Депутат Госдумы Леонид Калашников о разгроме Волжского машиностроительного завода.
Все хотя бы раз видели фото и кинокадры с оккупированных немцами территорий, снятые сразу после их освобождения Красной армией. Очень похожие ощущения вызывают фотографии, сделанные у нас и в наши дни в помещениях бывшего ПТО. Здесь мы видим не просто варварство, а по-германски планомерное «под корень» уничтожение всего, что еще могло бы позволить заводу возродиться и функционировать дальше. Не просто заводу — крупному высокотехнологичному производству, не имеющему аналогов в России.
Прецизионные станки, которых во всей России считанные единицы, снимались с места без соблюдения правил, лишь бы побыстрее. Тома документации — настоящая сокровищница уникальных технологий — кипами сваливались в мусорные контейнеры. Что-то в целях ускорения вообще летело в окна на глазах у проезжавших мимо тольяттинцев. Погром происходил в дни новогодних каникул и еще не был закончен, когда Владимир Путин подписал крайне важный для Тольятти документ — «Перечень поручений по результатам проверки эффективности мер по ускорению процессов импортозамещения в автомобильной промышленности». Каждый его пункт ставит вне государственных интересов России многие действия нынешнего руководства ОАО «АВТОВАЗ», включая ликвидацию смежных предприятий.
Само собой, уничтожение ВМЗ оправдывалось его непрофильностью и убыточностью. Если кто не в курсе, Андерссон (президент АВТОВАЗа — ред.) объясняет этими терминами все свои действия с момента прибытия в Тольятти. Если раньше это как-то «прокатывало», то в случае с таким уникальным предприятием способно убедить лишь самых горячих поклонников талантов шведского менеджера. А какого, интересно, мнения о ВМЗ были другие иностранные специалисты? «ВМЗ — как большой современный супермаркет, где можно приобрести все, что захочешь! Я не видел в мире заводов с такой огромной номенклатурой выпускаемых изделий» — слова вице-президента компании Nissan Motor Co, Ltd Акиры Сакурая.
Понять его можно — полные цеха современного оборудования, обеспечивающего полный производственный цикл высокоточных изделий, включая станки и роботов собственной разработки и самой разной специализации. Помимо поручений АВТОВАЗа, Волжский машиностроительный завод выполнял заказы целого ряда отечественных предприятий. Выполнял, пока в 2014 году вновь не стал частью автозавода. Убыточность, говорите? В 2015 году ВМЗ мог бы получить прибыль на сумму более восьми миллиардов рублей. Но не получил исключительно по воле вазовского начальства, отклонившего заказы как «непрофильные».
Здесь важно знать, каких именно заказчиков Андерссон назвал непрофильными. Прекращение выпуска ВМЗ всего лишь одной номенклатуры деталей — ролико-винтовой передачи вызвало проблемы и зависимость от иностранных поставщиков в предприятиях автопрома, самолетостроения, атомной энергетики, а, главное, военно-промышленного комплекса. И таких стратегически важных деталей и узлов ВМЗ производило десятки наименований!
В конце 2015 года одна из головных организаций Госкорпорации «Ростех» — АО «Технодинамика» направила руководству АВТОВАЗа письмо, которым пыталась предотвратить разорение ВМЗ. Взаимодействие с тольяттинским заводом позволяло АО создавать перспективную авиационную и космическую технику. Сейчас, конечно, не война, но Россия находится в противостоянии с блоком недружественно настроенных к нам держав. Одной рукой страна в кои-то веки ведет независимую, достойную ее статуса внешнюю политику. А другой приглашает иностранного гражданина, который принялся разрушать ее обороноспособность. А что еще можно от него ожидать?
Неужели станкостроение и машиностроение нашей стране вообще не нужны?! Но в 2011 году, находясь в Тольятти, президент Путин сказал: «Считаю необходимым уделить особое внимание развитию отечественного станкостроения. Производство станков — это отрасль, которая обеспечивает все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса». Да и подписание Владимиром Владимировичем вышеупомянутого «Перечня поручений» дает понять, что автопром и смежные с ним отрасли — важная часть линии развития Российской Федерации. Вот только без возможностей ВМЗ эта важная часть становится исчезающе мала. Только пятая часть выкорчеванного из цехов завода оборудования будет смонтировано на АВТОВАЗ. Все остальное перевозится на открытую площадку якобы на продажу. Но любой специалист скажет, что несколько недель ночевок под открытым небом означает для такой техники верную смерть.
Коллектив ВМЗ представлял собой элитные кадры машиностроения — теперь после увольнения эти буквально золотые люди вместо выполнения заказов для нужд оборонки, автопрома, космоса и авиации будут заниматься кустарным промыслом по гаражам. Уничтожена важная составляющая АВТОВАЗа, подорвана экономика целого города, выбита основа из-под целых отраслей российской промышленности. Упущена редчайшая возможность обеспечить импортозамещение на уровне собственного инжиниринга и собственной высокотехнологичной продукции. Майору Андерссону и не такое по плечу…
Автор — депутат Госдумы, фракция КПРФ. Прошел трудовой путь на ВАЗе от мастера до заместителя начальника управления в Научно-техническом центре.