Все за рулём
Лето в России – традиционный сезон повышенного спроса на топливо. Однако в нынешнем году это пока не привело к сколько-нибудь существенному росту цен. Скорее всего, это только пока, и совсем не обязательно в этом виноваты упавшие доходы покупателей.
Эксперты из Минэнерго утверждают, что сказываются сразу несколько факторов.
Во-первых, отсутствие дефицита топлива и наличие серьёзных запасов. В ведомстве при этом не уточняют, что причина такого в целом позитивного расклада вовсе не в ударной работе НПЗ.
Многие из них сегодня поставили ряд мощностей на профилактику, и даже на внеплановые ремонты, не обратив практически никакого внимания на страхи по поводу беспилотников ВСУ. Масштабного сбыта за рубеж по-прежнему нет, и для поддержания рентабельности приходится не торопиться с заполнением внутреннего рынка.
В итоге благодаря бесперебойной работе железных дорог, и это второй позитивный фактор, который сегодня приводят энергетики, удаётся доставлять достаточные объёмы даже туда, где летом обычно случаются перебои и, как следствие, в рознице подскакивают цены.
На днях, точнее – по данным за 8 июля, нас даже порадовали сообщением о падении стоимости бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Почти на 0,2 процента – совсем немного, но важна даже не тенденция, а сам по себе факт.
Лучший день лета?
Из Петербурга сообщают, что по европейской части России в понедельник было отмечено снижение цен на Аи-95 на 0,19 процента до 67,722 тыс. руб./тонна. При этом народный 92-й подешевел ещё сильнее – на 2,39 процента и стоил в тот день чуть больше 54 тыс. руб. за тонну.
Интересно, что в Минэнерго никак не комментируют связь правительственного решения о возможной приостановке действия запрета на экспорт бензина, что можно считать третьим позитивным для рынка фактором. Хотя, казалось бы, это решение вполне могло обернуться дефицитом внутри страны. Не везде, конечно, но местами.
А это значит, что спрос на наше топливо упал не только за рубежом, но и дома.
Напомним, что снимали запрет на экспорт временно – на период с 20 мая по 30 июня. 1 июля его должны были вернуть, на срок до 31 августа. Но продлили и, кажется, что как раз это и сработало в понедельник 8 июля. Бирже ведь тоже надо раскачаться.
Никто не говорил, что запрет на экспорт будет вечным, но понятно, что при необходимости он может быть и восстановлен. И по крайней мере, на данный момент мы имеем общую инфляцию по текущему году на уровне 4,68 процента – это данные Росстата, в то время как бензин в среднем прибавил в цене с января только 3,6 процента.
Об остановке ползучего роста цен на топливо речь пока не идёт, он возобновился уже во вторник и среду. Как известно, цены на бензин в России повышаются как при падающем, так и при растущем рубле. Вроде бы сейчас на повестке дня – второе, но впереди-то август.
Про зарплаты и цены
Август – время тревог и всякого рода неприятностей. И российский бензин в настоящее время упорно дорожает, но темпами – ниже инфляции. Тем не менее приходится признать, что в долларовом выражении, с учётом подросшего рубля, цены на бензин у нас выросли довольно сильно.
Если при курсе доллара выше 90 рублей литр того же Аи-95 продавался в ценовом диапазоне 0,578–0,59 долл./литр, то сейчас цены на местах доходят уже до отметок 0,667–0,678. Конечно, в сравнении с ценами в Европе, про США с их немыслимыми дотациями умолчим, это совсем немного, но приходится учитывать и уровень дохода покупателей.
Для сравнения приведём данные по некоторым европейским странам. Так, в соседней, по крайней мере, с Калининградской областью, Польше средняя цена бензина приближается к 6,5 злотого или больше полутора евро за литр. Чуть меньше платят только чехи, болгары, литовцы, румыны и хорваты, почти столько же – словенцы.
В этих странах приличной даже на периферии считается зарплата больше 1 000 евро в месяц, и на эти деньги можно купить примерно 650 литров Аи-95. В России за такие объёмы придётся заплатить почти 40 тысяч рублей, но о таких заработках у нас в глубинке, согласитесь, многие могут только мечтать.
Вместо P. S.
Остаётся сообщить читателям, что в тот же понедельник 8 июля под председательством профильного вице-премьера Александра Новака было проведено заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Никаких новых конкретных мер там принято и даже предложено не было.
Дело ограничилось поручением Минэнерго регулярно мониторить цены не только на биржах, но и непосредственно на АЗС по всем регионам. Нефтяным компаниям рекомендовано увеличить объёмы продаж Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива через биржи.
Кроме того, будет отслеживаться и так называемый баланс маржинальности переработки нефти для того, чтобы не допустить роста цен выше инфляции. Новый профессиональный термин, вообще-то чисто биржевой, на сленге – баланс маржи, здесь необходимо расшифровать.
Не по «Википедии», а из уже довольно старого справочника для брокеров:
«Баланс или просто уровень маржи – это соотношение суммы депозита к сумме залога, который заложен в сделку. Если уровень маржи падает до 100 %, это значит, что баланс вашего торгового счёта полностью используется как залог, и вы пока больше не можете открывать никаких других позиций».