На протяжении многих столетий изделия из русского льна, правили бал на рынках не только России, но и европейского зарубежья. Однако перестроечное лихолетье, распад СССР, а до этого – в 1970-х – растущие поставки в РСФСР хлопка-сырца, обусловленные, в том числе политическими причинами, привели льняную отрасль на грань закрытия. С 1990-х годов начался массовый импорт в РФ готовых изделий текстиль- и легпрома. Но благодаря весомой государственной поддержке с начала 2020-х льноводства и льнопереработки, отрасль возрождается.
Это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне занятости минимум в 20-ти субъектах Федерации и позволяет сокращать в регионах (в основном это европейское Нечерноземье РФ) площади неиспользуемых сельхозземель. Причем не менее, чем на трети площади заброшенных, в тех регионах, где ранее лён возделывался.
Льноводство-льнопереработка всегда были неотъемлемой частью экономики России. Однако посевные площади подо льном за последние 40 лет сократились более чем в 5 раз, урожайность этой культуры упала минимум вдвое.
В общемировом производстве качественного льноволокна доля РФ к началу 2020-х не превышала 3%. И поскольку в РФ не хватает современных перерабатывающих мощностей, наш лен уже которое десятилетие перерабатывают в основном в дальнем зарубежье: от Китая и Пакистана – до Бельгии и Турции. Оттуда ввозится к нам за инвалюту уже готовая продукция, в которой доля нашего же льносырья превышает 50%. И эта вроде бы зарубежная продукция дорожает у нас год от года.
А ведь выгоды от комплексного использования льна и продукции на его основе в самой России были бы более чем значительны. Скажем, использование качественного льноволокна и продуктов его комплексной переработки позволяет, во-первых, заменить не менее 40% дорогостоящих нефтегазохимических компонентов в машино- и станкостроении, производственном и жилищном строительстве, в ряде отраслей двойного назначения (по каждому из этих отраслевых секторов). Во-вторых – более чем наполовину сократить импорт хлопка-сырца и хлопковолокна в РФ. К тому же эти поставки всё более проблематичны и всё более дорогостоящи.
В-третьих, – более чем на 60% увеличить производство текстильных изделий медицинского назначения, а также целлюлозно-бумажной продукции. Притом с одновременным сокращением использования других дорогостоящих компонентов в таких изделиях. В свою очередь, применение побочных продуктов переработки льна в фармацевтике способно минимум наполовину сократить использование дорогостоящих биохимических компонентов – в основном ввозимых из дальнего зарубежья – в производстве до половины ассортимента лекарственных препаратов в РФ.
Уже только эти факторы говорят о стратегической значимости льняной отрасли в экономике и, соответственно, в экономической безопасности России.
В марте 2020 г. правительством России, по инициативе Владимира Путина, была утверждена федеральная «Комплексная программа поддержки производства изделий изо льна на период до 2025 года» (включительно). Она предусматривает ежегодное госбюджетное финансирование мероприятий по развитию льноводства-льнопереработки более чем в 240 млн рублей.
С возможными увеличением этой суммы с учетом инфляции, динамики цен на товары материально-технического обеспечения льняной отрасли и динамики валютного курса рубля. Госфинансирование по этой программе включает субсидии, например, на возделывание высококачественных сортов льна, на приобретение льносемян, удобрений и профильных оборудования/сельхозтехники; на реконструкцию действующих и создание новых перерабатывающих мощностей.
Реализация госпрограммы позволит, в сравнении с началом 2000-х, минимум вдвое увеличить посевную площадь под лён – до 60 тыс. гектаров; почти настолько же увеличить ежегодный сбор льна (в пересчёте на льноволокно) – до 52,6 тыс. тонн. Существенно повысить производство льняных пряжи и тканей – до 10 тыс. тонн и почти до 83 млн кв. метров в год соответственно.
