Продолжаем цикл материалов о Восточном экономическом форуме. В настоящем материале рассмотрим такой блок, как транспортная инфраструктура Дальнего Востока
Соответствующие предложения по транспорту Путину по итогам проведения проектной сессии предоставил Роман Троценко.
Пройдемся прямо по списку предложений:
1. Увеличить коэффициент обратного акциза на авиационное топливо для Дальнего Востока с 2,08 до 3,34, а также до 6 для удаленных аэропортов
Действительно, одной из главных проблем авиационных перевозок на Дальнем Востоке является дороговизна керосина. В связи с этим перевозки являются убыточны и субсидируются государством. Однако куда проще частично снять нагрузку путем увеличения обратного акциза на авиационный керосин.
Путин полностью поддержал предложение, моментально дав соответствующее поручение Силуанову.
Также проблема авиационного топлива на Дальнем Востоке будет решаться путем строительства соответствующих производств, о чем заявил вице-премьер Юрий Трутнев. В частности, на Сахалине «Газпром» должен построить завод по производству как авиационного керосина, так и других видов топлива.
2. Строительство частной железной дороги Эльга - Охотское море
О данном проекте мы уже рассказывали.
Если говорить вкратце, то компания «А-Проперти» готова в течение пяти лет построить железную дорогу, рассчитанную на экспорт 30 млн тонн якутского угля в год. Взамен «А-Проперти» хочет получить приоритетный доступ на БАМ и Транссиб в течение этого срока, поскольку строительство будет осуществляться за счет экспортной выручки.
Владимир Путин отверг подобное предложение, заявив, что обеспечение приоритетного доступа означает дискриминацию других грузоотправителей. И предложил следующее: «А-Проперти» закупает за свой счет улучшенный железнодорожный состав (локомотивы и вагоны), которые позволят перевозить больше угля, передает их РЖД. Со временем РЖД их выкупает. В это же время за счет роста экспортной выручки «А-Проперти» строит железную дорогу.
На наш взгляд, государство может самостоятельно за свой счет (ФНБ в помощь) провести третий этап расширения БАМа и Транссиба или же построить ветку Эльга - Охотское море. Деньги на это есть, зато железная дорога будет принадлежать государству, а не частной компании. При этом к «А-Проперти» претензий никаких нет. Компания перерегистрировалась из офшоров в Россию, платит 1,5 млрд рублей с каждого добытого миллиона тонн угля и вносит огромный вклад в экономику Дальнего Востока.
3. Мегапроект, рабочее название которому можно дать «Кузбасс - Баренцево море»
Несмотря на то, что информация о нем иногда артикулировалась, широкую известность он не приобрел. Однако строительство железнодорожной инфраструктуры позволит вывозить уголь из Кузбасса через Северный ледовитый океан, расстояние до которого в полтора раза короче, чем до портов Тихого океана.
Для реализации проекта необходимо построить следующие объекты:
-
Белый Яр (Томская область) - Нижневартовск (ХМАО)
-
Надым - Салехард (это Северный широтный ход)
-
Усинск (?) - Индига. Почему под вопросом, поскольку вариантов несколько, можно и от Сыктывкара
-
Порт Индига
-
Проект амбициозный и сложный. Однако его реализация позволит организовать экспорт угля не через БАМ и Транссиб, а совершенно в ином направлении, что обеспечит разгрузку Восточного полигона для более дорогих грузов. О стоимости говорить пока что не приходится.
Владимир Путин полностью поддержал данный проект и отдал его на глубокую разработку. Надеемся, что реализация проекта начнется незамедлительно, поскольку у нас осталось не так много времени, чтобы монетизировать наши огромные запасы угля.
Константин Двинский