Русские Вести

Нам запрещено вкладываться в экономику?


Одна из ключевых тем текущей недели – прогноз на второй квартал 2021 года, опубликованный Saxo Bank. По мнению аналитиков, рост цен на сырьевые товары стал более синхронным во всех трёх секторах – в энергетике, металлургии и сельском хозяйстве. При этом что-то странное будет происходить с мировыми валютами – рост мировой доходности и сырьевых товаров станет для них "негативным сигналом". Прогноз датских экспертов, современные тенденции в экономике и другие вопросы в студии "Первого русского" обозреватель Юрий Пронько обсудил с экономистом Михаилом Хазиным.

Юрий Пронько: – Начнём с прогноза Saxo Bank. С одной стороны, мы узнали из него, что в трёх секторах глобальной экономики возрос, так сказать, "аппетит к рискам". Действительно, цены в энергетике, металлургии и сельском хозяйстве растут уже не первый месяц, как и чистые прибыли компаний, работающих в этих сферах. Но с другой стороны – вот какой прогноз по соотношению рубля к мировым валютам:

К середине 2021 года валюта США вырастет к российской до 80 рублей за доллар, как и европейская – рубль снизится до отметки в 96 рублей за евро. Давление на рубль также могут оказать повышенная волатильность на финансовых рынках и угроза новых санкций со стороны США.

И при этом нефть, как ожидается, будет торговаться на уровне 68 долларов за баррель. Что вы скажете об этом?

Михаил Хазин: – Вы отследили все те слова, которые там произнесены? У меня крыша поехала. Совершенно невозможно понять логику, когда произносится очень много слов, в разных, иногда противоположных, направлениях. И я не читаю прогнозы Bloomberg, тем более спекулянтов из Saxo Bank. Я читаю прогнозы Фонда Хазина, тем более что я их сам пишу.

Любой адекватный аналитик должен показать базовую мысль. А она звучит так: в мире началась инфляция. И это – глобальная тенденция: экономический спад в мировой экономике продолжается, инфляционные тенденции нарастают, и из-за этого падают реально располагаемые доходы домохозяйств. К чему это приводит? Вот пример: падение доходов американских домохозяйств составило 6%. И это рекорд за последние 60 с лишним лет. А если падают реально располагаемые доходы, то падает и спрос, особенно если предложение избыточно.

Сегодня главная проблема в том, что либеральная экономика держится на вторых ролях, механизм стимулирования больше не работает. Деньги, эти бешеные миллионы, которые печатают ФРС, ЕЦБ и другие, в реальный сектор не идут. В лучшем случае они там прокрутятся, в худшем – сразу выпадают на спекулятивный рынок. То есть перестал работать механизм кругооборота денег в природе. А если этого круговорота нет, то начинается бешеный рост инфляции.

– Но что это означает для нас?

– А для нас это означает следующее. Во-первых, цены на нефть, действительно, будут расти. Но поскольку наша ключевая проблема – это отсутствие инвестиций, то об экономическом росте говорить не приходится.

Мы не можем заниматься импортозамещением, потому что для этого нам нужны внутренние инвестиционные кредиты. Центробанк может двигать ключевую ставку хоть вверх, хоть вниз, но если банки не выдают кредиты, то невозможно построить новые производства. Нарастить производства на уже существующих мощностях тоже не получится – не на что закупать сырьё и комплектующие.

И получается, что на импортные товары цены растут, у людей нет денег, чтобы их купить, а те товары, которые могли бы быть созданы внутри страны, не производятся, потому что производители не получают денег от банков. Банки, в свою очередь, объясняют это так: Центробанк разрешил нам выдавать кредиты только под залоги. И если у вас нет новых залогов, а старые уже заложены, то денег вы не получите.

– То есть получается, неважно, сколько будет стоить нефть и будет ли пролонгировано соглашение ОПЕК+?

А в части девальвации рубля, я почти уверен, что определённые товарищи сделают всё для того, чтобы рубль и дальше слабел, чтобы наша покупательная способность уменьшалась, а цены росли.

– Сверхдоходы от нефти у нас немедленно отправляются на Запад. Но даже если они остаются в России, то министр экономики господин Антон Силуанов делает всё, чтобы эти деньги не попадали в экономику, это мы знаем по итогам предыдущих лет.

– Получается, что у нас искусственно создана такая ситуация: если конъюнктура благоприятная, то на нашу жизнь это никак не влияет, к росту благосостояния домохозяйств не ведёт. И то же самое происходит в кризисных ситуациях. И если в масштабах государства всё, в общем-то, комфортно, то в масштабах домохозяйства – та самая "опа".

