Русские Вести

Количество должно переходить в качество


В этом году группа стран БРИКС, состоявшая ранее из пяти членов (Россия, Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка), расширилась за счет присоединения к ней еще пяти стран (Иран, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия и ОАЭ). Получается «десятка», а группа теперь называется «БРИКС+». 

Многие наблюдатели и эксперты проводили и проводят сравнение экономических потенциалов группы БРИКС (БРИКС+) и группы G-7 («Большой семерки»), состоящей из США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии. 

Те, кто регулярно сравнивали потенциалы двух группировок, назвали 2020 год знаменательным, ибо впервые суммарный валовый внутренний продукт (ВВП) группы БРИКС превысил суммарный ВВП «Большой семерки». Естественно, что показатели ВВП отдельных стран считались (и считаются) с учетом паритета покупательной способности (ВВП) национальных валют к доллару США. 

По оценкам известной немецкой фирмы Statista, занимающейся сбором статистических данных и расчетом экономических показателей по странам и миру в целом, в 2020 году доля группы БРИКС в мировом ВВП составила 31,02%, а доля «Большой семерки» – 30,49%. В 2021 и 2022 гг. опережение группой БРИКС «Большой семерки» по величине ВВП сохранялось и увеличивалось. Только что Statista опубликовала оценки по итогам 2023 года. Доля БРИКС в мировом ВВП составила 32,14%; доля «Большой семерки» – 29,92%. 

Уже есть предварительные оценки доли в мировом ВВП группы БРИКС+. На десять стран группы в прошлом году пришлось около 35% мирового ВВП. Опережение «десяткой» БРИКС+ «Большой семерки» составляет более 5 процентных пунктов. 

Конечно, можно уверенно утверждать, что БРИКС+ будет и далее наращивать своё превосходство над «Большой семеркой» по суммарной величине ВВП. Об этом свидетельствует статистика предыдущих лет, когда темпы экономического развития большинства стран-членов группы БРИКС+ оказывались выше, чем у стран «Большой семерки». У последних темпы экономического роста с начала нынешнего века стабильно ниже среднемировых. 

Доля группы БРИКС+ в мировом ВВП будет также расти за счет новых членов группы. В первый день председательства России в БРИКС (т. е. 1 января 2024 года) Президент РФ Владимир Путин заявил о растущем авторитете коалиции и сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в том или ином формате.

Вместе с тем не следует излишне обольщаться суммарными цифрами макроэкономических показателей группы БРИКС+. Некоторые спешат назвать БРИКС группой экономической интеграции. Пока экономическая интеграция делает лишь первые шаги. О настоящей, зрелой экономической интеграции можно будет говорить лишь тогда, когда для каждого члена группы другие члены будут главными партнерами торгово-экономических отношений с внешним миром. Как это было, например, в Совете экономической взаимопомощи (СЭВ), объединявшем страны социалистического лагеря. Страны группы БРИКС+ даже географически находятся далеко друг от друга, разбросаны по разным континентам. На быструю интеграцию экономик всех стран рассчитывать не стоит. 

Вместе с тем каких-то зримых экономических результатов группе БРИКС+ можно достичь уже в самое ближайшее время.  Я имею в виду заключение странами группы соглашений картельного типа по ряду товаров. А именно по тем товарам, в производстве которых группа имеет явное доминирование в мировой экономике. 

В первую очередь эксперты обратили внимание на доминирование группы БРИКС+ в добыче и экспорте нефти. В 2022 году на «десятку» пришлось более 45% мировой добычи черного золота и без малого 40% его экспорта. Кроме того, на нее приходится почти 46% доказанных запасов нефти в мире. Правда, по нефти группе БРИКС+ нет необходимости создавать нефтяной картель по той причине, что он уже существует и называется ОПЕК. А в 2016 году он стал называться ОПЕК+, поскольку состав картеля расширился. Прежде всего за счет того, что к нему присоединилась Российская Федерация.  Такие члены БРИКС+ как Россия, Саудовская Аравия, Иран и ОАЭ являются нефтедобывающими и нефтеэкспортирующими странами и составляют костяк ОПЕК+. Очевидно, что такое совпадение является основанием для более тесной интеграции работы групп БРИКС+ и ОПЕК+. 

Но есть и другие товары, по которым группа БРИКС имеет доминирующие позиции в мировой экономике. Прежде всего, это некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Так, по данным FAO, в 2021 году на десять стран группы БРИКС+ пришлось 46,4% мирового производства пшеницы. Для сравнения: доля «Большой семерки» составила по этому продукту лишь 19,1%. Еще более заметно доминирование БРИКС+ по рису. В 2021 году на эту группу стран пришлось 54,5% мирового производства риса. Для сравнения: доля «Большой семерки» по рису была равна 1,3%.

Заметное преимущество группы БРИКС+ и по ряду добываемых металлов. В топ-10 по добыче алюминия в мире входят такие члены БРИКС+, как Китай, Россия, Саудовская Аравия, Бразилия, Индия, ОАЭ. В 2022 году на   страны БРИКС+ пришлось около 79% мировой добычи алюминия. А у «Большой семерки» доля в его добыче составила лишь 1,3%. 

Столь же доминирующие позиции группа БРИКС+ занимает по добыче палладия. В 2022 году на нее пришлось 77,4% добычи указанного металла (подавляющая часть добычи сосредоточена в России и ЮАР). Доля «Большой семерки» в добыче палладия – 6,9%. 

Наконец, по добыче золота БРИКС+ хотя и не имеет абсолютного доминирования в мире, но значительно опережает «Большую семерку». В топ-10 стран по добыче этого драгоценного металла входят (по состоянию на 2022 год): Китай (1-е место), Россия (2-е место), ЮАР (8-е место). Кроме того, в топ-20 входит Бразилия (14-е место). А в «Большой семерке» лишь две золотодобывающие страны: Канада (4-е место) и США (5-е место). В 2022 году на группу БРИКС+ приходилось 29,4% мировой добычи золота; на «Большую семерку» – 12,2%. 

Кстати, на БРИКС+ в настоящее время приходится лишь 20 процентов золотых резервов всех стран мира. Это существенно меньше, чем у «Большой семерки» (примерно треть мировых резервов). Создание золотого картеля в рамках группы БРИКС+ было целесообразно не только и даже не столько из коммерческих соображений (поддержание цены на мировом рынке на высоком уровне), сколько для того, чтобы создать свой автономный рынок драгоценного металла. А этот рынок, в свою очередь, должен способствовать наращиванию официальных золотых резервов стран-членов группы БРИКС+. 

В заключение назову еще некоторые виды товаров, по которым группа БРИКС+ имеет явные преимущества по сравнению с «Большой семеркой» (доля БРИКС+ в мировом производстве, %): 

Сталь – 69

Уголь – 65

Титан – 48

Автомобили – 46

Железная руда – 45

Яблоки – 72

По этим и ряду других товаров в рамках группы БРИКС+ могут быть заключены соглашения, координирующие деятельность национальных производителей и экспортеров как на рынке внутри группы БРИКС+, так и на рынках за пределами группы. 

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Источник: www.fondsk.ru