В конце апреля в индустрии развлечений было много интересного. Крупнейшие сети традиционных кинотеатров показали падение выручки в два раза и огромные убытки за 2022 год, почти как во время ковида, и с проблемами по кредитам. Блогеры "Ютюба" и "Инстаграма"* удостоились пристального внимания российских налоговых органов за дробление бизнеса, вплоть до уголовного дела почти на 1 млрд руб., а ранее похожие дела имели место в ряде других стран. Доходы "Ютюба" по всему миру значимо падают, вызывая падение биржевых цен акций "Гугла", так что "Гугл" тратит на выкуп акций для хотя бы частичного восстановления их цен 59–70 млрд долл. ежегодно, в несколько раз больше, чем платит налогов или зарплат. Доходы стриминговых компаний сериалов и онлайн-кинотеатров продолжают расти, а некоторые из них имеют внушительную прибыль. "Рутюб" готовится отвоевать первенство у "Ютюба", для начала хотя бы по техническим возможностям за счёт инвестиций в 30 млрд руб.
Не пора ли закрыть пустующие кинотеатры, внимательно изучить перспективы инвестиций и соперничества видеохостингов и онлайн-кинотеатров? Зрительского внимания и денег на всех не хватает, и государству важно правильно выстроить приоритеты.
Кинотеатры без зрителей с долгами перед банками и бюджетниками
Крупнейшие сети кинотеатров, работающие преимущественно в крупных торговых центрах столиц и городов-миллионников, отчитались о падении выручки в два раза и многомиллиардных убытках за 2022 год, сопоставимых с ковидным 2020 годом. Объединённая киносеть "Формула кино" и "Синема Парк" с долей рынка 11,5% показала падение выручки с 8,1 млрд руб. в 2021 году до 4,6 млрд руб. в 2022-м, а также убытки 1,8 млрд руб. в 2022 году после прибыли 0,9 млрд руб. годом ранее. Сеть "Каро" с долей рынка 5% показала падение выручки с 3,8 до 2,2 млрд руб., убытки 1,3 млрд руб. после минимальной прибыли 9 млн руб. Сеть "Киномакс" с долей рынка 4% показала падение выручки с 3,7 до 2 млрд руб., убытки 1 млрд руб. после прибыли 0,1 млрд руб.
Прокатчики связывают свои проблемы с уходом голливудского контента, но этим лишь маскируют системные перекосы, связанные с огромным избытком кинотеатров на фоне расширения онлайн-платформ. Чтобы убедиться в этом, любой желающий может посетить типичный торговый центр в будни и обнаружить буквально нескольких зрителей в зале на сотню мест и более. Выручка с нескольких зрителей может даже не покрывать затрат на электричество, не говоря уж о затратах на персонал и аренду. Относительная загруженность залов примерно на половину случается даже не на каждом сеансе выходного дня, ведь в крупных городах, особенно в Москве и Питере, торговые центры с многозальными кинотеатрами расположены чуть ли не у каждой второй станции метро.
Казалось бы, крупные сети принадлежат частным лицам, но процветали они зачастую на кредиты госбанков. Так, в январе 2021-го и мае 2022 года СМИ сообщали о судебном разбирательстве между банком "Траст" и киносетью "Синема Парк" на сумму в 19 млрд руб. Тогда же СМИ пестрели заголовками типа "Как кинобизнес стал головной болью Александра Мамута", "Александр Мамут вышел из совета директоров киносети "Синема Парк" и остаётся её владельцем". В августе 2021 года в открытых источниках писали, что государственный банк ВТБ предоставил сети "Каро" кредит на 4,1 млрд руб., и связывали его с перестройкой ряда кинотеатров в Москве. Ещё 39 московских кинотеатров советской постройки выкупила и реконструирует ADG group с участием гендиректора Первого канала Константина Эрнста и за счёт кредитов ВТБ в размере 50 млрд руб.
Столичные сети кинотеатров ассоциируются с отдельными юридическими лицами, имеющими крупные обороты, средние же по количеству залов региональные сети обычно структурированы на множество небольших предприятий, работающих по упрощённой системе налогообложения. Кроме того, действует изрядное количество мелких компаний в отдельных городах. Аналитики публично обсуждают только большие столичные сети, лишь по ним оценивая общее состояние индустрии кинопроката. Однако налоговые ухищрения некоторых крупных региональных сетей похожи на дробление бизнеса блогерами, о которых речь пойдёт ниже.
