Социальный контракт — один из основных инструментов для работы с малообеспеченными семьями, заявил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин 21 мая, сообщается на сайте ведомства.
На дискуссионной площадке «Качество жизни: приоритеты развития» в рамках партийной конференции «Направление 2026» министр труда сообщил, что для полной и достоверной оценки доходов граждан завершается загрузка данных в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), что позволит оценить доходы домохозяйства, тогда «фактически у нас будет возможность работать с малоимущими семьями». Он добавил, что один из основных инструментов, который доказал свою эффективность в отношении малообеспеченных семей с детьми, является социальный контракт.
Напомним, в Российской Федерации принят и действует Федеральный Закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ), на основании которого органы социальной защиты вправе разрабатывать программу социальной адаптации совместно с гражданином, включать в нее мероприятия, которые направлены на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина заключается социальный контракт — соглашение, в соответствии с которым орган соцзащиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Комментарий редакции
Настораживают слова Максима Топилина о том, что соцконтракт пытаются сделать именно основным инструментом для работы с малоимущими семьями. Примерно в этом же направлении движутся сейчас власти Пермского края, которые фактически отказались от реальной и действенной поддержки малоимущих семей, а также многодетных, предлагая им в качестве решения проблем соцконтракты на открытие собственного бизнеса (создания ИП).
Социальный контракт — это лишь один из инструментов, который действительно мог бы стать выходом для некоторых малоимущих семей. Но главное заключается в том, что в нынешней реальности он является лишь очередной заплаткой на тело разрушающейся государственной системы.
Решение проблемы бедности лежит не в области адресной работы с малоимущими семьями, а в области государственных действий по созданию той среды, в которой находится семья, тех точек опоры для неё, которые в итоге определяют материальный, культурный и нравственный уровень семьи. Малоимущим семьям гораздо больше, чем соцконтракты, нужны рабочие места, ясли, детсады, интернаты с возможностью нахождения в них детей с понедельника по пятницу, иная инфраструктура детства, а также библиотеки, больницы и другие важные учреждения.
К тому же, неизвестно, как именно будет в итоге работать данный инструмент в рамках действующей системы. Это вызывает большие вопросы, поскольку для заключения социального контракта необходимо, чтобы семья признала себя малоимущей. А поскольку в России, вопреки действующему законодательству, уже фактически выстроена и работает ювенальная система, подобное признание для многих сотрудников социальных служб, которые в своей работе уже привыкли руководствоваться чем угодно, только не законами РФ, является сигналом к скорому отобранию детей.
Фото: Контракт. (cc) andibreit