Русские Вести

Кремль-контроль: Путин взялся за российский бизнес


Рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства впервые собралась под председательством Владимира Путина. Были подняты вопросы законодательного обеспечения прав предпринимателей. В этих вопросах разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.

Как известно, рабочая группа была сформирована в феврале 2016 года. В ее состав вошли представители Администрации Президента, МВД, ФСБ, СК и Генеральной прокуратуры, а также крупнейших ассоциаций бизнеса. Главной целью было заявлен анализа ситуации и совершенствование нормативно-правовой базы. Поле для деятельности обширное, и на первом заседании нужно было обозначить хотя бы приблизительные контуры начальной работы.

Участники рабочей группы пришли к выводу, что в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве есть очевидные пробелы, которые можно использовать для злоупотреблений. Например, если правоохранительные органы заведут уголовное дело на предпринимателя, и в рамках расследования изымут документы и прочие материальные ценности, то законом не предусмотрен срок, на который все это отнимается. Бизнес стоит, бизнес ждет, терпит убытки. То есть внести корректировки в УПК и определить искомый срок просто необходимо.

Обсуждалась и ответственность за преступления в сфере экономики. Прежде всего, по каким критериям оценивать степень правонарушения? Понятно, что есть пороговые значения размеров причиненного ущерба, но они не обновлялись с десяток лет. За это время бизнес развивался, торговые обороты росли, и сейчас дело доходит до абсурда: возбудить уголовное дело на предпринимателя возможно, если он похитил тысячу рублей. А между хищением 250 тысяч и миллиона нет особой разницы: и там, и там это крупный размер ущерба, за который «светит» несколько лет заключения.

«Пороговые значения все равно, рано или поздно, приводятся к определенному знаменателю, впитывают в себя изменения. Они связаны индикатором и маяком — изменением МРОТ и прожиточного минимума. Но никто не знает правильной скорости изменений. Здесь нужно учитывать и особенность национальной экономики: она рассматривается через призму торговли нефтью, мы внимательно следим за курсом доллара. Многие параметры (тот же прожиточный минимум, цены) так или иначе коррелируют с динамикой курса доллара, и они чрезвычайно волатильны. Тот же доллар с января потерял почти 20 рублей. Когда американская валюта выйдет на некую срединную величину, тогда будут внесены поправки в пороговые значения. Пока мы этого не можем, мы в ситуации, когда доллар сильно штормит, и взяли тайм-аут», — комментирует специально для ФАН экономист Владислав Гинько.

Собравшиеся обсудили и ряд других вопросов, включая освобождение предпринимателя от уголовного наказания, если он возместил всем пострадавшим ущерб (как это делается в налоговой сфере), право на допуск нотариуса к бизнесменам, что находятся в следственных изоляторах и правоприменение статьи 159 УК «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Откуда не так давно убрали привилегии для бизнесменов, отменив им более мягкое наказание, чем другим гражданам. При этом зачастую за мошенничество наказывают тех предпринимателей, которые не выполнили контрактных обязательств не по своей вине.

«Когда появляется потребность в обществе в новых подходах к бизнесу, это все воплощается в новые законы. Показателен такой пример. В 90-е годы у нас отсутствовал закон о банкротстве. Пока его не было, были процессы, связанные с получением долгов с предприятия, банкротством? Да. Новый закон впитал в себя правоприменительную практику, которая уже сложилась. Обычаи, которые распространились в обществе. Главное: должен быть баланс: если бизнесмен нарушил закон, он должен отвечать, и не важно, сколько рабочих мест он создал или какие у него еще заслуги», — продолжает эксперт.

Вместе с тем он отмечает целый ряд шагов, который демонстрирует, что важным элементом программы по обеспечению устойчивого экономического роста является поддержка малого и среднего бизнеса.

«Новый открывающийся бизнес в течение трех лет освобождается от большинства проверок, не считая налогообложения, это раз. Существует упрощенная система налогообложения, и она используется на региональном уровне для дополнительного снижения ставки. Региональная компонента налога, поступающая в местные бюджеты, может быть уменьшена. Это два. В России работает бизнес-омбудсмен, он представляет интересы предпринимательства на всех уровнях субъектов федерации. Это три», — резюмирует Гинько.

Часто эффективность глав регионов измеряется, в том числе, количеством новых открытых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса плюс привлечением инвестиций, и часто власть собирает информацию о том, чем помочь бизнесу, чтобы он заработал: какие нужно устроить проверки, получить согласования и разрешения. Это тоже необходимое подспорье для развития предпринимательства в непростое время. Тот самый костыль, который поможет остаться на плаву в непростое время, а позже начать бурное развитие.

Дмитрий Пятов

Источник: cont.ws