– Совершенно верно. Потому что нам запрещено вкладываться в развитие своей экономики. Одна надежда, что президент Владимир Путин 22 апреля скажет, что он организовывает всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с саботажем и контрреволюцией, где под контрреволюцией подразумеваются противники инвестирования в российскую экономику.

– А если не скажет, что это будет означать?

– А если не скажет, тогда ему будет сложно в ближайшее время, потому что уровня бедности у нас уже достигла половина населения страны.

Катастрофа у нас, на фоне их западной нормальной жизни – это мечта Запада. А в ситуации катастрофы они скидывают Владимира Путина, ставят президентом России Алексея Кудрина или Навального, да даже неважно кого, и дальше продолжают реализовывать тот сценарий, который они нам заложили ещё в начале 90-х годов – распад России на малые государства.

Но у них на Западе тоже кризис, который наступает по всем направлениям. Поэтому вся эта аналитика от Bloomberg или Saxo Bank стала инструментом пропаганды. А правду сказать они не могут.

– Да, такова ситуация, это реальность, в которой мы живём. Давайте поговорим о других вызовах, которые стоят перед нашей страной.

– Иностранные инвесторы покидают российский рынок госдолга. С начала марта нерезиденты сбросили российские гособлигации на 1 миллиард 300 миллионов американских долларов, посчитали в компании ING.

Выход из рублёвых активов сопровождается стоп-лоссами на денежном рынке. Инвесторы вынуждены закрывать позиции из-за убытков. К 29 марта вложения нерезидентов в ОФЗ снизились приблизительно до 3 триллионов 40 миллиардов рублей, их доля на рынке обновила минимум за пять лет. А номинальные инвестиции вернулись на уровень июня прошлого года.

Снижение иностранного присутствия на российском долговом рынке может быть и позитивным трендом, считают аналитики. Во-первых, это смягчит удар, в случае новых санкций. А во-вторых, сохраняется пространство для увеличения вложений.

– Мы неоднократно в этой студии говорили с Михаилом Хазиным о непродуманной, мягко говоря, политике Минфина и Центробанка России, в том числе и в части привлечения государственного долга, операций керри-трейд и так далее. Может ли это бегство иностранных инвесторов означать, что иностранцам дают возможность уйти с российского рынка и только потом обещанные нам санкции будут приведены в исполнение? Или это такая конспирологическая теория?

– Я не знаю, что происходит на спекулятивных рынках. Давайте скажем прямо: инвестиции – это вложения в основные средства. Все иностранные инвестиции в этом смысле – спекуляция. А спекулятивный капитал обычно так себя и ведёт, приходит и уходит.

Рассчитывать на эти деньги – это, конечно, детский сад. Так что относиться к этому надо достаточно индифферентно. Нам нужно восстанавливать внутренние источники инвестиций, которых у нас нет. А инвестиций иностранных у нас нет уже давно. С этой точки зрения, какая разница, вышли они из этих облигаций или нет. Мы даже на этом можем выиграть немного.

– Но господин Силуанов продолжает размещение. Он в прошлом году выпустил евробонды с доходность 1,85, с погашением в 2032 году. Зачем это он делает?

– Ну, как – там же свои, друзья.

– Для кого и друзья, но не для меня. Поэтому я не могу не замечать происходящего. Вот один из тезисов, который обычно озвучивают в правительстве и ЦБ: мол, таким образом, впуская нерезидентов, хеджируются риски от новых санкций. Это действительно так?

– Я вообще не знаю, а что они хотят? А что хотим мы? Мы покупаем или продаём? Цель у нас какая? У нас же нет никакой цели. У правительства программы нет, ни у кого её нет.

Кстати, вспомнилась очень смешная история. Лет 12-15 тому назад либералы пытались написать так называемую "Программу 2020". Сколько же было шума, пока они её писали, обсуждали на каких-то своих "либерастических" тусовках. Но потом из всего этого получился пшик. Потому что то, что они написали, показывать никому было нельзя. И вот, как говорят, к концу мая должна появиться "Программа 2030". Что о ней слышно?

– Пишут они свой опус, ещё пишут.

– Я кое-кого из этих людей знаю лично по 90-м годам, участвовал в их посиделках, когда всё это только начиналось. Поэтому могу сказать: вся их активность – это исключительно пиар. То, что они пишут, нельзя не то что принять, нельзя даже показать.

– Может быть, писать они особо не умеют, но вот осваивать деньги умеют точно – сотнями миллиардов рублей.

Михаил Хазин, Юрий Пронько

Источник: old.tsargrad.tv