И хотя речь идёт о частных капиталах, успех минфиновской дипломатии трудно переоценить. Ведь совсем недавно о том, чтобы разблокировать застрявшую в западных банках валюту не могло быть и речи.
Общий объем зависших за границей денег российских предпринимателей министр финансов РФ Антон Силуанов оценил в 1,5 трлн рублей. В России, по официальным данным, на счетах типа «С» лежат примерно вдвое меньше средств, принадлежащих иностранцам. Еврокомиссары утверждают, что Россия «отобрала» у Запада гораздо больше: не менее 150 миллиардов долларов путём блокировки активов, а если к этому прибавить дивиденды, то сумма получаются ещё серьёзнее.
На Западе, видимо, начали осознавать, что запугать Россию никакими санкциями не удастся. Стремясь насолить нашей стране, в Евросоюзе потеряли долгосрочные активы, которые теперь просто переписываются на других владельцев (приходится довольствоваться депозитарными расписками на акции российских компаний). В ЕС, разумеется, осознают, что как только примут решение об отъёме нашей собственности за рубежом, с активами их собственников могут поступить точно так же.
У нас на счетах типа «С» хранятся деньги иностранцев, решивших свернуть свой бизнес в России и продать пакеты ценных бумаг своих компаний. Деньги наших компаний за границей тоже не дали вывезти. Но наш ответ был мягче: мы разрешили иностранцам вкладывать зависшие деньги в российские гособлигации, покупать пакеты акций российских предприятий, платить налоги (если в РФ у них остались производственные мощности). Другое дело, что такой возможностью, к сожалению, воспользовались далеко не все, показав свой норов, и уже жалеют об этом.
Представители западного мира давно привыкли жить по своим правилам: иметь дело с российскими компаниями только потому, что они обеспечивают хороший приток капитала в евроэкономику. Этому, кстати, до поры до времени не препятствовала внешнеэкономическая политика, проводимая Центробанком и экономическим блоком правительства. Деньги, заработанные здесь, свободно выводились за рубеж под видом дивидендов. Полученную иностранцами в России прибыль ждали американские банки, а государство на «лишние» нефтедоллары покупало ценные бумаги госдолга США. Либералы уверяли, что по таким правилам живёт весь мир. Просто бизнес и государство ищут, где лучше и выгодней разместить свои капиталы, что укладывается в правила свободного рынка. Если свободному обращению валюты никто мешать не будет, то иностранцы сами понесут свои деньги в нашу экономику.
Сегодня в байки про европейские инвестиции никто уже не верит. Иностранцы с удовольствием ехали в Россию, создававшую для их бизнеса условия особого благоприятствования, а когда выкачивать деньги из страны в прежних объёмах им запретили, желающих развивать здесь свой бизнес заметно поубавилось.
Сошла пена – и открылись истинные намерения «благодетелей»: первыми с нашего рынка побежали спекулянты и проходимцы, придумывавшие схемы ухода от налогов, перекачивавшие в оффшоры миллиарды своих российских партнёров, полученные нечестным путём.
Новая экономическая политика России строится теперь совсем по-другому: хочешь работать в России – вкладывай в реальное производство. Тем не менее, отток капитала продолжается, хотя и в гораздо меньших масштабах, но суммы, покидающие страну, всё ещё довольно значительные. Если судить по обнародованным Минфином данным по оттоку валюты, то вывоз денег из России сократился в 3,7 раза. Если за весь прошлый год из России утекло за границу 243 миллиарда долларов, то за первое полугодие 2023 года «сбежал» всего 21 миллиард долларов.
На очередном заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент РФ призвал правительство и Центробанк ограничивать «непродуктивный, спекулятивный» спрос, контролировать отток капитала и отслеживать поведение основных участников рынка. Значит, надо полагать, меры по оттоку и возврату сбежавшего капитала будут усилены.
Конечно, это не может понравиться недругам России. Ответные действия наших властей вызывают на Западе непонимание, возмущение и ненависть. Ведь многие так называемые инвесторы привыкли беспрепятственно выкачивать ресурсы из России, а наши рынки рассматривались ими «в качестве источника неисчерпаемого дохода для своих промышленных организаций». Но времена меняются.
Финансовый монстр из США Goldman Sachs решил попугать российских партнёров, заявив о сворачивании бизнеса в нашей стране, но его владельцы не могли и предположить, что на их слова последует жёсткий ответ. В один прекрасный момент активы банка недружественной страны оказались заблокированными. Поводом послужило решение Московского арбитражного суда, который удовлетворил иск российского банка «Открытие», потребовавшего от Goldman Sachs вернуть долг в размере 614,7 миллионов рублей.
Когда иностранцы перестали инвестировать в нашу экономику, да ещё и отказались от честных расчётов по долгам, то думали, что, как и прежде, им всё сойдёт с рук. Но решение суда вступило в силу: последовал арест на товарные знаки и все активы, принадлежащие американскому монстру. Это и привело заокеанских банкиров в чувство, они попросили не отбирать у них «российские» деньги (акции оцениваются в сумму свыше трёх миллиардов рублей). А это намного больше той задолженности, которую они отказались возвращать нашему банку.
Так что теперь приобретёнными акциями «Сбербанка», «Газпрома», ВТБ, «Аэрофлота» и прочих компаний американцы не смогут воспользоваться, не только не получат дивиденды, но и потеряют в пять раз больше непогашенного долга.
Но самое удивительное, что банк из США не думает признавать вину и старается представить дело так, будто акции у него заблокированы безосновательно. Выходит, что американцы могут незаконно присваивать себе то, что им не принадлежит, а мы не вправе даже потребовать рассчитаться с нами по долгам?
