительного Трудового кодекса.

В конце апреля этого года при РСПП был создан Совет цифровых платформ, в который вошли Авито, Озон, Сбермаркет, Wildberries, Яндекс и ряд других компаний. Совет декларирует «стремление создать благоприятные условия сотрудничества для всех участников платформенной экономики и занятости». Идея создания такого совета обсуждалась ещё осенью 2022 года, девять месяцев ушло на его создание. За три недели после новости о создании не появилось даже отдельной странички и тем более плана работы совета на сайте РСПП, и сколько ещё ждать действий этого совета?

Также Минтруд параллельно продвигает важную идею о возложении на цифровые платформы обязанностей налогового агента по выплате налогов за самозанятых, пока без деталей, возможно с потенциалом социальных взносов. Такое решение можно принять поправками объемом в несколько строк в соответствующую статью Налогового кодекса о налоговых агентах, вместо длительного обсуждения проекта закона на пару сотен страниц или создания за девять месяцев пока неработающего совета. Ещё лучше было бы просто следовать разъяснениям Федеральной налоговой службы или решениям Верховного суда, чётко сформулировавшим критерии как дробления бизнеса, так и отнесения к самозанятым.

СМИ сообщали со ссылкой на ВШЭ, что 3,4 млн человек считают цифровые платформы единственной работой или отмечают платформы в качестве способа регулярного заработка, а 12 млн человек – эпизодического заработка. По данным ФНС число самозанятых в России на конец 2022 года составило 6,5 млн человек с выручкой 126 млрд руб., с ростом за год этого числа в 1,7 раза и прогнозом в 10 млн человек к концу 2023 года. Это близко к масштабу платформенной занятости с учётом регулярного и эпизодического использования платформ.

Пенсионный фонд РФ в годовом отчёте за 2021 год сообщал, что у 59 млн россиян формируется страховая пенсия, то есть за них работодатели регулярно или иррегулярно платили социальные взносы, а также сообщал о 42 млн пенсионеров и 14 млн получателей ежемесячной социальной выплаты. Далеко не все 59 млн имеют регулярные взносы в пенсионную систему, а 56 млн получают выплаты ежемесячно. СМИ ещё в 2019 году «находили» 24 млн россиян в трудоспособном возрасте без работы или с зарплатой «в конверте», с общим теневым доходом 12 трлн руб. и недобором социальных взносов на треть этой суммы. Для сравнения, трансфер Пенсионному (теперь Социальному) фонду на 2023 год из Федерального бюджета был запланирован в размере около 4 трлн руб. при плановом дефиците федерального бюджета в 3 трлн руб.

Основная социальная проблема самозанятых заключается в том, что они или за них не платят социальные взносы, в том числе на пенсии и медицинское обслуживание. Пока самозанятые молоды и здоровы, они не задумываются о размерах будущих пенсий, которые зависят от накопленных пенсионных баллов и взносов работодателей, как и о качестве медицины исходя из финансового обеспечения Фонда обязательного медицинского страхования за счёт тех же взносов работодателей. Наиболее выпукла эта проблема в депрессивных регионах, откуда молодежь уезжает в состоятельные столицы, и где по формальной статистике трудовые отношения имеют лишь 45-55% взрослого населения. Состоятельный клиент такси или доставки должен понимать, что умеренная для такого клиента цена услуг означает минимальные пенсии и не вполне доступное медицинское обслуживание в регионах, откуда в основном едут молодые самозанятые.

На заре становления цифровых платформ где-то в 2016 году говорилось об их позитивной роли в обелении теневой занятости. Особенно Яндекс-такси преуспел в этом, да так, что прежде почти полностью теневой бизнес стал почти сплошь с зарегистрированными водителями и безналичными расчётами. Однако статус самозанятых стали активно использовать крупные и средние компании, которые до того использовали трудовые договора, а теперь выводят часть своего персонала за штат, прикрываясь модными англицизмами типа аутстафинг или лизинг персонала. Такие трансформации особенно характерны для услуг по ремонту, уборке, доставке. В результате количество вновь зарегистрированных людей, вышедших из теневой занятости, оказалось меньше количества людей, перешедших в самозанятые из прежде трудовых отношений.

