Найдётся ли управа на цены?


Президент РФ Владимир Путин на днях поручил совмину срочно проработать вопросы по увеличению импорта готового продовольствия и сельхозсырья из стран СНГ, чтобы попытаться сдержать продолжающийся рост цен на продукты питания в России. Однако переориентация российских компаний-импортеров и посреднических фирм на продукты из СНГ — дело небыстрое...

Вообще-то, такие меры, согласно общемировой практике, принимают правительства. У нас же издавна в приоритете — «ручное» управление со стороны первых лиц, указания которых на совещаниях подробно записывают или переписывают друг у друга правительственные чиновники. Но все ли такие поручения реально выполняются?

Во всяком случае как-то «притихла» тема продовольственного импортозамещения, официально декларированная еще весной 2014 года. Поскольку рост с того времени государственных дотаций в агро-промышленный комплекс (АПК) не только оказался ниже требуемых этой отрасли, но еще и не поспевал, и поныне не поспевает, за обесцениванием рубля в отношении всех инвалют. В результате, реальная платежно-покупательная способность рубля, по имеющимся профильным оценкам за 2017-2021 гг. снизилась почти на четверть.

Потому неудивительно, что производители, фирмы-посредники и торговая сфера, как и ЖКХ и транспортный сектор компенсируют обесценивание рубля ростом «своих» рублевых цен и тарифов. Что еще больше обесценивает рубль и, к тому же, не зависит от баланса спроса-предложения на товары и услуги.

Что же касается импорта продукции пищепрома («Столетие» неоднократно об этом писало), то, несмотря на российские контрсанкции в отношении Запада, реэкспортируемое продовольствие оттуда по-прежнему поступает. В основном через страны-члены ЕАЭС, особенно через Белоруссию.

Как известно, российская сторона не единожды указывала Минску на незаконность «перепоставок» западного продовольствия в РФ. Но надлежащих мер против этого по-прежнему не принимается.

Дело не только в нежелании сторон обострять взаимоотношения. Но и в том, что, ввиду недостаточности и обесценивания господдержки АПК в РФ, ввоз продовольствия и сельхозсырья с Запада остаётся важнейшим фактором наполнения внутрироссийского рынка. Поэтому в торговых сетях России по-прежнему в изобилии западные сыры, рыбная продукция, колбасы, овощи, фрукты, даже ягоды с пирожными.

Один из менеджеров известной сети «Ашан», мой знакомый, на днях сообщил мне, что в эту и другие торговые сети и сегодня поступают подсанкционные продукты. Причем всё чаще — с фальсифицированным обозначением страны или предприятия-изготовителя. Что обусловлено и тем, что внешнеторговые компании в продовольственной сфере и их посреднические фирмы в РФ имеют прочные взаимосвязи с производителями и поставщиками дальнего зарубежья.

К слову, по оценкам российских отраслевых ассоциациий в АПК-сфере, доля посреднических накруток в конечной розничной цене на продовольственные товары в РФ достигает, как минимум, 30%. Причем большинство фирм, связанных с компаниями-поставщиками подсанкционного продовольствия, накручивают цены именно на российские продукты. Чтобы они «не мешали» сбыту дальнезарубежных.

Но, несмотря на неоднократные правительственные декларации по отладке в РФ именно прямых поставок продуктов в сети, по сей день не принимается никаких реальных мер в этой сфере. Так что, если и будет расти ввоз продовольствия из СНГ, те же накрутки наверняка сохранятся.

На росте цен на продовольствие сказывается также постоянное удорожание перевозок этой продукции в РФ. По данным экспертного портала «Логистика России» от 5 августа с.г., «сельхозпроизводители и торговые компании пожаловались в Минпромторг РФ на дефицит транспортных мощностей, а также на двукратный рост тарифов на перевозки продуктов с юга страны в центр.
В ответ Минпромторг призвал Антимонопольную службу (ФАС) проверить перевозчиков на предмет картельного ценового сговора.
Там же отмечено, что «стоимость автоперевозки овощей сейчас выросла на 50-60% по сравнению с ценовой ставкой не в «сезон», а железнодорожная перевозка обходится в 2,5 раза дороже».

Но, в отсутствие соответствующих государственных и межгосударственных решений, снизятся ли эти тарифы при растущих объемах перевозок продовольствия из СНГ?

Напомним также, что все страны бывшего СССР с начала 1990-х неоднократно предлагали создать в России торговые дома этих стран для прямых поставок товаров. Но к настоящему времени такие торговые центры в некоторых регионах РФ, включая Москву, удалось создать только Белоруссии, Армении, Азербайджану, Казахстану и Киргизии.

Кроме того, во многих субъектах Федерации сетуют на то, что их предложения создавать аналогичные торговые центры в российских мегаполисах игнорируют местные власти, торговые компании и сети мегаполисов. Об этом часто говорят, например, в ходе презентаций экономического потенциала субъектов Федерации в Торгово-промышленной палате РФ.

А всё потому, что прямые поставки и прямой сбыт продукции оставят без сверхприбылей торговый и посреднический бизнес. Издавна, если не изначально работающий с дальнезарубежным, в том числе с санкционным продовольствием.

Тем временем в импорте РФ, к примеру, мяса и мясопродуктов фактическая доля поставок из дальнего зарубежья к настоящему времени превышает, по многим оценкам, 30%; овощей и фруктов — минимум 50%, продуктов рыбной отрасли — свыше 60%. Дешёвые, но небезопасные для здоровья пальмовое и смежные масла, коими в растущих объемах в РФ заменяют молочное и кондитерское сырье, более чем на 90% ввозятся из дальнего зарубежья. Характерно и то, что, по имеющимся данным, не меньше трети объемов ввоза продовольствия и сельхозсырья в РФ из СНГ — это реэкспорт дальнезарубежной продукции, включая санкционную.

Словом, сдерживание цен на продукты в России с помощью поставок из ближнего зарубежья возможно. Уже потому, что ближнезарубежные сельхозсырье и готовое продовольствие дешевле «заморских» на 15, а то и на 40%. Но очевидно, что потребуется отладка всей цепочки этих поставок и их сбыта на внутрироссийском рынке.

Точнее, востребованы именно прямые поставки, в сочетании с поддержкой платежно-покупательной способности рубля, с регулированием перевозочных тарифов, с межгосударственными договоренностями по ценам на ввозимую продукцию.

В основном те же меры требуются для большего наполнения внутреннего рынка и российской сельхозпродукцией. Иначе мы будем снова фиксировать очередную «озабоченность» высших государственных органов удорожанием продовольствия...

Алексей Чичкин

Источник: www.stoletie.ru