Центральный банк РФ повысил ключевую ставку с 19% до 21%, что превысило показатели февраля 2022 года, когда только началась военная спецоперация на Украине. Но это еще не предел, поскольку экспертное сообщество ожидает новых рекордов от регулятора – до 23%! С чем же может быть связана такая финансовая политика ЦБ РФ?
От инфляции к гиперинфляции
Напомним, что 28 февраля 2022 года Центральный банк принял решение о повышении ключевой ставки в два с лишним раза, с 9,5% годовых до 20%:
Внешние условия для российской экономики кардинально изменились. Повышение ключевой ставки позволит обеспечить увеличение депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать возросшие девальвационные и инфляционные риски. Это позволит поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения.
Это событие было связано с введением против России и ее финансового сектора западных санкций, замораживанием золотовалютных резервов самого ЦБ РФ за рубежом, а также с рисками для стабильности финансовых рынков. 18 марта 2022 года Эльвира Набиуллина была переназначена по инициативе президента Путина на пост главы мегарегулятора на третий срок.
После стабилизации обстановки и адаптации российской экономики к новым геополитическим условиям ключевая ставка была снижена. Экспортные потоки углеводородного и прочего сырья были перенаправлены с западного направления на рынки Юго-Восточной Азии. В предприятия военно-промышленного комплекса, заработавшие в несколько смен на фоне спеоперации, пошли огромные бюджетные деньги.
Бойцам, участвующим в СВО на передовой, на карточки стали поступать щедрые зарплаты от Минобороны РФ. Для того чтобы стимулировать добровольцев заключать контракты с военным ведомством, начали вводить все более крупные единоразовые выплаты и всевозможные льготы. Из условно депрессивных регионов, где среднестатистическая зарплата невелика, на фронт пошли трудоспособные мужчины, что не могло не сказаться на рынке рабочей силы в стране, где теперь безработица аномально низка.
И вот теперь на прошедшем на днях заседании ЦБ РФ госпожа Набиуллина заявила о необходимости повышения ключевой ставки уже до 21%, мотивируя это необходимостью борьбы с инфляцией:
С сентября рост цен ускорился. Увеличились и инфляционные ожидания. Кредитование продолжало быстро расти. Предприятия все чаще сталкивались с проблемами по наращиванию выпуска товаров и услуг из-за ограниченности трудовых ресурсов и высокой загрузки мощностей. Кроме того, было объявлено о дополнительном увеличении бюджетных расходов в текущем году, а также о повышенной индексации тарифов и росте утилизационного сбора. Некоторые из этих факторов уже отразились в высокой инфляции этого года, которая составит 8,0–8,5%. Часть из них реализуется позднее.
Высокие инфляционные ожидания связываются с дефицитом производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы при росте потребления со стороны определенных категорий населения, на которые неожиданно пролился финансовый дождь.
Предшествующее повышение ключевой ставки Центробанка, сделавшее обслуживание кредитов более дорогим, смогло снизить количество потребительских. Однако корпоративное кредитование пока что продолжает держаться.
Кому на Руси жить хорошо
Почему пока что? Потому что даже глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, комментируя инициативу ведомства Набиуллиной, пожаловался на невозможность обслуживания финансового бремени:
Заемными средствами предприятиям пользоваться просто невыгодно, о чем я уже неоднократно говорил. Просто если мы будем продолжать так дальше работать, то практически большинство предприятий станут банкротами. Рентабельности в 20% нет нигде. Может быть, в торговле наркотиками или еще где-то, но даже продажа оружия не дает такой прибыли.
При сохранении текущего тренда господин Чемезов предрек закрытие в РФ высокотехнологичных производств:
У нас, к сожалению, падает и экспорт высокотехнологичной продукции. Если мы заключаем контракты на продукцию, производственный цикл которой более года, то, естественно, максимум получаем авансовый платеж 30-40%. Оставшиеся средства, необходимые для того, чтобы произвести эту продукцию, нужно брать в кредит. А при такой процентной ставке всю прибыль, которую мы предусматриваем, «съедается» процентами, которые нужно заплатить банку… Поэтому сегодня стоит вопрос: либо мы прекращаем весь высокотехнологичный экспорт – самолеты, средства ПВО, корабли и так далее – то, что требует сроков производства от года, либо что-то необходимо предпринимать.
И это жалуется глава госкорпорации, которой потонуть в любом случае не позволит государство за счет средств федерального бюджета! А что говорить про обычный частный бизнес или про заградительные ставки по ипотечным займам для населения при покупке жилья?
Получается какая-то удивительная ситуация, при которой политика ЦБ РФ выгодна прежде всего крупным банкам, устроившим между собой соревнование за привлечение вкладов от населения. Ну, или, как заявил сам глава Ростеха, наркоторговцам, но это, понятно, всего лишь черный юмор.
Сергей Маржецкий