Территориальные органы Пенсионного фонда выплачивает пенсии «мертвым душам» на сотни миллионов рублей. Об этом говорится в отчете Счетной палаты по итогам проверки работы ПФР в 2017—2019 годах.
«В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили 377,035 млн. рублей», — отмечается в документе.
В отчете сказано, что эти переплаты можно взыскать только через суд или путем добровольного возмещения родственниками умершего пенсионера.
Счетная палата, кроме того, обнаружила ошибки в системе персонифицированного учета в ПФР. Из-за этих ошибок некоторые граждане недополучают пенсии. Причиной этого могло стать открытие на одного и того же получателя пенсии двух и более счетов или присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам.
Чаще всего это происходит из-за ошибок при заполнении анкет, назначения размера пенсии только на основании одного счета при наличии других, отсутствия данных о смене фамилии, отмечают аудиторы.
Заметим, Счетная палата не в первый раз «наезжает» на Пенсионный фонд. Год назад контрольное ведомство призывало принять решение по накопительным пенсиям. На правительственном часе с участием главы Минтруда Максима Топилина аудитор Светлана Орловаотметила, что из-за многолетней «заморозки» накопительных пенсий средний размер накопительной части не превышает 900 рублей, и «эта сумма не влияет на доход пенсионера».
«Пауза в решении дальнейшей судьбы накопительной составляющей пенсионной системы затянулась. Нужно принимать решение», — заявила Орлова.
Позже, в интервью «РИА Новости» Светлана Орлова рассказала, что пенсионер в России при средней пенсии в 14 тыс. рублей с учетом обязательных расходов на жилье и лекарства может потратить на себя не более 200 рублей в день. По ее подсчетам, на оплату счетов по услугам ЖКХ уходит в среднем 5 тыс. рублей, на покупку необходимых лекарств — 2 тысячи, на предметы личной гигиены — не менее 1 тыс. рублей.
«На питание (при условии отсутствия расходов на одежду и обувь) остается всего 6 тысяч или 200 рублей в день», — уточнила Орлова.
Надо думать, такими отчетами и заявлениями Алексей Кудрин — глава Счетной палаты и главный идеолог либерализма в России — понукает власти не тянуть с запуском новой накопительной системы. По сути, Счетная палата каждый раз подводит к мысли, что накопительная пенсия — панацея, которая и ошибки в работе ПФР сведет к минимуму, и пенсионеров чуть не озолотит.
На деле, по мнению экспертов, в нынешней экономической ситуации российская накопительная система не имеет смысла. При текущих показателях доходность НПФ, которые управляют пенсионными накоплениями, будет ниже инфляции.
Но с точки зрения экономического блока правительства, выигрыш налицо. Накопительная пенсионная система позволит дополнительно урезать государственные обязательства по пенсионному обеспечению. Раз так, любые претензии Счетной палаты к ПФР толкают ситуацию в нужном либералам направлении.
— Идея срочного перехода к накопительной пенсионной системе была актуальна пару лет назад, а сегодня мы вернулись фактически к советской распределительной пенсионной системе, — отмечает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Суть ее проста: ты работаешь — ты платишь налог, ты не работаешь — тебе платят из этого налога пенсию. Замечу, вариантов всеобщей накопительной системы обсуждалось множество, но дело зашло в тупик после того, как Путин потребовал, чтобы новая система была полностью добровольной.
Что характерно, у крупных предприятий, типа «Норникеля», и сейчас существуют пенсионные фонды для сотрудников, где можно оформить накопительную пенсию. В таком варианте это действительно дает прибавку, когда люди выходят на пенсию.
«СП»: — Почему нельзя сделать так в целом по стране?
— Проблема в том, что уже существует распределительная система. Если сделать накопительную систему обязательной, придется сократить взносы в распределительную, и тогда встанет вопрос: откуда пенсии платить? Либо придется повысить налог на заработную плату — а он у нас и без того высокий.
Если же сделать новую накопительную систему полностью добровольной, она не будет очень большой. Люди у нас не верят в светлое будущее, в то, что будет через 20−30 лет. Они предпочитают жить, что называется, здесь и сейчас.
Поэтому прежде надо решить: нужна ли в России вообще всеобщая накопительная пенсионная система? И еще: почему бы просто не мешать развиваться тем добровольным накопительным системам, которые уже существуют?
Другими словами, хорошо, когда накопительная пенсионная система создается с нуля. А вот когда существует распределительная пенсионная система, перейти к накопительной довольно сложно.
«СП»: — Почему Счетная палата настойчиво продвигает накопительную пенсионную систему?
— Накопительная система может лоббироваться финансовыми структурами. Де-факто эти структуры получают бесплатный доступ к значительным финансовым ресурсам. За эти ресурсы им, подчеркну, не нужно будет вообще ничего платить — разве что когда-то, в отдаленном будущем. А пока будущее не наступило, структуры смогут управлять пенсионными средствами, и получать часть дохода от управления.
Замечу к месту, что вложения подобных средств сильно регламентированы законодательно. Это значит, граждане, которые передают свои пенсионные накопления в управление финансистам, сверхдоходов точно не получат.
От себя добавлю: будь я моложе, я бы вообще не связывался с НПФ. Есть разного рода инвестиционные фонды — например, у того же Сбербанка. Есть, наконец, брокерские фирмы. Достаточно вложить деньги в американский индекс S&P 500: купить ETF (БПИФ) на Мосбирже, либо купить ETF через американского брокера. И тогда вложенная вами сумма будет расти в той же пропорции, что и индекс S&P 500.
По сути, есть масса финансовых инструментов для вложения денег, о которых рядовые граждане в России не знают. И мое субъективное мнение — молодой человек вполне может разузнать все необходимое о финансовых инструментах, не хранить яйца в одной корзине, вкладывать сбережения в различные фонды, и не зависеть от пенсионной системы.
И еще: я никогда не понимал, чем отчисления на накопительную пенсию лучше, чем обычный депозит в Сбербанке. Процент доходности примерно одинаковый, но депозит дает возможность самостоятельно распоряжаться деньгами до наступления пенсионного возраста.
«СП»: — Насколько обоснованы претензии Счетной палаты к ПФР?
— Я бы не сказал, что аудиторы нашли катастрофические нарушения. Выплаты пенсий «мертвым душам» совершенно точно не носят массового характера. В Пенсионном фонде подобные ситуации поставлены на строгий учет. Возможно, нарушения возможны где-то в Тмутаракани, но в более-менее развитых регионах различные базы по гражданам доступны ПФР, и факт смерти четко отслеживается. Тут вопрос чисто технический, и для бюджета фонда выплаты умершим, обнаруженные Счетной палатой, погоды точно не делают.
— Пока совершенно неясно, какой будет всеобщая накопительная пенсионная система, — говорит доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Владельцы НПФ и УК очень хорошо погрели руки на прежней накопительной системе, и сейчас хотят встроиться в новую систему, чтобы получать свою маржу, пусть даже законодательно ограниченную 5%. Но гражданам-то это зачем?
Что до возврата «замороженных» накоплений — на улице даже сегодня инфляция приличная, что тут говорить про суммарную инфляцию с середины нулевых, когда делались накопительные отчисления.
Власти, я считаю, в итоге вернут накопительную часть пенсии, ровно как написано в законе — рубль в рубль, за счет бюджета. Но этот рубль к тому времени полегчает до нескольких десятков копеек, по сравнению с первоначальным. И зачем, спрашивается, такой рубль пенсионерам нужен?!
Андрей Полунин