Налоговые маневры Минфина бесполезны без других реформ, считают эксперты



Минфин РФ в понедельник объявил о параметрах простого налогового маневра, который власти планируют реализовать с 2019 года: снизив ставку страховых взносов и повысив НДС, власти рассчитывают заставить российских работодателей отказаться от "серых" зарплатных схем, и сделать российских экспортеров более конкурентными на мировом рынке. Разработчики новаций уверены, что это не будет дорого стоить ни бюджету, ни бизнесу.

Однако эксперты и предприниматели полагают, что вывести российскую экономику на устойчивый рост и решить бюджетные проблемы невозможно просто изменив ставки двух налогов. Необходимы более глубокие реформы, в том числе в социальной сфере.

Министр финансов Антон Силуанов объявил параметры налоговой реформы, которую министерство готовит по поручения президента РФ. "Мы считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги. По нашим расчетам, чтобы это было нейтральным для бюджета, ставки (страховых взносов – ред.) должны составлять 22%. И компенсироваться ставкой в 22% налога на добавленную стоимость", — рассказал он, выступая в понедельник на налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

Этот маневр, по его словам, позволит снизить нагрузку на труд в России, которая является одной из самых высоких в мире, и вывести значительную часть бизнеса из тени.

Общий размер страховых взносов в России составляет сейчас 30% от зарплаты работника: 22% работодатель платит в Пенсионный фонд России (ПФР), 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС и 2,9% — на социальное страхование в ФСС. При этом сборы на социальное страхование взымаются только с зарплат в пределах установленного годового лимита, который составляет в текущем году 755 тысяч рублей, а так называемый "хвост", превышающий эту величину не облагается этим сбором. Кроме того, для зарплат свыше 876 тысяч рублей в год установлен пониженный пенсионный взнос – 10%.

Минфин предлагает полностью отказаться от этих "хвостов" и сделать ставку плоской, то есть взымать 22% со всех зарплат без исключения. Это принесет дополнительные деньги в бюджет и частично компенсирует снижение общей ставки. "Это будет единый платеж, который будет расщепляться между фондами", — сказал министр. Параметры расщепления Минфину еще предстоит обсудить с социальным блоком правительства.

Нулевой эффект

Предлагаемые изменения будут нейтральными для бюджета, уверен Силуанов. "Маневр будет стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт, поскольку при экспорте НДС возмещается. И у нас будет стимул развития экспортной экономики. При этом при снижении ставки страховых взносов все предприятия получат дополнительные преференции", — сказал он.

Ставка НДС сейчас составляет 18%, однако для отдельных видов социально-значимых товаров: некоторых продуктов питания, товаров для детей, лекарств, и так далее, установлена льготная ставка в 10%. Кроме того, в отношении некоторых товаров и услуг применяется нулевая ставка налога.

"Мы предлагаем сохранить преференции по НДС для отдельных отраслей, для тех же самых: это сельское хозяйство, медицина, образование, кстати, финансовый сектор тоже имеет льготы по НДС", — сказал Силуанов. "Единственные, для кого это будет отрицательный результат или дополнительная нагрузка, — это те отрасли, которые сегодня работаю "в чёрную", — сказал министр.

Льготы необходимо сохранить, согласен приглашенный на форум в качестве эксперта Сергей Шаталов, который до недавнего времени занимал пост замглавы Минфина по налоговым вопросам. "Понятно, что повышение НДС будет иметь разные последствия для разных индустрий и разных отраслей. Очень сомнительно повышение ставки до 22% по тем категориям товаров, которые сегодня имеют пониженную ставку. Я думаю, это политически абсолютно непродаваемое решение с точки зрения повышения ставки НДС на продовольствие, товары для детей и СМИ", — сказал он.

Предложения по увеличению НДС рассматривались и в ЦСР Алексея Кудрина, рассказал директор по научной работе Института экономической политики Егора Гайдара Сергей Добрышевский. По его словам, рассматривался вариант, когда из новой 22% ставки НДС 2 п.п. будет направляться в бюджеты регионов. "Если мы будем распределять пропорционально численности, как раз наименее обеспеченные регионы от этого выиграют", — сказал он.

Он также заявил о необходимости сохранения льготной ставки налога. "Льготная ставка 10% дает потери бюджета 0,3-0,4% ВВП, что непринципиально для общей сбалансированности бюджета", — сказал он. При этом, по словам эксперта, экономические выгоды от отмены этой льготы не перевешивают социальных проблем, которые за этим могут последовать.

Не только налоги

Вместе с тем, Шаталов призвал бывших коллег в Минфине очень внимательно отнестись к исходным данным, опираясь на которые они делают выводы о нулевом эффекте для бюджета от предложенных мер. "Расчеты нулевые исходят из того, что по страховым взносам мы имеем снижение до 22% в существующей системе пенсионного, медицинского и социального страхования. Но, наверное, эта гипотеза неправильная, здесь нужно что-то менять", — сказал он.

"Все что считается, делается в конструкции неизменности и сохранения существующей системы. На мой взгляд, это абсолютно неправильно: пенсионную систему нужно менять, а уж то, что называется медстрахованием и соцстрахованием — это вообще к страхованию отношения не имеет никакого", — пояснил он журналистам.

По его словам, правительству необходимо срочно принимать решения о реформах в системе пенсионного, медицинского и социального страхования, и только после этого переходить к расчётам новых налоговых ставок.

"Мы очень часто пытаемся за счет налогов и изменения налоговой системы добиться результатов там, где у нас ничего не получается: давайте мы что-нибудь подкрутим в налогах и тогда у нас все будет хорошо. К сожалению, все такие возможности уже исчерпаны", — сказал Шаталов.

Силуанов заверил, что Минфин уже приступил к обсуждению параметров готовящейся налоговой реформы с социальным блоком правительства. При этом он признал, что реализация всех предложенных мер не решает проблемы бездефицитности ПФР.

"При манёвре 22/22 доходы Пенсионного фонда ощутимо упадут", — предупреждает глава фонда ЦСР, экс-глава Минфина Алексей Кудрин. "Надо просчитать последствия для пенсионной системы", — написал он в своем микроблоге в Twitter.

"Безусловно, я согласен на 100%, нам нужно посмотреть еще и саму систему пенсионную. Возможно, придется еще поработать с социальным блоком относительно ее достройки. И, конечно, ту разницу (в доходах ПФР – ред.), которая останется, бюджет будет покрывать, как и сегодня это делается, за счет своих расходов, в виде дотации Пенсионному фонду", — заверил Силуанов.

Выдвинутые предложения, помимо всего прочего, могут привести к единовременному скачку потребительских цен, увеличив инфляцию чуть более чем на 2 п.п., заявил Силуанов.

По оценке старшего аналитика группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрия Куликова, эффект на инфляцию может достичь плюс 1,4-1,5 п.п. в году, на который запланировано повышение, но оно быстро сойдет на нет, если повышение будет проведено резко.

"С точки зрения инфляции, было бы разумно провести повышение ставки за один раз, без распределения маневра на несколько лет, чтобы не влиять на инерционные инфляционные ожидания и не ставить Банк России в сложное положение, когда ему придется на протяжении нескольких лет компенсировать повышенными ставками эффект от налоговой политики", — заключил он в комментарии для РИА Новости.

Однако даже в этом случае Банк России будет более осторожен в своих решениях по ключевой ставке, сказал журналистам глава РСПП Александр Шохин.

Всем выйти из тени

Выход бизнеса из тени, который является одной из главных целей предлагаемого Минфином маневра, и от которого министерство рассчитывает получить дополнительных доходы в бюджет, может не произойти без дополнительных усилий со стороны властей, считает главный экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Алексей Девятов.

"Я думаю, что сами работники вряд ли смогут прийти к работодателю после снижения налоговой нагрузки, с требованием начать получать зарплаты "в белую". Вряд ли это возможно. С точки зрения самих работодателей, а зачем им в этой ситуации обеляться?" — сказал он РИА Новости.

"Здесь нужны какие-то достаточно жесткие репрессивные меры со стороны государства, которое бы их подтолкнули ("обеляться"). Если ничего не будет меняться, кроме этих ставок, то я, честно говоря, не склонен считать, что будет большой эффект по "обелению" бизнеса", — добавил он.

При этом, по мнению эксперта, объявленный маневр, делает пенсионную систему еще более зависимой от бюджета.

"Изначально у властей (в начале 2000-х годов при отказе от ЕСН – ред.) была идея вывести пенсионные деньги из бюджета во внебюджетный фонд, чтобы не было соблазна их потратить на иные расходы. Сейчас, конечно, именно внебюджетная часть вместе со страховыми взносами будет сокращаться, будет расти эта бюджетная трансфертная составляющая, потому что увеличение НДС пойдет в бюджет и соответственно на эту сумму будет, наверное, увеличен трансферт в ПФР. Но это означает, что на самом деле индексация пенсий будет больше зависеть от государства. То есть, если государство решит потратить эти средства на что-то еще, оно сможет сказать – извините, вот вам разовая индексация и все", — сказал Девятов.

Источник: ria.ru






войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 1

  1. Вадим Кормаков 16 марта 2017, 00:27 # 0
    То что повышение НДС вызовет одномоментное поднятие цен на все товары — это минфин не волнует. Вредители.
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.