Русские Вести

Кто лоббирует рост тарифов?


Может быть, кто-то ещё не заметил, но вот уже несколько лет каждый из нас платит региональным операторам отдельную плату за вывоз твёрдых бытовых отходов. Тариф исправно повышается каждый год. И плата будет расти и дальше: операторы через суды и лоббистов окучивают всё, что хоть как-то похоже на объект с мусором и с чего можно собрать деньги. 

Реформа для кого надо

В России много лет пытаются упорядочить утилизацию твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Чиновникам хочется, чтобы коммунальщики контролировали и собирали 100% мусора. Стихийные свалки, характерные для городских дворов, окраин и малых населённых пунктов, исчезнут вовсе. Хорошо? Да! Но всё это пока в планах. Для их реализации даже придуман федеральный проект с красивым названием "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами". Этот документ предусматривает траты в 300 млрд рублей, из которых федеральный центр должен отдать 107 млрд рублей на непрозрачные и никому не понятные цели: "методическую поддержку, координацию, мониторинг, свод и анализ информации" и на "обеспечение непрерывной работы" регионального оператора. В реальности, похоже, эти деньги пойдут на прокорм региональным операторам ТКО.

Что такое региональный оператор ТКО? Это частная компания, на откуп которой власть в каждом регионе отдаёт "организацию и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации и размещению всех ТКО" на определённой территории. Такая организация по нашим законам может быть только одна на одну территорию. Фактически создана ещё одна "естественная" монополия. Для чиновников это очень удобно: утилизация мусора под контролем. Нужно проверить, организовать мероприятие или заполнить табличку с победными отчётами для Москвы? Пожалуйста! Покорный оператор ТКО тут как тут.

Не будем забывать коррупционные страсти в этой отрасли. Монополизация – подарок взяточнику. На сжимающихся от бедности региональных рынках есть много желающих побыть операторами, а значит, "обкашлять вопросик" с региональным начальством с соответствующей просьбой.

Один из хозяев регионального оператора ТКО согласился сказать Царьграду пару слов о своём бизнесе. Естественно, на условиях анонимности. Стас, как он просил его называть, считает, что его компании просто повезло стать хозяином регионального оператора ТКО:

Как выбрали мою компанию оператором ТКО? Родственник возглавлял фонд капремонта, он помог со связями. За это время у нас появились деньги, мы купили новые импортные грузовики под мусор. Нам отдали возможность вывозить весь мусор в региональном центре.

– С тех пор не было ни разу, чтобы хоть один день был убыточным. Сможет ли кто-то занять наше место? Пока нынешний губернатор у власти, такого не случится. А дальше будет видно, – разоткровенничался он.

Как откровенно считает Стас, без тесного взаимодействия с исполнительной властью стать мусорным монополистом в регионе невозможно. Но вот какого рода это взаимодействие, подробнее комментировать не стал. 

Почему хорошо быть региональным оператором ТКО?

Региональными операторами ТКО почти во всех 85 регионах стали частные компании. С 2018 года, на очередном витке мусорной реформы, они монополизировали рынок, уничтожили конкуренцию и теперь служат отличным насосом для получения сверхприбылей своим хозяевам. Вот несколько причин быть оператором ТКО.

Во-первых, он получает деньги из федерального центра на обеспечение непрерывности работы. На основе открытых данных видно, что региональные операторы получают из Москвы безвозвратные субсидии по 200-300 миллионов просто на обеспечение собственной деятельности. Это как каждый из нас получал бы поощрение по 200-300 тысяч рублей помимо зарплаты или пенсии просто за то, что живёт и работает.

Во-вторых, все мероприятия оператора по обустройству полигонов и заводов по утилизации ТКО субсидирует на безвозвратной основе тот же федеральный центр и региональное правительство. Миллиарды выделяются на то, чтобы оператор ТКО построил себе мусорный полигон, с которого он же будет не один десяток лет стричь купоны, принимая туда мусор от миллионов потребителей. Это примерно, как если бы по придуманному нами новому федеральному проекту "Ликвидация нищеты" каждому из нас выдали бы по нефтяной скважине, подарили немного денег, чтобы мы ни в чём не нуждались и поставили туда нефтяную вышку.

В третьих, оператор имеет право собирать деньги со всех, кто хотя бы потенциально может быть источником ТКО. Если раньше компании, вывозившие мусор, могли получить вознаграждение за свои услуги, имея на руках договор и исполнив свои функции, то сейчас всё по-другому. К примеру, оператор ТКО может рассчитать стоимость сбора и вывоза отходов из всех домов садового товарищества и потребовать через суд деньги за утилизацию. Прецеденты есть, суд взыскивает с дачников деньги. И не важно, вывозился ли мусор фактически. У граждан России и организаций миллионы строений и земельных участков, откуда в принципе никогда мусор не вывозился, но может быть вывезен теоретически. Через суд деньги взыщут со всех. Да, это просто золотое дно и новая нефть!

Теперь мы понимаем, зачем, кому и почему нужна мусорная реформа. Для региональной аристократии, мечтающей превратиться из мусорной в офшорную. 

О минусах реформы – всерьёз

Изначально, 11 лет назад, целью реформы утилизации ТКО озвучивалась ликвидация стихийных свалок. Изменилась ли ситуация? Нет. Главным инструментом борьбы с нелегальными помойками был иск прокурора, который через суд заставлял местные власти убирать. Ничего с тех пор не поменялось. Исков меньше не стало, а оплачивается ликвидация свалок из кармана муниципалитетов, за счёт городских и поселенческих бюджетов. Получается, как обычно: субсидии на ТКО получают одни, а свалки ликвидируют другие. Похоже, мусорная реформа работает по принципу из сказки "тебе вершки, мне корешки". Да, ликвидация самовольных свалок должна была быть возложена на региональных операторов ТКО, а не на глав бедных сельских поселений. Но этого так и не произошло. И основная цель предпринимаемыми мерами в рамках федерального проекта остаётся недостижимой. Как и раньше.

Второй минус в том, что сам федеральный проект "Формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами" предполагает лишь одну цель – уборку мусора. Это нелогично. Уборка может быть лишь средством. Реальные цели не поставлены. Вероятнее всего, потому, что постановка реальных целей невыгодна власть имущим до тех пор, пока не освоены бюджеты и не поделен мусорный рынок. Придётся подождать обновления федерального проекта, когда закончатся 300 миллиардов.

Третий минус в том, что в целях федерального проекта о ТКО ни слова нет о реальных целях: снижение класса опасности отходов, предотвращение и снижение образования отходов, их переработка и максимальное использование исходных материалов. В профильном законе "Об отходах" эти цели декларириуются, но чиновники их проигнорировали. До сих пор не установлен эффективный механизм установления ответственности и не определены критерии эффективности региональных операторов ТКО. Хорошо они работают или плохо, в общем, им за неэффективность ничего не будет.

И даёт ли всё вышеперечисленное право называть предпринимаемые мероприятия "реформой"? Похоже, что нет.

Владимир Тихоньков

Источник: old.tsargrad.tv