Поводом послужил инцидент при первом старте с космодрома Восточный.
После первого старта на космодроме Восточный контрольное управление президента начало масштабную проверку госкорпорации «Роскосмос». Это подтвердил «Известиям» официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков.
— Проверяющие подняли результаты предыдущих проверок отрасли, в том числе материалы Счетной палаты, и теперь проверяют по новой уже более тщательно, — рассказал источник в руководстве Ракетно-космической корпорации «Энергия» (РКК «Энергия»). — Последние недели наши люди сидят все выходные, выискивая и запрашивая у контрагентов нужную информацию. Запросили данные по численности работников, квалификации, состоянию производственных мощностей — по всему кругу информации вообще.
Примечательно, что РКК «Энергия» не имела непосредственного отношения к событиям на Восточном — сбой старта ракеты и перенос запуска на сутки произошли по вине других организаций: основную ответственность госкомиссия по расследованию причин сбоя первого пуска возложила на НПО автоматики имени академика Семихатова (НПОА), где изготовили кабель не по конструкторской документации, который оказался без нескольких необходимых перемычек. При желании расширить круг ответственных можно было задать вопросы производителю ракеты — самарскому ЦСКБ «Прогресс», проверявшим оборудование сотрудникам космодрома (ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космическойинфраструктуры»). РКК «Энергия» здесь непосредственно задействована не была и тем не менее оказалась в эпицентре проверки.
Первыми из-за срыва старта на Восточном пострадали глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ракетно-космическую и оборонную отрасли. Президент России Владимир Путин объявил им официальные выговоры за срыв старта, за которым приехал наблюдать лично. Затем был уволен глава НПОА Леонид Шалимов. Спустя несколько дней на заседании по ситуации в ракетно-космической отрасли у президента в Сочи тучи сгустились над первым заместителем руководителя «Роскосмоса» Александром Ивановым, но пока ему формально взысканий не вынесено.
Знакомый с ситуацией собеседник «Известий» в «Роскосмосе» утверждает, что нынешние меры имеют причиной не только перенос старта на сутки — в целом это штатная ситуация, которая не привела к утрате матчасти и не поставила под сомнение выполнение миссии в целом. Перенос пуска на резервную дату — рутина для всех космодромов мира. По словам собеседника в госкорпорации, сейчас «разбор полетов» идет по совокупности — слишком много фактов отрицательного характера накопилось в ракетно-космической отрасли за последнее время.
Например, в течение прошлого года на орбите вышли из строя практически все спутники, построенные российскими компаниями для иностранных заказчиков: весной отказал EgyptSat 2, сделанный РКК «Энергия», в ноябре AMOS 5, сделанный ИСС Решетнева для израильской компании. Также на орбите отказал изготовленный для ЮАР радарный спутник «Кондор-Э».
Еще три аварии в 2015 году произошли в процессе вывода аппаратов на орбиту: в апреле неудачно закончился запуск корабля «Прогресс» с грузом для МКС, в мае неудачно стартовал «Протон» с мексиканским телекоммуникационным аппаратом, в начале декабря космические войска утратили при запуске спутник «Канопус-СТ».
В целом 2015 год стал рекордным на космические аварии — Россия по этому показателю вырвалась далеко вперед других космических держав. К концу прошлого года ряд западных страховых компаний отказывались страховать риски, связанные с использованием отечественной космической техники.
На фоне технологических сбоев растет счет уголовным делам по фактам присвоения, мошенничества, халатности и иным типичным для отрасли статьям. Под арестом находятся бывшие руководители Центра Хруничева, РКК «Энергия», бывшие руководители «Дальспецстроя», руководившие строительством Восточного.
— Строго говоря, высокая аварийность — это одна системная проблема, а финансовые злоупотребления — другая, — отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если предприятия государственные, их нужно постоянно контролировать. И спрашивать нужно не на предприятиях, а с тех, кто управляет предприятиями. А бороться с технологической отсталостью и аварийностью нужно системно, создав, например, отраслевую комиссию, нужно менять документацию, образ действий, повышать уровень технологий. А рассчитывать на то, что очередная жесткая финансовая проверка поможет нам преодолеть технологический кризис, я бы не спешил.