Русские Вести

Нет “распилам”: почему закрывают особые экономические зоны


Сразу десять ОЭЗ прекратят свое существование до конца июня и будут переданы в ведение своих регионов. Такую информацию, опираясь на ведомственную переписку, распространил сегодня «Коммерсант». При этом, как сообщает издание, президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию деятельности ОЭЗ.

Это решение стало реакцией на доклад, подготовленный контрольным управлением президента. Из него следует, что отдача от вложенных в развитие ОЭЗ 186 млрд рублей составила лишь 40 млрд рублей налоговых платежей и таможенных сборов. При этом 24 млрд рублей так и остались неиспользованными.

Что пошло не так и почему? Корреспондент Федерального агентства новостей обратился к экспертам за разъяснениями.

Дискредитация или дань моде?

«Особые экономические зоны создавали для того, чтобы они работали, — комментирует нынешнее решение руководства страны директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Но для этого недостаточно просто дать людям льготы. Нужно организовать логистику, нужно продумать, на какие рынки будут работать эти предприятия. Если вы просто будете ходить и раздавать всем желающим льготы, то вы ничего кроме убытков не получите».

Так было в 90-е годы, напоминает экономист. И сейчас для дискредитации самой идеи экономического развития либералы, по его словам, воспроизвели этот же самый опыт.

«Дискредитация им удалась хорошо», — резюмирует Делягин.

Экономист Никита Кричевский считает случившееся закономерностью: «В 2005 году, когда эта кампания начиналась, зоны эти создавались как дань моде, для галочки. Чтобы быть как все — как Китай, Индия, Вьетнам и другие страны, где такие зоны показывали очень серьезный и хороший результат».

Так, в 2012 году только пять свободных промышленных зон в Китае произвели продукции на 610 млрд долларов, приводит пример собеседник ФАН. Одновременно в КНР были открыты приграничные таможенные зоны, где развитие экономики шло не меньшими темпами. В Бразилии долгое время существовала единственная свободная экономическая зона Манаус, где было открыто 123 тысячи рабочих мест и оказались представлены практически все мировые концерны: от производителей велосипедов до создателей сложнейшей оптико-волоконной техники.

 

Такие зоны по всему миру очень интересуют производителей, замечает Кричевский: «Во Вьетнаме существует 1864 кластера, объем прямых иностранных инвестиций в них в 2012 году составил 58 млрд долларов. Это было больше, чем аналогичный показатель в ОЭЗ всей России на тот момент!».

ОЭЗ как коррупционная схема

Как известно, в разработке закона «Об особых экономических зонах в РФ» принимало участие министерство экономического развития, возглавляемое в то время Германом Грефом. В настоящее время, помимо Сбербанка, Греф председательствует в совете Центра стратегических разработок, который позиционируется как основной аналитический центр при правительстве РФ. Это НКО занимается разработкой стратегии развития страны, в том числе выработкой эффективной экономической политики.

«В 2006 году в России на развитие ОЭЗ было выделено государством 29 млрд рублей, что по курсу того времени превышало один миллиард долларов, — напоминает Кричевский. — При этом либеральные идеологи и их провластные товарищи, продавив этот проект, так и не определились, кто его будет вести».

Поначалу, при Грефе, ОЭЗ курировались соответствующим департаментом Минэкономразвития. Но потом, видя, что дело идет к провалу, это подразделение было выделено в отдельное ОАО.

«В итоге зоны показывали свою неэффективность, а регионы требовали все новых и новых льгот, чтобы закачивать туда деньги, строить бесполезные сооружения, сдавать их и отчитываться о потерях, вложенных вроде как в правильное дело, — поясняет Кричевский. — И чтобы относительно безнаказанно украсть деньги. И их украли. А спросить у нас, как всегда, не с кого. Не будешь же спрашивать с Грефа».

Вице-президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Ирина Алкснис также отметила высокую «коррупционноемкость» действующей концепции ОЭЗ и закономерность радикального решения Путина.

«Нынешние особые экономические зоны являются частью и данью системы 2000-х годов, когда на государство обрушился дождь нефтедолларов и система была настроена на колоссальные «распилы», — уверяет эксперт. — Создавались проекты, в которые колоссальные бюджетные средства вливались только с одной целью — распилить и вывести из страны».

Теперь ситуация изменилась радикально, считает Алкснис. С одной стороны, у государства нет лишних денег, и вопрос эффективного расходования средств стоит остро, поясняет политолог. По ее словам, Россия больше не может позволить себе тратить те многомиллиардные потоки средств, которые вымывались из орбиты государственных интересов и растворялись неизвестно где.

«С другой стороны, мы наблюдаем, как идет очищение государственной системы от беспредельной коррупции, — замечает Алкснис. — Ее составляющие: чиновников, служащих — загоняют в рамки, понуждают вести себя прилично. Я считаю, что закрытие некоторых особых экономических зон как раз является следствием этих факторов».

Напомним, федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» вступил в силу в августе 2005 года. На текущий момент в стране открыто 33 ОЭЗ: 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 15 туристско-рекреационных и 3 портовые зоны. Они создавались с целью привлечения прямых иностранных инвестиций, внедрения передовых производственных и сервисных технологий, а также создания новых рабочих мест.

Екатерина Чалова

Источник: delyagin.ru