Сможет ли запуск грузовых перевозок через Керченский пролив повлиять на стоимость товаров в магазинах на полуострове
Последнее сообщение инфоцентра «Крымский мост» прозвучало, словно песня: «30 июня два грузовых поезда с материка и полуострова пройдут по мосту навстречу друг другу. Они пересекут пролив и откроют грузовое железнодорожное движение. По первому пути в сторону материковой России проследует поезд с продукцией крымских предприятий. По второму пути встречного направления проследуют цистерны с бензином, полувагоны с удобрениями, зерновозы, цементовозы, а также платформы, гружёные рельсами…».
В минувший уик-энд свой состав № 1 сформировал Севастополь. Железнодорожный цех Балаклавского рудоуправления загрузил вагоны флюсовыми известняками для металлургических заводов материковой части России. Напомним, при Советском Союзе из Балаклавы ежегодно шло более 10 млн. тонн этой важнейшей добавки для выплавки чугуна и высококачественной стали. Теперь грузоперевалка вновь становится постоянной, пусть сегодняшние объёмы на порядок меньше. Вместе с севастопольским известняком на материк отправляется кальцинированная сода из-под Перекопа.
Вообще-то старт грузового движения по рельсам Крымского моста планировался ещё в декабре прошлого года. Но тогда объявили, что запуск тяжёлых составов отложен в связи с необходимостью сохранить античную усадьбу, обнаруженную на подходах к мосту. Также была озвучена версия, что якобы не готова прибрежная транспортная инфраструктура. Странно, ведь пассажирские поезда шли без проблем и античные раскопки им не мешали. Появилась злая шутка, мол, сначала мост испытают пассажирами, а потом запустят грузы.
Народ искренне надеялся, что в нынешней долгожданной церемонии начала грузового движения через Керченский пролив примет участие Владимир Путин. Типа как рулил он КАМАЗом весной 2018-го на открытии автодорожной части моста. Увы, по словам пресс-секретаря российского лидера Дмитрия Пескова, у президента нет подобных планов. Во вторник Владимир Владимирович отправляется на Ржевский мемориальный комплекс Тверской области.
Как бы там ни было, 30 июня у крымчан большой праздник. Показывать в прямом эфире въезжающие на мост составы планируют все ведущие телеканалы полуострова. Последний раз такие трансляции шли с июньских Парадов Победы в Симферополе, Керчи и Севастополе.
Крымская железная дорога уже в текущем году планирует нарастить объёмы грузоперевозок до 3 млн. тонн. Республика отчаянно надеется, что теперь-то дичайшие «островные» цены хоть немного упадут. «Запуск грузовых поездов по мосту — это ещё один шаг на пути экономического развития Крыма. Грузооборот будет увеличиваться, а стоимость перевозки основных грузов — зерновых культур, нефтепродуктов, стройматериалов, химических удобрений, металлопроката снизится в среднем на 30−50%», — обещает министр транспорта РФ Евгений Дитрих. О продовольственных и промышленных товарах министр почему-то промолчал. Хотя сам президент Путин на январском совещании в Ялте выражал надежду, что с запуском регулярных грузовых перевозок на полуострове нормализуются цены тех же продуктов питания и топлива.
Крым и Севастополь — всероссийские рекордсмены по грабительским ценникам буквально на все. Горючее, харчи, промтовары тут значительно выше дороже, чем в соседнем Краснодаре, до которого по мосту рукой подать. Ещё заметней разрыв, если сравнивать ситуацию с ближайшими областями Южного федерального округа. Даже Москва и Питер с высоким уровнем столичных зарплат зачастую могут предложить своим жителям гораздо более лояльную ценовую политику.
Вот главная проблема, которая вызывает растущее социальное напряжение среди крымского населения. Два года работы Крымского моста никак не повлияли на местную дороговизну! Наоборот ценовой вал стремительно растёт, и в данной связи сущим издевательством выглядят бравурные сообщения властей, что по мостовому переходу через пролив успели проехать десять миллионов автомобилей. На самом деле, отражённый в кошельках простого люда «эффект моста» близок к нулю.
Многие были уверены, раз сюда с материка потоком пойдут фуры-большегрузы, придавленный материковой конкуренцией местный торговый бизнес прекратит беспредел. Ничего подобного не произошло, причём от слова вообще. «Стоимость доставки грузов в Крым автомобильным транспортом по мосту снизилась на 10−20%. Логистика стала дешевле и быстрее. Группы влияния товаропотоков получают дополнительные прибыли, но никто из них ни на копейку не снизил стоимость товаров», — подтвердил председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов РК Анатолий Цуркин. Люди все чаще задают тяжёлый, но справедливый вопрос: «Мост действует, а цены почему-то не падают. Это саботаж коммерсантов или непрофессионализм чиновников? И где гарантии, что ситуация изменится, когда начнут ходить грузовые поезда?..».
Еще два года назад Сергей Аксёнов предусмотрительно сделал несколько характерных заявлений. Например, глава республики пояснял землякам, что открытие грузового движения по Крымскому мосту приведёт к снижению цен «только со временем».
«Железная дорога — самый дешёвый вид транспорта, который обеспечит быструю доставку грузов по нормальной цене. Глобальные изменения в ценовой политике наступят только после открытия железнодорожной части моста. С учётом того, что в Крым из-за санкций не идут федеральные компании, присутствует спекулятивный момент. К большому сожалению, автодорожный мостовой переход снизить цены не дал возможности… Когда зайдут крупные игроки? Я надеюсь, вместе с поездами по Крымскому мосту», — говорил Аксёнов.
Вслед за главой республиканские чиновники хором обещали «изменения после запуска железнодорожной ветки». На самом деле, предельно ясно — никто из более-менее серьёзных торговых сетей РФ не собирается появляться на «аннексированной территории». Причём не важно, на грузовике или паровозе. Западные хозяева российского коммерческого ритейла до сих пор волне резонно опасаются западных же антикрымских санкций. Да что говорить, если государственные Сбербанк, Роснефть и другие структуры как огня боятся полуострова. Даже «Почты России» тут нет, действует самостийная «Почта Крыма». И независимые эксперты со 100-процентной вероятностью прогнозируют: товарные составы при подобном раскладе существующее положение дел практически не изменят.
Отложенный на полгода запуск грузового движения по Крымскому мосту стал настоящим подарком для официального Симферополя. Все это время властям не нужно было оправдываться, почему поезда стучат, а цены продолжают пухнуть.
Похоже, с 1 июля наступает момент истины. Регулярное грузовое железнодорожное сообщение через Керченский пролив наконец-то начинается. Однако большой вопрос, сможет ли республиканское правительство успокоить возмущённых земляков, если цены останутся запредельно высокими. Во всяком случае, крымские торговцы не скрывают, что терять собственные сверхдоходы не собираются. Попросту незачем при явном сговоре и полнейшем отсутствии конкуренции. Таки да, Путин говорил, что открытие железнодорожных грузоперевозок «должно позитивно сказаться на снабжении крымского рынка, его насыщении качественными и доступными товарами». Только кому надо делать эти товары сколь-нибудь дешевле? Реальных аргументов для реализации этого кремлёвского пожелания в принципе нет.
Илья Сергеев