Слово «национализация» в Российской Федерации с момента ее возникновения было табуировано. В фаворе у государственных чиновников, олигархов и всякого рода либералов было слово «приватизация». Вроде бы «национализация» и «приватизация» — две стороны одной медали, но слово «приватизация» в российском законодательстве встречается многократно, а вот по поводу «национализации» — полное умолчание.
Тема национализации была табуирована до 24 февраля прошлого года, когда началась специальная военная операция (СВО) на Украине, а за ней последовала мощная санкционная война коллективного Запада против России.
Вот тогда из уст многих политиков и общественных деятелей зазвучали призывы к национализации. Во-первых, национализации активов тех иностранных компаний, которые работали в нашей стране и заявили о своем уходе из России по причине несогласия с действиями Москвы на Украине. Во-вторых, национализации компаний и иного имущества тех российских предпринимателей, которые либо покинули Россию, либо, оставаясь в стране, все равно демонстрировали своей несогласие с СВО.
Через некоторое время стало понятно, что на позициях такого несогласия находятся большинство российских олигархов, которые получили свои активы от государства в результате бандитской приватизации и мошеннических залоговых аукционов 1990-х годов. Все это спровоцировало новую волну требований в народе по пересмотру итогов чубайсовской приватизации. А пересмотр итогов и предполагает национализацию.
Национализаций стали требовать даже некоторые «народные избранники» в Государственной Думе. Так, в марте прошлого года группа депутатов Госдумы от «Единой России» предложила ввести внешнее управление в иностранных компаниях, заявивших о своем несогласии с СВО и объявивших о планах покинуть нашу страну. В частности, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил о возможности национализации таких компаний: «Мера это крайняя, но ударов в спину мы не потерпим, а наших людей — защитим. Это настоящая война, и уже не против России в целом, а против граждан», пообещав «жесткие ответные меры, по законам военного времени».
Правда, с самого верха российской власти кто-то незаметно стал осаждать эти порывы отдельных «народных избранников». Была дана негласная команда исключить национализацию из списка наших возможных ответов на западные санкции. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала свое мнение об иностранных компаниях в России: «Они должны будут определиться, будут ли они продолжать работу в России или все-таки уйдут. На этот счет у нас есть свои сценарии, свои предложения… Я лично против какой-либо национализации, считаю, что этого делать не стоит. Но есть другие варианты замены их российскими компаниями, акционерами».
И уж окончательно, казалось бы, точку в вопросе национализаций поставил президент Владимир Путин. На заседании клуба «Валдай» в конце октября 2022 года он заявил: «Люди коммунистических убеждений считают, что нужно в основном все опять национализировать <…> Насколько это эффективно, трудно сказать. В чем-то и где-то, в какой-то конкретной исторической ситуации мы тоже не отказываемся от этого, но мы этого не делаем. У нас нет необходимости никакой. Мы исходим из того, что нужно использовать наиболее эффективные инструменты развития страны, рыночные принципы».
Правда, президент РФ на заседании клуба «Валдай» выразился крайне осторожно: «…в какой-то конкретной исторической ситуации мы тоже не отказываемся от этого [национализации]». По той причине, что к тому моменту уже был первый прецедент национализации. 30 июня 2022 г. президент РФ подписал указ «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Он предусматривал национализацию компании «Сахалин энерджи инвестмент компани, лтд.», действующей в рамках всем известного проекта «Сахалин-2». Она ранее имела другое название, принадлежала частично иностранным инвесторам, занималась и продолжает заниматься разработкой Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях соглашения о разделе продукции. Имущество компании, созданное в рамках соглашения, согласно президентскому указу, переходило в собственность государства.
Позднее возник еще один прецедент — национализация различных объектов движимого и недвижимого имущества украинских олигархов в Крыму по решению Госсовета Крыма.
Но массовой и масштабной национализации не было. Более того, время от времени раздавались призывы противоположного смысла – вернуться к приватизации. Наиболее одиозным и резонансным стало заявление главы ВТБ Андрея Костина. В апреле этот банкир в колонке для РБК писал, что для построения новой модели роста экономики на основе внутренних ресурсов нужны деньги, привлечь которые можно в том числе с помощью перезапуска приватизации. Приватизация, помимо привлечения средств в бюджет от продажи имущества, будет, по мнению банкира, поощрять конкуренцию, способствовать укреплению основ рыночных механизмов, приданию динамики дальнейшему развитию фондового рынка и «формированию новой генерации менеджеров». Костин даже назвал активы, которые можно было бы приватизировать: доли в «Транснефти», РЖД, «Почте России», непрофильные компании «Ростеха» и «Росатома» и даже коньячные заводы. Видимо, Костину было поручено пустить «пробный шар», реакция на который в обществе оказалась очень резкой. В Кремле, откомментировали предложение главы ВТБ, заявив, что не обсуждают возможность возобновления приватизации. Также замминистра финансов Алексей Моисеев сказал, что вопрос о возобновлении приватизации крупных активов не стоит на повестке, доходы от нее в бюджет на текущий год не заложены.
