На днях председатель правления украинской госкомпании «Нафтогаз» Алексей Чернышов объявил об энергетической независимости страны. По его словам, теперь Киев не будет покупать газ и у европейских поставщиков, на которые с 2015 г. приходился основной поток импорта газа.
Ранее Украина уже разорвала тесные энергетические связи с Россией, у которой десятки лет приобретала голубое топливо — по льготной цене, и добавим, что уже не секрет, постоянно воровала его, перепродавая в третьи страны.
В отношениях с Россией была проявлена «политическая воля» киевского режима, поступившего в услужение к Западу. Евродружба привела Киев к краху, в том числе экономическому. На этот раз причинами отказа Чернышов назвал резкое снижение потребления газа в связи с остановкой крупных предприятий и массового оттока из страны населения (индивидуальных потребителей).
Власти осознают, что без газа в стране наступит коллапс и свои расчеты строят, исходя из потенциала собственных ресурсов. Тот же Чернышов отмечает, что добыча газа на «незалежной» выросла на 7%. А по итогам 2023 г., на Украине было добыто 18,7 млрд кубометров газа. Такой же объём, предположительно, использовали либо закачали в ГПХ. Для сравнения: в 2021 г. Киев приобрел свыше 30 млрд кубометров, а в 2011-м — свыше 50 млрд кубометров, что свидетельствует о резком сокращение потребности в голубом топливе. При этом эксперты уточняют, что добыча газа у независимых частных компаний на территории, подконтрольной Киеву, сократилась на 14%. К этому необходимо добавить, что ресурсный потенциал пяти крупнейших украинских газовых месторождений исчерпан в среднем на 85-90%.
Сейчас компания «Нафтогаз», по информации Чернышова, ведёт переговоры с немецкими энергетическими концернами RWE и Uniper для предоставления им в аренду до половины мощностей своих газовых хранилищ, суммарный объем которых составляет 30 млрд кубометров. В то же время допускается вероятность ещё большего снижения потребностей в газе. Прогнозируют, что к декабрю 2024-го он может составить всего 15 млрд «кубов». На фоне столь значительного сокращения потребления газа «Нафтогаз» заявил о возможности покрыть нужды страны самостоятельно.
Фактически заявление Чернышова завершило долгий путь Киева к энергетической «самостийности». Такое вот исполнение давней «украинской мечты» получилось.
Напомним, что в наследство от СССР Украине достались построенные в советское время основные газопроводы, через которые газ из России получали потребители в Европе, а также система газовых хранилищ.
Примерно до 1998 г. поставки газа на Украину регламентировали межправительственные соглашения. Согласно этим документам, республика получала так называемый платный газ по льготной цене, который распределяла внутренним потребителям без права перепродажи за рубеж, а также бесплатный — эти объёмы газа шли на оплату российского транзита через территорию страны. При этом воровство Киевом российского газа не прекращалось. Но Украина и на заре, так сказать, своего автономного плавания либо просто не платила, либо не имела возможности вовремя оплачивать газ, полученный от РАО «Газпром», из-за хронических неплатежей своих внутренних потребителей, в основном промышленных предприятий. Киев предлагал в качестве альтернативы бартерные сделки, на которые не шёл «Газпром». И — не без причины.
Практика бартерного сотрудничества Украины с Туркменистаном показала, что Киев даже по этим сделкам не смог гарантировать своевременные расчёты.
Отметим, в 1994 г. договор с РФ подразумевал транзит по территории РФ на Украину среднеазиатского газа. Ашхабад согласился, чтобы первые поставки туркменского газа были бартерными. К началу нулевых Киев закупал порядка 30 млрд кубометров туркменского газа в год на условиях оплаты половины деньгами из расчёта 40 долл за 1000 куб., не учитывая доставки, остальные объёмы шли по бартеру.
Тариф транзитного прохода газа по российским ГТС увязывали с ценой транзита по Украине. В связи с многочисленными нарушениями Украиной обязательств с 2006 г. поставки из Средней Азии прекратились. Причиной, прежде всего, послужило подорожание стоимости туркменского газа и требования Ашхабада перейти на полную оплату газа «живыми» деньгами. Для Киева такие условия оказались неприемлемыми, поскольку денег на газ у него не нашлось.
Окончательная смена курса в энергетическом секторе на Украине пришла с победой Виктора Ющенко в 2004 г. на президентских выборах. Он с его прозападной командой направил страну по евроатлантическому пути, сменив «многовекторную» политику своего предшественника Леонида Кучмы. Уже тогда начали продвигать поэтапный отход от экономической интеграции в рамках СНГ, Таможенного союза и других подобных начинаний. Киев также пошёл на обострение разногласий с Россией в экономической и политической сферах, разрушая установленные связи. Вместе с тем стало понятно, что для Киева кануло в прошлое время льгот и преференций.
Украина тогда получала газ по 50 долл. за тысячу кубометров, что было меньше, чем в то время платила гораздо более интегрированная с Россией Белоруссия.
С того времени Украина объявила «крестовый поход» для освобождения Европы и прочих своих партнеров от российской газовой «кабалы». Быстрый разрыв экономических связей произошёл после событий 2013-2014 гг. и госпереворота в Киеве.
Апофеозом эпохи энергетических авантюр Киева стал 2014 г., когда окончательно были разорваны контракты на поставку газа из России. С тех пор «незалежная» в поиске альтернативного топлива и поставок газа от других поставщиков.
Так, Киев заключал с Германией секретные контракты на поставку реверсного российского газа, который в разные годы осуществляли ФРГ и Польша. В 2022 г. контракты на поставку были подписаны с Венгрией. Любопытно, что европейские поставщики так и не обнародовали цену, которую устанавливали за свои поставки Киеву, ссылаясь на коммерческую тайну. Теперь пришла очередь поставить точку и здесь.
Автор: Анна Шершнева