Андрей Исаев, депутат Государственной Думы и руководитель рабочей группы по платформенной занятости, подчеркивал, что самозанятые остаются без пенсии, без больничного листа, без полноценной реализации права на отдых, и эти проблемы должны быть решены. Исаев со ссылкой на профсоюзы отметил, что платформенная занятость представляет собой вид трудовых отношений и может регулироваться поправками в Трудовой кодекс. Именно упор на поправки в Трудовой кодекс можно считать главным в высказывании Андрея Исаева, поскольку таким образом отпадает необходимость принятия отдельного объемного закона с большим временем его согласования и утверждения.

Проблематику платформенной занятости всколыхнула недавняя ситуация вокруг отдельных партнерских пунктов выдачи товаров Wildberries. Сама компания сообщала, что на конец 2022 года работала через 27 тысяч пунктов выдачи, из которых 13 тысяч были партнерскими, то есть как бы являющимися внешними бизнесами. «Завтра» анализировала некоторые детали работы Wildberries в статье «Wildberries, Ikea, Crocus: частные вопросы или системные перекосы» в марте 2023 года. В той статье указывалось, что товарооборот Wildberries составил 1,7 трлн руб. по итогам 2022 года, немногим меньше товарооборота крупнейшего ритейлера X5 («Пятерочка», «Перекресток») с перспективой уже в 2023 году стать крупнейшим. Wildberries и другие подобные сервисы платят значительно меньше налогов по сравнению с традиционными ритейлерами.

Партнерские пункты выдачи заказов зачастую представляются малым бизнесом на УСН. Следует напомнить признаки дробления бизнеса в интерпретации Федеральной налоговой службы и Верховного суда РФ, а именно: один вид деятельности, адрес, оборудование, товарный знак, одни и те же поставщики и покупатели. Из представленного перечня пункты выдач могут только заявлять о различных адресах и собственном оборудовании, но все остальные признаки указывают на связь с самой цифровой платформой. Условные «Вкусно и точка» или «Роснефть» также имеют широкую географию своих ресторанов или АЗС, но при этом не называют их партнёрскими точками и не применяют для них УСН.

На сайте Wildberries на страничке «Как стать курьером Wildberries» вторым пунктом значится: «подтвердите статус самозанятого». Чуть ниже на той же страничке акцентируется внимание на «выгодные налоговые ставки 4%», контрастирующие со ставкой подоходного налога (НДФЛ) 13% и ставкой социальных взносов 30%. На сайте Федеральной налоговой службы на отдельной страничке названы признаки подмены работодателем трудового договора договором с самозанятым: даты регистрации самозанятого, договора с ним и первого чека близки; массовые договора с одними и теми же самозанятыми; оформление ими чека на одного и того же заказчика; в договоре с ними ежедневные функции вместо разового задания; подчинение самозанятых внутренним документам; предоставление самозанятому инвентаря и оборудования.

Самой странной является ситуация с Яндексом, о чем «Завтра» писала в статье «На кого работает Яндекс» в декабре 2022 года. Странности Яндекса начинаются со штаб-квартиры и регистрации в Нидерландах, непонятного разделения этой компании на иностранную и российскую части, о чем полгода назад писали СМИ как о намерении, но так и не написали о результате такого разделения. Проблемы продолжаются огромными массивами персональных данных, которые Яндекс собирает через сервисы такси и доставки, с периодическими сообщениями СМИ об утечках этих данных, что особенно критично в условиях расширения западных санкций. Наконец, выручка Яндекса лишь отчасти обязана их отнюдь не уникальным IT-решениям, а в значительной степени – статусу самозанятых для сотен тысяч таксистов и курьеров, точнее, огромной экономии на налогах за якобы не трудовые отношения с этими людьми.