Вместе с тем многочисленные события в мире и в России давали все новые и новые поводы для того, чтобы вспоминать о национализации. Это и новые пакеты антироссийских санкций, и новые факты предательства интересов России нашими олигархами, и вопиющие случаи срыва государственного оборонного заказа, и преступное казнокрадство в российском ОПК (оборонно-промышленном комплексе), и т.д.
«Народные избранники» в Думе, представляющие партийные фракции КПРФ и «Справедливую Россию», в ноябре прошлого года предприняли ряд шагов, которые позволили бы приступить к масштабной национализации.
Депутаты Госдумы от «Справедливой России» сообщили о подготовке законопроектов о национализации активов иностранных юридических и физических лиц. К этой мере было предложено прибегать в случае, если похищенные Западом российские средства будут направляться Украине, в том числе ВСУ. Впрочем, лидер партии Сергей Миронов выразил надежду на то, что национализации не понадобятся, и работающий в России зарубежный бизнес не пострадает «из-за самоубийственной политики своих правительств». Предложенные законы должны стать упреждающим шагом России.
Примерно в это же время лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил провести в России референдум об аннулировании итогов приватизации и смене экономического курса страны. Он призвал принять «бюджет победы», поставив заслон вывозу капиталов за рубеж, пересмотрев систему налогов и национализировав стратегические отрасли экономики. Также он поддержал законодательную инициативу «Справедливой России» о национализации активов иностранных юридических и физических лиц. «Наступает новое время. Пора вырвать национальные богатства из рук олигархии, аннулировать итоги грабительской приватизации. Это в состоянии сделать национальным референдумом. Это будет юридически законно, морально справедливо, экономически верно. Только так Россия мобилизует ресурсы, проведет новую индустриализацию, обеспечит стремительное развитие и сможет гордиться новыми победами», — подчеркнул Зюганов.
Примечательно, что до сих пор все призывы и инициативы, касающиеся национализаций, исходили либо от независимых политиков и общественных деятелей, либо от «народных избранников» из Государственной Думы. Представители исполнительной и судебной ветвей государственной власти хранили полное молчание по вопросу возможных национализаций. Не выступая «против», равно как и «за». Эксперты обратили внимание на это молчание, расценив его как проявление неустойчивого равновесия сил во властных структурах – тех, кто «против, и тех, кто «за».
Но вот только что пришла новость, что Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, выступая 13 мая на Петербургском международном юридическом форуме, предложил национализировать основные отрасли экономики страны. Это первый случай, когда чиновник столь высокого ранга высказался по вопросу национализации, причем однозначно «за». Одним из оснований для такого заявления стали слова главного следователя страны о неблагополучном положении в российском оборонно-промышленном комплексе, где царит казнокрадство и отсутствует исполнительская дисциплина: «Мошеннические схемы реализуются даже в сфере оборонной промышленности». И он добавил: «Дальше уже просто ехать некуда».
Напомню, что 3 марта президент России Владимир Путин подписал указ об особых правилах работы предприятий, которые выпускают продукцию по гособоронзаказу. Указом предусмотрено, что на предприятиях, срывающие оборонзаказ в период военного положения, будет вводиться внешнее управление, а прежние руководители будут отстраняться от управления. Но, строго говоря, это еще не национализация. Видимо, по мнению Бастрыкина, упомянутый указ президента – необходимое, но недостаточное условие для наведения порядка в российском ОПК. И он предлагает полноценную национализацию. Причем, не только предприятий из реестра ОПК, но и других отраслей экономики, от которых эти предприятия зависят. «Мы говорим, по сути, об экономической безопасности в условиях войны… А дальше — следующая ступень — давайте пойдем по пути национализации основных отраслей нашей экономики», — сказал Бастрыкин.
Хотелось бы верить, что это правильное предложение высокопоставленного государственного чиновника будет воплощаться в жизнь. Причем уже в этом году. Победу в войне мы откладывать не можем.
Валентин Катасонов