Не так давно министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев отчитывался перед президентом: несмотря на бремя ковидных ограничений, российский АПК находится на подъёме. Производство мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, зерновых и другой сельхозпродукции, по словам министра, в целом по итогам 2020 года увеличилось на 5,3% (до 6,11 трлн рублей), а доля прибыльных сельхозорганизаций впервые за последние три года превысила 80%.
Поголовье свиней в России выросло настолько, что впервые за 30 лет мы перестали закупать свинину за границей, нашу курятину охотно покупают за рубежом. Поставки российского мяса на экспорт выросли настолько, что немецкие бизнесмены увидели в этом угрозу для себя и выступили с заявлением, что если так и дальше пойдёт дело, то вскоре российское мясо доберётся до европейского рынка и вытеснит с него местных производителей. За двадцать лет вклад российских сельхозпроизводителей в ВВП страны вырос в девять раз! Такого не было за всю историю новой России.
Быстрый рост сельскохозяйственной отрасли во многом обеспечили господдержка и крупные агрохолдинги. В распоряжении агрообъединений – сотни тысяч гектаров пашни, огромное поголовье скота, современная высоко производительная техника.
Урожаем и удоями довольны хозяева, и рабочие не в обиде. Казалось бы, при миллиардных прибылях агропрома российское село должно возрождаться и процветать.
Почему же на фоне рекордных урожаев, привесов и надоев российские села вымирают, во многих из них доживают свой век последние жители? Ведь в советское время крупные хозяйства не только кормили город, но и преображали села, строили агрогородки с коттеджами, детскими садами, школами, домами культуры.
Колхозы и совхозы-миллионеры создавали вокруг себя благоприятную среду обитания, стремились приблизить условия жизни сельских территорий к городским. Сегодня в обязанность новых хозяев земли русской и крупных агрокомплексов помощь селу не входит. О сбережении людей, как они полагают, должна думать власть, органы самоуправления.
Крестьянскую жизнь, предполагалось, улучшит льготная ипотека и пять государственных программ по развитию жилищного строительства и повышению уровня благоустройства на селе. Для желающих работать на фермах и полях государством предусмотрены социальные выплаты, помощь в обустройстве площадок под компактную жилищную застройку, механизмы льготного кредитования на приобретение жилья и на его благоустройство. Построить жилой дом могут как сами сельские труженики, так и опекающий их муниципалитет. Однако, по оценкам специалистов, 88% селян этими инструментами не пользуются.
Перед тем, как получить государственную субсидию на жилье по одной из программ, надо внести в банк деньги (не менее 30% стоимости жилья). Семей, желающих улучшить свои жилищные условия, на 1 января 2019 года насчитывалось 69 тысяч. В начале 2020 года условия выдачи льготного кредита пересмотрели, исключив из списков очередников тех, кто не работает в АПК или социальной сфере. В результате лишь 11% сельских жителей смогли рассчитывать на помощь государства в жилищном вопросе.
На 2021 год на эти цели в федеральном бюджете заложено всего 0,7 млрд рублей (в пять раз меньше, чем в 2018-м). Если субсидирование на строительство домов на селе не увеличат, то, по расчётам Счётной палаты, на обеспечение жильём нуждающихся потребуется около 30 лет. И то при условии, если не появятся новые заявители.
Другой вид помощи сельчанам предусматривает кредит (до 300 тыс. рублей) на ремонт или приобретение и монтаж оборудования для инженерной инфраструктуры по льготной ставке от 1% до 5% годовых на 5 лет. По этой программе в 2020 году предполагалось выделить 53,5 млн рублей, но из-за пандемии возможности «жилищного бюджета» резко сократились – до 3,5 млн рублей. До 1 октября 2020 года сельчанам удалось получить всего 15 таких кредитов. В качестве помощи сельским территориям государство предусматривало также «комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности», но и этот вид поддержки не сработал. В 2019 году на обустроенных площадках по всей России возвели всего 297 домов.
Теперь основные надежды чиновники возлагают на сельскую ипотеку «на срок до 25 лет по льготной ставке от 0,1 до 3% годовых с максимальным размером кредита до 5 млн рублей». Поначалу желающих получить деньги на домик в деревне под смешные проценты нашлось немало. Но вскоре оказалось, что добрая половина из них – городские жители, не имеющие никакого отношения к сельскому хозяйству. Условия пришлось срочно менять. В результате сельская ипотека «оказалась недоступной для сельских жителей как минимум 14 регионов по причине их низкой платёжеспособности и высокой долговой нагрузки», – сделала вывод Счётная палата. Работников АПК, пожелавших воспользоваться сельской ипотекой, набралось всего 4%. К тому же в отчётности регионов об обеспечении жильём на селе государственные контролёры обнаружили недостоверные сведения, в том числе «множественные факты несоблюдения очерёдности при предоставлении соцвыплат».
Несмотря на то что государство ежегодно выделяет средства на комплексное развитие сельских территорий, средний уровень обеспеченности жильём в сельской местности составляет 27,3 кв. м на человека (в странах Западной Европы этот показатель достигает 30–40 кв. м.).
По данным Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, износ жилищного фонда (более 70%) на селе в три раза больше, чем в городе. Особенно много домов-развалюх, в которых невозможно жить, в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах. Доля безлюдных деревень, в том числе и в историческом центре страны, из года в год растёт.
