Россия наконец-то выбралась из ловушки нищих зарплат, но теперь встаёт вопрос – надолго ли? Рост доходов увеличил потребительский спрос, что вполне логично. Однако ЦБ тут же забил тревогу, заявив о перегреве отечественной экономики. Реальную ситуацию обрисовал Андрей Подойницын.
На фоне той денежно-кредитной политики, которую в последнее время реализует Банк России, в сентябре-октябре этого года может произойти резкое замедление экономического роста. 2025-й в связи с этим ожидается непростым, заметил ведущий "Первого русского" Никита Комаров в программе "Царьград. Главное".
Несмотря на тревожные тенденции, ЦБ продолжает повышать ключевую ставку. Она достигла немыслимых 18%. Примечательно, что ещё в 2023-м регулятор сетовал на то, что отечественная экономика растет выше своего потенциала.
Эта фраза на протяжении двух-трёх месяцев повторялась регулярно, но всегда вызывала лишь недоумение у общества и экспертов. Из-за этого, видимо, в Центробанке сменили риторику. Теперь постоянно звучит мантра о перегреве экономики: дескать, производство не поспевает за спросом, квалифицированных кадров не хватает и так далее.
И, прикрываясь этим, регулятор искусственно охлаждает ситуацию высокой ключевой ставкой. Ведущий Царьграда обсудил вызовы, которые стоят сегодня перед экономикой России, а также спорные шаги денежных властей с экономистом Андреем Подойницыным.
На Западе ЦБ хвалят наперебой
Эксперт указал, что с конца весны 2024-го отечественная экономика, действительно, стала расти медленнее, если оценивать ситуацию месяц к месяцу:
Если смотреть год к году, то пока всё выглядит достаточно конкурентно на фоне низкой базы 2023-го. Кроме того, динамика реальной денежной массы оказалась очень скромной. Например, если сравнивать январь и июль этого года, то рост составляет всего шесть с небольшим процентов. А темпы роста реальной денежной массы – это безошибочный индикатор, который показывает, с какой скоростью растёт экономика. И вот она у нас перестаёт потихоньку расти, темпы замедляются.
Эльвира Набиуллина. Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
По мнению собеседника "Первого русского", несложно экстраполировать эту ситуацию и на интегральные показатели, которые к сентябрю-октябрю этого года тоже с высокой вероятностью затормозятся:
Пока мы видим, что снижение темпов или падение касается только отдельных индикаторов. Например, продажа сельхозтехники припала крепко. На 15-35%. Есть и ещё более обобщённый показатель – это продажи грузовиков. Они припали на 5%. А грузовики – это очень характерный инвестиционный товар, который касается многих отраслей, всей стройки, всей промышленности, вообще всего проектного процесса в государстве. И КАМАЗ прогнозирует падение продаж на конец года на 15% и даже больше. Это уже несмешно…
Подойницын указал, что эти процессы вызвали ликование в недружественных странах, где охлаждение экономики России связывают с отложенным эффектом введённых ограничений:
Безусловно, неприятно, что очень оживились наши западные непартнёры. Последние несколько дней начали всесторонне разогревать тему: видите, дескать, всё-таки замедляется российская экономика – есть результат от санкций.
Возникает ощущение, словно радующиеся политики и эксперты из США и Европы буквально благодарят председателя Банка России Эльвиру Набиуллину.
Наперебой, прости меня, Господи, хвалят наш ЦБ. Какой он, мол, профессиональный и как успешно решает вопросы сдерживания инфляции. Хотя на самом деле мы видим, что инфляция остаётся приблизительно на тех же уровнях, на каких она и была,
– констатировал экономист.
Андрей Подойницын указал на ликование Запада на фоне замедления экономического роста в России. По его мнению, в США и Европе неслучайно хвалят отечественный ЦБ. Фото: Царьград
Кремль vs Центробанк
Однако в реальности проблемы экономики России – результат не столько санкций, сколько неоднозначной деятельности финансового блока нашей собственной власти. Андрей Подойницын обратил внимание на два разнонаправленных вектора во внутриэкономическом пространстве:
В стратегиях, которые подписал президент России Владимир Путин, ставятся такие задачи, как опережающие темпы роста экономики, устранение технологического гэпа с развитой частью западного и восточного мира, 33 квадратных метра на человека к 2030 году и 38 – к 2036-му. И так далее. Там есть про среду обитания, демографию… В такой стране будущего хочется жить долго и счастливо. Но, с другой стороны, есть большой блок документов за авторством наших либеральных экономистов, прежде всего из ЦБ.
В стратегиях представителей финансово-экономического блока власти, напротив, говорится о необходимости достижения сбалансированных темпов роста – от 0,5% до 1,5%.
Де-факто там говорится про якобы эпический перегрев экономики, самый серьёзный за последние 16 лет. Про излишний рост зарплат, про нехватку всего: трудовых ресурсов, производственных мощностей. Чуть ли не про дефицит воздуха, воды, атомов, молекул – всего, дескать, очень мало. Если мы посмотрим на два этих блока документов, то увидим, что они находятся в перпендикулярных друг другу плоскостях. Возникает вопрос: а какой политэкономический, инженерно-технический нарратив описывает то, как мы будем достигать целей, которые сформулированы президентом?
– подчеркнул эксперт.
Фото: Petrov Sergey/Globallookpress
В результате мы имеем ситуацию, когда Центробанк, по сути, блокирует реализацию политики Кремля. При этом патриоты практически бессильны против этой либеральной элиты на экономическом направлении.
Мы знаем учёных, исследователей, политиков, которые транслируют этот нарратив, описывающий путь достижения целей, поставленных президентом. Но это всё разрозненно, не институционализировано, не собрано в какой-то, скажем так, социально признанный авторитетный поток. Тем временем у наших системных либералов есть источник трансляции их мнений. Это ЦБ прежде всего. Но не только он. А у суверенного, государственнического крыла такого консолидированного источника трансляции именно политэкономических соображений, источника трансляции системного, научного политэкономического нарратива просто нет,
– с сожалением заметил собеседник Царьграда.
С либерального новояза – на русский язык
Экономист также объяснил, что именно подразумевает Центробанк, говоря о перегреве. Например, Россия наконец-то выбралась из ловушки нищих зарплат, это стимулирует рост потребительского спроса. Но тут же возникает вопрос, надолго ли установится такая ситуация? Ведь ЦБ тут же забил тревогу.
Наша экономика долгое время сидела в ловушке нищих зарплат. И вот она уже выбирается из неё. Это регулятор и называет перегревом. То есть что такое перегрев в понимании ЦБ? Это необходимость производить изменения в экономике. Вот и всё. Как только нужно что-то менять – это перегрев. Когда нужно поднять филейную часть из кресла и куда-то пойти – это перегрев,
– подчеркнул эксперт.
Никита Комаров согласился, пояснив, что понятие "перегорев экономики" на самом деле означает наличие высокого спроса при отсутствии роста предложения.
Да, а для Банка России любая необходимость любого изменения – это уже перегрев. Вот этот либеральный новояз нужно постоянно переводить на русский язык и на язык физических реалий,
– заключил Андрей Подойницын.
Автор: Программы Царьграда
Заглавное видео: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress