Попытки коллективного Запада политически и экономически блокировать Россию терпят явное фиаско. Так, за март-середину июня с.г. не менее 80 компаний более чем из 30 стран ближнего и дальнего зарубежья наладили торговое и/или инвестиционно-технологическое сотрудничество с партнерами в РФ. Таким образом, появляется возможность уже в ближайшие два-три года полностью заместить большую часть ассортимента готовой, промежуточной (полуфабрикатной) и сырьевой продукции, ранее поставлявшейся западными компаниями.
При этом именно Россия стала флагманом в формировании принципиально новой мирохозяйственной и геополитической системы, основанной на суверенитете всех государств. Как отмечал на недавней встрече с молодыми предпринимателями на ВДНХ президент РФ Владимир Путин: «Для того чтобы претендовать на какое-то лидерство, я уж не говорю глобальное лидерство, то хоть в чем-то, безусловно, любая страна, любой народ, любой этнос должны обеспечить свой суверенитет. Потому что не бывает каких-то промежуточных составляющих, промежуточного состояния. Или страна является суверенной, или колонией, как бы колонии ни называть».
Этот вывод Владимира Путина наглядно подтверждается, например, российско-узбекистанскими отношениями.
По последним данным таможенной статистики внешней торговли (май - июнь), после семилетнего перерыва Россия к началу 2022 года вернула себе статус крупнейшего торгового партнёра Узбекистана. Взаимный товарооборот превысил 7,5 млрд долл., что почти на треть больше уровня 2020 года. Узбекистанский экспорт составил почти 2,1 млрд, российский — превысил 5,4 млрд.
Не меньше трети узбекистанского импорта различного оборудования и другой высокотехнологичной продукции приходится на Россию. В то же время в российском импорте текстильной продукции доля узбекистанских поставок достигает 30%, овощей и фруктов — почти 20%. Увеличились и поставки узбекистанского газа в Россию.
В этом году взаимная торговля увеличится примерно на треть в сравнении с 2021 годом. Причем с преимущественным ростом экспорта из Узбекистана текстильных изделий, некоторых видов сельскохозяйственного оборудования, хлопчатобумажной пряжи, плодоовощной продукции, особенно свежей зелени, томатов, винограда, черешни (с мая с.г. республика — основной поставщик черешни в РФ). А также — ряда видов сырья для цветной металлургии и химической промышленности.
По оценкам Торгово-промышленных палат России и Узбекистана, главные обоюдные преимущества торговых связей определяются, во-первых, согласованными расценкам на товары (цены в основном ниже среднемировых). Во-вторых, упрощением таможенных процедур и сокращением числа документов, сопровождающих взаимные поставки. В-третьих, развитием прямых взаимопоставок, то есть с минимальным участием посредников. Наконец, в-четвертых, высоким качеством продукции, поставляемой обеими сторонами.
Взаимная торговля стимулируется также тем, что Узбекистан с 2020 года имеет статус страны-наблюдателя в ЕАЭС, а с 2016 года участвует в зоне свободной торговле СНГ, наряду с Россией и еще семью странами Содружества. Режим свободной торговли предусматривает, напомним, отсутствие экспортно-импортных пошлин и других ограничений по большинству товаров взаимного товарооборота.
При этом впечатляют российские капиталовложения в Узбекистан. По данным профильного портала PLUSsworld. RU (РФ), за 2016 — май 2022 гг. они увеличились более чем вдвое и превысили 9 млрд долл. Стимулирует российские инвестиции то обстоятельство, что они не определяются политической конъюнктурой и соответствуют экономическим потребностям Узбекистана.
Скажем, Газпромбанк планирует в 2022-2023гг. предоставить льготный кредит в 750 млн долл. Самаркандскому химическому комплексу и в 300 млн долл. — Узтрансгазу. Тот же банк недавно вошёл в консорциум, который выделит узбекистанской Sanoat Energetika Guruhi кредит в 800 млн долларов на льготных условиях (для создания крупного газохимического комплекса в Бухарской области). Льготный кредит в 120 млн долл. запланирован также для освоения новых видов продукции Шуртанским газохимическим комплексом.
ВТБ участвует в проекте развития Навоийского горно-металлургического комбината, запланированная сумма льготного долгосрочного кредита оставляет 1 (один) млрд долл.
Российская госкорпорация развития ВЭБ в конце 2021-го открыла Узбекнефтегазу кредитную линию в 650 млн долл. и выделила кредит в 712 млн евро на сооружение медно-обогатительного завода (в составе Алмалыкского горно-металлургического комплекса). Продукция этих предприятий будет поставляться и в Россию, в том числе в счет погашения кредитов.
А вот что касается, например, текстильной отрасли, то с начала текущего года проявляются две параллельные тенденции: с одной стороны, увеличивается узбекистанский экспорт в РФ широкого ассортимента — от хлопковых полуфабрикатов до готовых изделий. А с другой, по данным президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ) Андрея Разбродина, «сегодня российские предприниматели инвестируют в хлопкопрядильное производство Узбекистана, уже действуют и совместные предприятия легпрома двух стран. А некоторые российские бренды уже "отшивают" многие изделия в Узбекистане». Дальнейшее развитие такого партнерства. по оценке А. Разбродина, «позволит нашим совместным производствам уже в ближайшие годы выходить на зарубежные рынки и закрепляться на них».
Заметим в этой связи, что, по данным СОЮЗЛЕГПРОМа и портала «Sputnik-Узбекистан» на середину июня с.г., например, российское отделение международного бренда Оstin за истекшие два года увеличило в четыре раза объем размещения заказов в Узбекистане по продукции швейной отрасли — со 178 тыс. до более 710 тыс. изделий. Более активно размещает свои заказы в этой стране и российский текстильный бренд Funday: объем его заказов за истекшие 2,5 года возрос на 60%. За тот же период на 15% ежегодно увеличивает в той же отрасли Узбекистана объем своих заказов и российский бренд «Спортмастер»; расширяет собственные производственные мощности в этой стране бренд детской одежды Crockid (РФ).
Примечательно и то, что с начала текущего года по этим заказам растут взаиморасчеты в российских рублях. Комментируя современную инвестиционную политику России в Узбекистане, директор рейтинговой группы «АКРА» (РФ) Михаил Николаев отмечал, что до недавнего времени Узбекистан «испытывал инвестиционный голод. Поэтому с началом проведения там экономических преобразований (со второй половины 2010-х.) рост совокупных инвестиций, в том числе внешних, стал значительным». Причем прямые инвестиции России в Узбекистан были «одними из самых низких в СНГ. Но на фоне активизации с 2021-2022 гг. экономического взаимодействия двух стран вполне можно ожидать, что объем российских капиталовложений в этой стране будет расти».
Активно развиваются и другие секторы сотрудничества. Так, Мичуринский государственный аграрный университет (МГАУ, Тамбовская область) в текущем году разработает совместно с узбекистанскими партнерами программу долгосрочного сотрудничества с Узбекистаном в сферах селекции в плодо- и овощеводстве, повышения его урожайности и биохимической защиты сельхозрастениеводства.
Плюс к этому продолжатся обучение студентов из Узбекистана и стажировка узбекистанских специалистов в МГАУ. Эти договоренности достигнуты в конце мая с.г. в ходе визита в Тамбовскую область, в том числе в МГАУ, узбекистанской делегации во главе с послом Узбекистана в РФ Ботиржоном Асадовым.
Руководство и сотрудники университета ознакомили делегацию с проводимыми и перспективными разработками, их практической апробацией в Тамбовской области, с исследованиями ряда лабораторий при МГАУ. Особый интерес делегация проявила к технологиям университета по безвирусному размножению картофеля и овощей, по лазерной и другим видам обработки плодово-ягодных и овощных культур для повышения их урожайности и невосприимчивости к биовредителям. У нас имеются многие совместные точки интересов, подчеркнул Б. Асадов на встрече с руководством и сотрудниками университета. Потому мы заинтересованы развивать партнерство с МГАУ и в целом с Тамбовской областью по всем направлениям.
Состоялась также встреча делегации со студентами из их республики, которые обучаются в этом университете. На этой встрече генеральный консул посольства Узбекистана в РФ Валижон Ниязходжаев отметил, что «закончившие аграрные вузы России узбекистанцы, работая на Родине, успешно претворяют на практике полученные знания и опыт».
Аналогичные отношения устанавливаются у России и с Республикой Южная Осетия (РЮО), хотя временная отмена референдума в РЮО о её объединении с Россией, первоначально намеченного на июль, уже вкривь и вкось комментируется в западных СМИ. Дескать, Россия опасается негативной реакции Запада на объединение с РЮО и, видимо, будет сворачивать сотрудничество с ней.
Эти примитивные клише не выдерживают никакой критики. Тем более что Россия не только развивает взаимовыгодные экономические связи с РЮО, но и поддерживает торговые связи республики с другими странами Евразийского союза.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году товарооборот РФ c РЮО превысил 130,2 млн долл. — почти наполовину больше, чем в 2020-м. При этом российский экспорт вырос на 50%, импорт РФ из Южной Осетии увеличился более чем на 40%.
Доля России во внешней торговле РЮО с начала 2010-х превышает 80%. Российские капиталовложения к середине с.г. превысили 75% в общих инвестициях в южноосетинскую экономику.
По оценкам экономических ведомств РФ и РЮО, в сравнении с 2021 годом взаимный товарооборот в текущем году увеличится более чем на треть: южноосетинский экспорт в Россию возрастет не менее чем на 40%, а российский экспорт в РЮО увеличится на 40-45%. К концу текущего года доля российского рубля во взаиморасчетах превысит 90%.
Немаловажно и то, что благодаря российской финансовой поддержке экономических проектов республика с 2021 года стала в большем объеме экспортировать, — и не только в РФ, — текстильные товары, цветные и редкоземельные металлы, товары электротехнической отрасли, а также продукты переработки древесины, овощей и фруктов, эфирно-масличную продукцию.
Что касается торговых связей Южной Осетии с другими странами ЕАЭС, то здесь результаты не менее значимы. Южноосетинский экспорт в 2021 году возрос рекордно — более чем на треть — в сравнении с 2020 годом. А согласно уже подписанным торговым контрактам предприятий и компаний РЮО и других стран ЕАЭС, совокупный внешнеторговый оборот Южной Осетии увеличится как минимум на 25%.
Основные экспортные товары РЮО — продукты переработки овощей и фруктов, товары легпрома, продукция виноделия, минеральные воды, эфирные масла. Преобладающая часть торговых связей РЮО с другими странами Евразийского союза приходится на Казахстан и Белоруссию.
Акценты современной и перспективной экономической политики России в отношении Южной Осетии и её связей с ЕАЭС были изложены заместителем министра экономического развития РФ Дмитрием Вольвачем 24 мая на церемонии вступления в должность президента РЮО Алана Гаглоева. Замминистра подчеркнул, что «Южная Осетия поддерживает Россию в условиях беспрецедентного санкционного давления». Российская же сторона оказывает неизменную поддержку программам социально-экономического развития РЮО, в том числе в сфере инвестиций. что, в свою очередь, «формирует общее экономическое пространство России и Южной Осетии». В интересах республики, подчеркнул Д. Вольвач, активно расширять сотрудничество «именно с Евразийским союзом, а не только с Россией». По словам замминистра, такому внешнеэкономическому курсу РЮО Россия будет содействовать и впредь, так как оно является составной частью евразийской интеграции. Похожие оценки были даны в Совете Федерации РФ.
Между тем, как сообщает аналитическое агентство «Sputnik — Южная Осетия», единственным препятствием развитию южноосетинской внешней торговли является то, что РЮО пока признана немногими странами. Но в то же время «РЮО не подпадает под санкции Запада». Поэтому её внешнеэкономические связи вполне могут, «развиваться в каком-либо формате и со странами, которые официально пока не признали независимость Южной Осетии». Например, еще в 2019-м создано общество дружбы «Италия - Южная Осетия». Тогда же были установлены контакты РЮО и с деловыми кругами Германии.
Отметим также подлинно братскую солидарность Южной Осетии с Республикой Абхазия, с Приднестровской Молдавской республикой, с ДНР и ЛНР, которые официально признаны Южной Осетией сразу после их провозглашения в 2014 году.
Вскоре РЮО подписала с ними договоры о дружбе и взаимопомощи и соглашения о торговле, экономическом и культурном сотрудничестве. В этой связи обращает на себя внимание и встреча президента РЮО и главы ДНР 2 апреля в Донецке. Анатолий Бибилов безвозмездно передал в больницу Мариуполя инсулин, в свою очередь, Денис Пушилин назвал «неоценимой помощь добровольцев из Южной Осетии, вставших на защиту Донбасса». При этом оба лидера особо подчеркнули, что как для Донбасса, так и для РЮО Россия является «исторической родиной, и связывает весь Русский мир. Наше отношение к России непоколебимо».
Очевидно, что российско-южноосетинские отношения способствуют развитию сотрудничества Южной Осетии с ЕАЭС и тем самым укрепляют также геополитические позиции России в Закавказье.
Алексей Чичкин