«Тема развития сельских территорий для России была актуальной всегда, но особенно она обострилась в последнее время, когда стало ясно, что меры по развитию сельского хозяйства, предпринимаемые государством с начала 2000-х годов, совсем или почти не работают для развития сельской местности», – считает академик РАН Александр Петриков. Более того, к старым проблемам деревни (низким доходам, бездорожью, отсутствию элементарных удобств) добавились новые, связанные с ростом социального расслоения, растущей безработицей и другие. Из-за крайнего дефицита средств, направляемых на социальное обустройство деревень, сельские территории продолжают превращаться в безлюдную пустыню.
По замыслам правительства ситуацию должна спасти новая государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», рассчитанная до 2025 года. Деньги под неё предусмотрены немалые – около 2,3 триллиона рублей, половина из которых – внебюджетные средства. Но уже первые проверки Счётной палаты по исполнению намеченного показали, что далеко не все проблемы решаются успешно, государственные средства не всегда расходуются результативно.
В то же время Счётная палата признает, что рост объёмов государственной поддержки является безусловным положительным моментом, свидетельствующим о признании государственной важности развития сельских территорий. Только в 2020-м по сравнению с предыдущим годом финансирование села было увеличено почти в 2,4 раза.
Но, несмотря на оказываемую господдержку и принимаемые меры, уровень жизни на селе, включая состояние социальной и инженерной инфраструктуры, по-прежнему существенно отстаёт от городского.
Остаются нерешёнными такие застарелые проблемы, как, например, обеспеченность жителей газо- и водоснабжением. А положительные показатели, на которые ссылаются в отчётах чиновники, достигнуты в некоторых регионах за счёт естественной убыли сельских жителей.
На дороговизну подключения к водопроводу или газовой трубе обратил в своём послании внимание глава государства и пообещал сам проверить, чтобы коммуникации были доведены бесплатно до границ земельных участков.
Государству придётся договариваться с ресурсоснабжающими организациями, которые не привыкли брать на себя лишние расходы. Но даже если дело пойдёт так, как указал президент, учёные сомневаются, что в ближайшее время программная цель – 80% соотношения среднемесячных реально располагаемых ресурсов между городскими и сельскими домохозяйствами будет достигнута. Данные Росстата свидетельствуют о том, что в последнее время жизнь на селе в одних регионах угасает совсем, в других хоть и улучшается, но очень медленно.
Вызывает вопросы и другой программный показатель – сохранение доли сельского населения в общей численности россиян на уровне 25,3%. Неужели на этой цифре рост сельского населения должен прекратиться? Кстати, аналогичный подход отражён и в недавно принятой Стратегии пространственного развития России. Особое предпочтение, как и во всем мире, будет отдаваться укрупнению городских территорий и агломерациям. А что будет с совсем обезлюдившими за годы реформ территориями? По ним снова пройдутся катком реформ?
Бывший министр экономического развития Герман Греф видит весь фокус программы развития сельских территорий в фигуре предпринимателя, который создаёт рабочие места и может быть участником развития инфраструктуры, но при этом ему, по мнению Грефа, нужна помощь государства. А драйвером развития должен стать инвестиционный агропроект, под него и будет завязано все развитие. Выходит, что бизнес приходит на село, чтобы получить прибыль, а все остальное его не касается?
Наши либералы абсолютно уверены, что бюджеты агломераций вытянут сельские проблемы, расположенные вокруг них села ждёт ускорение экономического роста и развитие социальной и инженерной инфраструктур. В таком случае возрождение села может ограничиться только населёнными пунктами, включёнными в городские агломерации, или деревнями, задействованными в инвестпроектах. А что же будет с другими сёлами, которым не повезёт? Они должны исчезнуть?
Оппоненты такого подхода предлагают повести дело так, чтобы сохранить все дожившие до сегодняшнего дня населённые пункты, благоустроить их и укрупнить. Такой подход потребует огромных затрат.
Учёные-аграрии предлагают свой путь развития сельских территорий, исходя из особенности экономического, социально-культурного и экологического потенциала каждого населённого пункта и на основе этих данных разработать стратегии сельских поселений. Вопрос в том, кто будет этим заниматься?
Нигде в законодательстве не прописано, что подготовка таких программ является обязанностью органов местного самоуправления.
До конца 2019 года работала подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», на которую тоже было потрачено довольно много денег: строились дома, прокладывались дороги, проводились газификация и водоснабжение. Однако больших перемен все это не принесло. После того, как подпрограмма превратилась в полноценную комплексную программу, появилась надежда, что вымирание русской деревни все же удастся остановить, или хотя бы затормозить.
Чтобы не вышло очередной промашки, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики (ВИАПИ) имени А.А. Никонова рекомендует подстраховаться и принять специальный федеральный закон об устойчивом развитии сельских территорий, который бы определил само их понятие. Тогда бы у чиновников не возникало соблазна отнести к сельской местности небольшие города. Далее, по мнению учёных, следует установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия, а не полномочием только Минсельхоза России. И самое главное – прописать гарантии государственной поддержки села, чтобы она не зависела от воли Минфина России.
Если программа комплексного развития села получит особый приоритет, то от этого выиграют не только и не столько сельские жители, но, прежде всего, горожане и страна в целом.
Развитие села уменьшит отток населения из села, а значит, в городах больше средств останется на решение жилищных, транспортных, экологических проблем, снизится конкуренция на рынке труда. Укрепится территориальная целостность страны, её геополитическое положение.
На селе, по мнению учёных, должен быть провозглашён приоритет развития малого и среднего предпринимательства, следует существенно укрепить местные бюджеты. Только тогда можно рассчитывать на успех госпрограммы комплексного развития сельских территорий.
Юрий Алексеев