«Не надо бороться с бедностью, нужно больше платить»


Мы находимся в эпицентре уникального процесса – перехода от одной Конституции к другой. Каждый, кто жил, а еще и участвовал в этом редком процессе, должен понимать значение исторического периода.

Конституция каждой страны – уникальный документ. Он интегрирует прошлое, настоящее и будущее. Эта стрела времени и объем пространства: Конституция интегрирует все составляющие российского общества и экономики – это делает ее аналогом того, что мы на микроуровне называем стратегией развития предприятия. Там в сжатом виде как в капле воды отражена вся жизнь предприятия в пространстве и во времени. Точно так же Конституция должна выполнять эту роль.

В чем я вижу отражение этой миссии? Вот одна из основных мыслей: приоритет российского законодательства и российской жизни над международной жизнью и над международным законодательством. Целевой вектор экономики должен быть направлен внутрь. Сейчас это выражено и в социальном, и в экономическом, и в юридическом плане. Мы должны заботиться о развитии своей страны – в социальном, экономическом и территориальном плане.

Основной недостаток нашей экономики и социума – это разобщенность. У нас есть дифференциация между регионами, отраслями, зарплатами, между населением и государством. И одна из задач, в том числе это конституционная задача, – преодолевать разобщенность.

Не надо специально бороться с бедностью как с явлением, которое на нас напало, надо больше платить и делать так, чтобы эта оплата была справедливой. Сейчас, к сожалению, мы платим мало и разрыв в зарплатах превосходит все мыслимые границы. Это означает несправедливость, глухое недоверие друг к другу и к государству в целом. И те инициативы, которые уже содержатся в поправках к Конституции, направлены на преодоление этого.

Наша Конституция устанавливает организацию власти в стране. У нас есть Федеральное Собрание, которое включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу. Совет Федерации – это палаты регионов. Она представляет интересы регионов. Государственная Дума представляет сейчас в основном интересы тех или иных партий. Палата партий.

Чего у нас нет? Мы находимся в социально-экономическом пространстве. Если мы обратимся к экономической части этого пространства, кто является его населением? Хозяйствующие субъекты. Хорошо бы было, если кроме социально-политических палат, были палаты субъектов хозяйствования: палата предприятий, где можно было бы представить интересы предприятий как хозяйствующих субъектов для принятия адекватных экономических законов, и палата отраслей. Отрасли нельзя забывать. Есть региональная экономика, есть отраслевая экономика. Интересы регионов представлены, интересы отраслей разбросаны. Мне представляется, что идеальная структура государственного регулирования и управления социально-экономическим пространством должна быть многопалатной системой, в которой и элементы социального пространства, и элементы политического пространства, и элементы экономического пространства были бы интегрированы в единое целое.

По материалам двадцать пятой экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Поправки в Конституцию РФ: оценка экономического эффекта».

Георгий Клейнер — заместитель научного руководителя, руководитель научного направления «Мезоэкономика, микроэкономика, корпоративная экономика» ЦЭМИ РАН, член-корреспондент РАН

Источник: freeconomy.ru





Комментарии