Выручка Яндекса составила 522 млрд руб. за 2022 год, обеспечив примерно 30-35-е место среди крупнейших компаний России, на уровне Русгидро и Объединенной авиастроительной корпорации. За весь 2022 год Яндекс заплатил 23 млрд руб. налога на прибыль, что составляет всего 4,4% от выручки – меньше ставки с выручки богатых блогеров, которых начали привлекать к ответственности за неправомерное использование УСН. Яндекс не сообщает о размерах других налогов и социальных взносов, хотя следует ESG-повестке (Environment, Social, Governance), в которой S (Social) – социальный. Корректно ли декларировать приверженность интересам общества, при этом эксплуатируя труд сотен тысяч таксистов и доставщиков без социальных взносов за их труд в пенсионную систему? Для сравнения, Роснефть показала выручку 5,2 трлн руб. и заплатила налогов 2,1 трлн руб. за I полугодие 2022 года (эффективная ставка налогов 40%, почти на порядок выше ставки Яндекса).

Только кажется, что Яндекс и Роснефть – разные по масштабам и влиянию бизнесы. Во всем мире уже несколько лет как влияние и выручка информационных гигантов превзошла выручку нефтяных компаний, особенно в США, где пятерка ведущих информационных компаний имеет капитализацию 9,3 трлн долл. и обеспечивает 22% этого показателя 500 крупнейших компаний (по индексу S&P500). Пятерка же крупнейших американских нефтяных компаний имеет капитализацию 0,9 трлн долл. и столь же на порядок меньший вес в индексе S&P500. Утрируя связь между нефтью и информацией в России, следует отметить, что автомобили такси используют бензин для передвижения и информацию для контактов и платежей клиентов. Яндекс получает 36% выручки за счёт чисто информационного и исторически первого своего сегмента «поиск и портал», 9% выручки – за счёт электронных сервисов развлечений и объявлений, а 47% выручки – за счёт такси, электронной коммерции и доставки с физическим передвижением людей и товаров.

Сбербанк активно продвигает свою экосистему, которая включает сервисы Сбермаркет, Сбердоставка, Сберлогистика. Сбермаркет сообщал, что в 2022 году оборот сервиса вырос в 1,7 раза и достиг 104 млрд руб., а на конец 2021 года у него было 3 тыс. человек офисных работников и 30 тыс. человек партнеров. Одним из условий трудоустройства в сервис «М-Сбермаркет» на позиции сборщика или курьера является «готовность оформить самозанятость» (цитата с сайта этого сервиса). То есть партнерами Сбер называет, в том числе, десятки тысяч самозанятых сборщиков и курьеров, которым предоставляют при необходимости униформу с товарным знаком, аренду самокатов и смартфонов, а главное – клиентов. От традиционной занятости по трудовому договору отличает только гибкий график работы, но гибкий график никак не является исключением из трудовых отношений.

Сбербанк и Сбермаркет интересны своими дивидендами и налогами. Сбербанк отчитался о хорошей прибыли за 2022 год и особенно за I квартал 2023 года, утвердил выплату больших дивидендов, налоги с которых важны для покрытия значимого дефицита Федерального бюджета. Однако почти половина дивидендов будет заморожена на счетах нерезидентов из недружественных стран, поскольку 45% акций Сбербанка принадлежит им. Одновременно Сбермаркет использует режим самозанятых с минимальными налогами, а обсуждается как раз необходимость социальных взносов с таких самозанятых. Не лучше ли признать курьеров и сборщиков работниками и обязать Сбер платить социальные взносы, пусть за счёт уменьшения прибыли и дивидендов?

Правильнее было бы, если бы крупнейшие цифровые платформы предоставляли своим клиентам незаниженную цену услуг. Должны ли состоятельные постоянные клиенты такси и доставки получать эти услуги недорого, когда цифровые платформы работают с миллионами самозанятых на очень низких налогах и без социальных взносов? Должны ли десятки миллионов российских пенсионеров и получателей других социальных выплат фактически субсидировать удобство потребления состоятельных россиян? Росстат в сентябре 2021 года сообщал, что услугами такси пользуются только 14,2% жителей России, в основном молодёжь и люди с хорошим материальным положением. По данным социологических опросов лишь 13% россиян регулярно пользуются услугами доставки, очевидно также не из числа небогатых пенсионеров типичных российских областных или районных центров.

Автор: Сергей Ануреев, доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

Заглавное фото: Getty Images

Источник: zavtra.ru