Программа уже успешно реализуется. Так, в Вологодской области лен ныне возделывают 15 хозяйств – против 10-ти в конце 2010-х. Их общая площадь к настоящему времени – 6 тыс. га, к 2025 году она увеличится до 10 тыс. га. Урожай поставляется на переработку в Ивановскую, Ярославскую области, Удмуртию и на комбинат «Вологодский текстиль», зачастую простаивавший с середины 90-х до 2019 года включительно. В его планах на 2023-24 годы – дальнейшее развитие производства смешанной (льно-хлопковой) продукции широкого ассортимента.
Те же тенденции с начала 2020-х в Тверской области. Как отмечает Роман Ростовцев, директор Федерального научного центра лубяных культур (лён, технические виды конопли, древесные волокна – Прим. ред.), лён – традиционная культура для Тверской области. Для развития этой отрасли в соответствии с федеральной программой разработали и реализуют региональную программу «Развитие льняного комплекса Тверской области на 2021-2026 годы. Наметился рост посевов льна, его валового сбора и экспорта. В планах на 2023-25 годы – создание обслуживающих льноводство семенной и машинно-технологической станций, а также ткацкой фабрики, модернизация 4-х действующих льноперерабатывающих заводов. А площадь подо льном в области к 2026 году увеличится до 12 тыс. га – почти вдвое в сравнении с началом 2010-х гг.
В свою очередь, АО «Русские фонды» и ООО «Русский лен» с 2023 г. инвестируют программу развития льноводства-льнопереработки в Ярославской области. Как пояснил Валерий Холодов, вице-премьер областного правительства, инвесторы представляют новейшую технику и оборудование, семена, удобрения, а также средства химической защиты растений и агрономическое сопровождение при возделывания льна.
Если вкратце, цифры таковы: в 2022 году льнопосевная площадь в области составила 1,3 тыс. га гектаров, валовой сбор льноволокна – 900 тонн, льносемян – 200 тонн. Мощности переработки 6-ти предприятий региона по льносырью – 13,1 тыс. тонн в год. Эти показатели к 2025-26 гг. будут увеличены минимум вдвое, благодаря господдержке отрасли, – поясняет глава департамента АПК и потребительского рынка области Дмитрий Фомин, – в частности, в виде субсидий на проведение агротехнологических работ, сельхозорошения, на ввод земель в оборот. Вдобавок федеральный и региональные бюджеты возмещают льнозаводам 20-30% их затрат на покупку оборудования, приобретение и переработку семян льна.
А в Смоленской области уже в текущем году льняные площади увеличатся на 20% в сравнении с прошлым годом. Регион пока занимает третье место в РФ по этим площадям, а в ближайшие год-два у Смоленщины будет первое место, по оценке главы областного департамента АПК Александра Царева.
«Если в 2019 году льноводческими и перерабатывающими предприятиями региона было реализовано льнопродукции на 35 млн рублей, то в 2022 году – более чем на 600 млн руб. Это колоссальный прирост, подтверждающий высокую конкурентоспособность льняной индустрии», – уточняет А. Царев. Что очевидно и потому, что, по данным главы департамента, завозят в эту область на переработку льноволокно из ряда других регионов страны и сопредельных областей Белоруссии. А мощности по переработке этого сырья на Смоленщине к 2025 году возрастут на 50-60% в сравнении с началом 2020-х.
Стимулируется отрасль ещё и тем, что, как уточнил А.Царев, компания «Русский лен» сопровождает смоленских льноводов с условием, что «фермер сеет определенную площадь льна семенами от этой компании и с использованием её удобрений. Для последующего сбыта льносырья по гарантированной цене».
От такой связки, как показывает эта схема на практике, выигрывают обе стороны: производитель, которому гарантирован сбыт его продукции по приемлемой для него цене, и переработчик, получающий стабильные объемы сырья.
Словом, возрождение и дальнейшее комплексное развитие традиционной российской отрасли – уже свершившийся факт. Так что прежние прогнозы экспертов 90-х гг. о неизбежном «уходе» российского льна в историю – мягко говоря, преувеличены…
Алексей Чичкин