Никто не мешает оспорить решение Московского суда в вышестоящей инстанции, но доказать, что их незаконно ограбили, вряд ли удастся. Ведь судиться придётся по законам нашей страны, а не по правилам, выдуманным в Америке. Надо полагать, что привлечение к ответственности распоясавшихся банкиров послужит сигналом для других западных партнёров, привыкших чувствовать себя хозяевами на нашей земле. Давно пора поставить их на место и всеми возможными средствами прекратить сложившуюся за несколько десятилетий практику получения лёгкой прибыли в ненавистной «рашке», как они небрежно называют нашу страну.
Financial Times пишет об убытке, понесённом западными компаниями после начала спецоперации на Украине только от потери российских рынков по реализации европейской продукции в 100 миллиардов евро. Но, как утверждают эксперты, – это сильно заниженная цифра, скорректированная по политическим соображениям.
Ведь только 176 европейских компаний, покинувших российский рынок, потеряли по 560 миллионов евро. Отыграть такие деньги они уже не смогут, потому что в России они не нужны, ведь у них нет ничего уникального, что не мог бы заместить наш производитель.
Как бы громко не кричали о том, что ответные меры нашей страны несправедливы, любой здравомыслящий человек понимает, что это не так. Ведь деньги у нерезидентов не отобрали, а лишь заморозили на счетах типа «С», предложив использовать их внутри нашей страны. А в Евросоюзе и США наши деньги просто-напросто нагло заблокировали.
Теперь, как уверяют комиссары ЕС, треть из озвученной суммы в 300 миллиардов долларов буквально испарилась, а оставшаяся сумма, как нас уверяют, лежит на счетах и с неё могут получить лишь небольшие проценты.
Зато застрявшие в России европейские деньги заставили трудиться. Они позволили резко нарастить мощности промышленных производств, чтобы быстро заместить ушедшие европейские товары.
Выходит, что озвученную сумму в 100 миллиардов евро, которых лишились 176 европейских компаний, можно смело умножать в несколько раз. За десять лет убыток Европы от потери нашего рынка будет исчисляться уже триллионами в их валюте. За этими деньгами – рабочие места, добавленная стоимость, налоги и чистая прибыль, которых они сами себя лишили.
Экономистам ещё предстоит подсчитать, как глубоко на самом деле пострадала европейская экономика, лишившись доступа к российским ресурсам. Но и без того понятно, что убытки огромны, и в долгосрочной перспективе из-за дорожающих энергоносителей и потери надёжных рынков сбыта ходовой продукции надежды на прежнюю сытую жизнь тают. А у нас с уходом западных фирм экономика, наоборот, начала расти. Мы, по сути, отбили те деньги, которые в ЕС заблокировали. Теперь на Западе кусают локти и нам завидуют. Всё это говорит о том, что санкционная политика провалилась, ничего нового придумать против России не могут, вот и поднимают шум и стремятся обвинить нашу страну в игре без правил, которую сами же и затеяли.
Меры, предпринимаемые в последнее время, позволяют упорядочить, а то и вовсе остановить вывоз капитала в недружественные страны. На специальных счетах скопились уже десятки миллиардов дивидендных средств, которые иностранцы не могут вывезти из страны.
В правительстве РФ говорят, что неплохо было бы направить эти деньги на развитие российской экономики, например, построить десятки новых заводов или обеспечить работу нескольких необходимых финансовых механизмов, направленных на увеличение уровня благосостояния российских граждан.
Однако такой подход Европу не устраивает, и власти недружественно настроенных к нам стран требуют не мешать выводу денег, чтобы российские финансы продолжали обеспечивать рост европейской экономики. Франция, Италия, Испания, Греция не стремятся отказываться от прежних замашек. Здесь не брезгуют ничем – от денег российских туристов, накручивая до небес цены на туры и отели, и до «серых схем» по выводу средств через оффшорные страны.
Россия ответила на это требованием перевода под юрисдикцию РФ российских компаний (в одной только Британии зарегистрированы более тридцати наших крупных фирм), скрывающих прибыль за рубежом. Ускорить этот процесс позволит переход на цифровой рубль.
За нежелание жить по законам своей страны уже поплатились российскими активами компании, зарегистрированные на Кипре, Англии и других странах. Вернуть потерянные капиталы иностранцы уже не могли. Нефтегазовых активов лишились представители российского бизнеса в США, Британии и прочих недружественных нам стран.
Ушлым инвесторам дали понять, что шутить больше никто не собирается. Прошло время, когда за наши же деньги в России открывали заводы, а потом выкачивали и ресурсы, и финансы, называя это «эффективной экономикой».
Пока в ЕС раздумывают над тем, как переписать законы, чтобы присвоить наши золотовалютные резервы, в России лишают заносчивых иностранцев возможности владеть заводами, электростанциями, недрами, переводят зарубежные активы под российскую юрисдикцию и придерживают дивиденды.
Новая внешнеэкономическая политика только набирает обороты: когда иностранцев отодвигают от управления из советов директоров, они не могут привлекать зарубежные фирмы и все заказы достаются российским производителям. Ещё одним шагом на этом пути стала новая законодательная инициатива, запрещающая иностранным владельцам осуществлять контроль над месторождениями в нефтегазовой и горнодобывающей отрасли. При этом иностранцев никто не гонит. Хотите открывать и развивать здесь свой бизнес, строить заводы – пожалуйста, милости просим, но обманывать государство и уводить деньги от налогов в оффшоры им уже не позволят.
Автор: Иван Полетаев
Заглавное фото из открытых источников