Удивительно, но вопреки растущему давлению Запада на Россию, в текущем году по трансконтинентальному Северному морскому пути (СМП), – от прикарктических Мурманска и Архангельска до Владивостока и Находки на тихоокеанском побережье нами достигнут рекордный объем перевезенных грузов, в том числе между странами Европы и Азии. При этом у СМП нет, и не предвидится, конкурентов, поскольку маршруты в обход России показывают свою несостоятельность.
По официальным данным, к концу текущего года объем международного транзита здесь превысил 2 млн тонн. А общий объем перевозок по СМП достиг 33 млн тонн. Столь высокие показатели связаны с тем, что не только географический, но и геополитический факторы способствуют безальтернативости Севморпути.
Во-первых, в сравнении с транзитом через Транссиб и Севморпуть издавна действующий маршрут Европа-Средиземное море-Суэцкий канал-Красное море-Индийский Океан-Юго-Восточная Азия-Китай-Япония – длиннее более чем на треть. Этот фактор автоматически ведет к удорожанию международных перевозок через Суэц.
Во-вторых, Красное море (соединяющее Суэцкий канал с Индийским океаном) – своего рода, эпицентр пиратских нападений на торговые суда. Он уже стал театром военных действий из-за войн в Палестине, Сомали, Йемене, примыкающих к Красному морю и Индийскому океану. Более того, США совместно с Великобританией, Канадой и Францией в середине декабря с.г. приступили к военной операции в Красном море, как официально заявлено, «для обеспечения безопасности судоходства». Но фактически – для создания в этом регионе новых военных баз НАТО. А эта ситуация, тем более, снижает конкурентоспособность маршрута через Суэцкий канал.
В-третьих, не игнорируют пиратские группировки и восточную часть этого маршрута – то есть Южно-Китайское море (ЮКМ), выходящее в Тихий океан. Но военно-политическая ситуация здесь остается напряженной еще и потому, что обостряются территориальные споры между всеми странами бассейна.
Ввиду упомянутых факторов, перевозка международных грузов по Севморпути к концу 2023 года и достигла рекордных за всю историю маршрута 2,2 млн тонн. До 75% этого грузопотока составили нефть, нефтепродукты и сжиженный природный газ.
В дальнейшем прогнозируется рост транзита контейнерных и рудно-металлургических грузов. А среди грузоотправителей и грузополучателей – компании скандинавских стран, Японии, Китая, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии. И это притом что скандинавы, Японии и Южная Корея участвуют в антироссийских санкциях.
Как отмечает спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, предыдущий рекорд по объему транзитных грузов на СМП пришелся на 2021 год, когда транзитом было перевезено 2 млн тонн. В 2022 году из-за санкций произошло падение транзита на 90% – до 200 тыс. тонн. А в 2024-25 гг. объем транзитных грузов по СМП должен увеличиься, как минимум, на треть в сравнении с 2023 годом.
Что же касается итогов текущего года, «мы, – подчеркивает В. Панов, – имеем новый исторический рекорд по транзитному показателю на Севморпути». По оценке эксперта, растущий на СМП транзитный грузопоток «подтверждает международную востребованность Севморпути. Поэтому его рост (то есть увеличение грузопотоков по СМП – прим. авт.) важен и с точки зрения развития морского бизнеса».
Экономические и политические преимущества использования Севморпути и его дальнейшее технологическое развитие тесно переплетены друг с другом. Поскольку, как отмечает вице-премьер – полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, «СМП – это «самый короткий и самый экономичный транспортный коридор в арктической части земного шара. Он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне РФ», что, по оценке Ю. Трутнева, имеет стратегическую значимость в условиях внешнего санкционного давления.
К слову, КНР планирует использовать Севморпуть ввиду его очевидных преимуществ в качестве одного из основных маршрутов в торговле с Европой. В связи с чем примечательно мнение доктора экономики Цзинь Цаньжуна, директора Института международных отношений при Китайском народном госуниверситете: «Мы очень надеемся, что будет стабильным сообщение по СМП между Европой, Россией и Восточной Азией. Сейчас у нас есть путь из Южно-Китайского моря в Суэцкий канал и обратно».
Но, по оценке китайского эксперта, этот путь «очень опасен на фоне кризиса в Газе и политической ситуации в других регионах на этом маршруте. Потому мы надеемся, что СМП заработает в полной мере». Что тем более важно, поскольку Севморпуть, по словам Цзинь Цаньжуна, играет «ключевую роль в эффективном обеспечении» потребностей Китая и других азиатских стран в российском сжиженном природном газе.
Весьма важно и то, что с 2024 года, по словам вице-премьера РФ Александра Новака, по всему СМП будет введена круглогодичная навигация, что обусловлено, в том числе климатическими изменениями, сокращающими занятую льдами акваторию, примыкающую к Севморпути.
Круглогодичная навигация, безусловно, усилит экономико-географические преимущества этого трансконтинентального маршрута. А в более широком контексте – повысит международную востребованность СМП. Потому неудивительно, что по оценке информационно-аналитического агентства Турции «Аnadolu», «торговый потенциал Северного морского пути пользуется высоким спросом. И быстро увеличивается в геометрической прогрессии». Аналогичная оценка озвучена на портале «ИнфоБРИКС»: «Мировые традиционные цепочки поставок под угрозой: устранить ее может Россия, в том числе, ее арктический Севморпуть. Тем более, что только РФ обладает мощным атомным ледокольным флотом».
Словом, попытки Запада политически блокировать Северный морской путь терпят сокрушительное фиаско.
Алексей Балиев