Непосвящённые в таинства корпоративных структур могут подумать, что кинотеатры — это прежде всего крупная ценная недвижимость. Однако большая часть киносетей просто арендует залы в торговых центрах, владея лишь оборудованием кинопоказа и креслами. Такую ситуацию публично обнажило банкротство сети "Люксор", которая ещё в 2018 году замыкала десятку крупнейших, а в 2019-м ушла в банкротство с долгами в несколько миллиардов рублей. Следует заметить, что многие здания торговых центров тоже построены на средства кредитов госбанков, как в случае с ADG group.
Экономику популярно определяют как распределение ограниченных ресурсов на безграничные потребности. Банки работают на принципах срочности, платности и возвратности кредитов, а для финансов в целом характерен закон сохранения энергии: "Если где-то что-то прибудет, то в другом месте этого же убудет". На практике это упрощённо означает, что государству и банкам приходится выбирать между кредитованием кинотеатров и промышленности, а также выпуском государственных облигаций на финансирование бюджетного дефицита. Если кинотеатры кредиты не возвращают, то банки закрывают такие "дыры" в своих активах в основном за счёт прибыли от других кредитов, в основном за счёт ростовщических процентов на потребительские кредиты и повышения комиссий за платежи ЖКХ и переводы за рубеж.
Если же прибыли недостаточно и "дыры" огромные, тогда за долги банков перед вкладчиками платит государство в лице Агентства страхования вкладов или Фонда консолидации банковского сектора, в конечном счёте за счёт убытков Банка России, вместо перечисления прибыли в федеральный бюджет. Банк "Траст" как наследник проблемных банков "Открытие" и БИН вместе с сетью "Синема Парк" — тому наглядный пример. Если банки потребляют много господдержки, то государство либо забирает деньги от повышения зарплат бюджетникам, либо наращивает госдолг. Немного утрированно, но близко к истине: в то время как вы в тесной компании наслаждаетесь фильмом в огромном пустом зале, где-то пенсионер экономит каждый рубль скромной пенсии.
Блогеры на упрощёнке как удар по кинотеатрам и пенсионерам
Следственный комитет России (СКР) задержал блогера Елену Блиновскую за неуплату налогов на огромную для частного лица сумму. Официальный представитель СКР Юлия Иванова сообщила, что "в ходе допроса Елена Блиновская раскаялась в содеянном и в полном объёме признала свою вину". СКР также сообщил, что "по данным следствия, Блиновская, используя схему "дробления" бизнеса, занизила полученные доходы и не уплатила за период 2019–2021 годов налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц на общую сумму 918 млн руб.".
Ранее, в марте, СМИ сообщали ещё о двух подобных уголовных делах против блогеров с большими доходами. В неуплате налогов на сумму 300 млн руб. обвинили Валерию и Артёма Чекалиных, которые также неправомерно использовали упрощённую систему налогообложения с максимальным лимитом 150 млн руб. в год, когда только у одной из их компаний выручка была 3 млрд руб. В отношении Александры Митрошиной возбудили уголовное дело за уклонение от уплаты налогов на сумму 120 млн руб. В январе Russia Today сообщала, что налоговая служба России наложила запрет на операции по счетам ряда компаний Ксении Собчак, в связи с налоговой задолженностью 480 тыс. руб.
Газета "Завтра" выступила предвестником таких уголовных дел ещё в январе 2021 года, опубликовав материал под заголовком "Из обнальщика в дробильщики", где ставилась под вопрос правомерность использования Алексеем Навальным статуса индивидуального предпринимателя и упрощённой системы налогообложения.
Основными площадками деятельности указанных блогеров были "Ютюб" и "Инстаграм", которые перечисляют деньги за рекламу на удобные для блогеров банковские счета и не заботятся о скрупулёзном выполнении функций налогового агента. Многие издания публикуют рейтинги блогеров, включая ряд отъехавших и иноагентов типа Милохина и Дудя, которые получают по несколько миллионов долларов в год. При этом издания не обладают инсайдом от "Ютюба" и "Инстаграма", а высчитывают доходы блогеров косвенно, по миллионам подписчиков.
Только российский "Форбс" и только в "Инстаграм" насчитал 15 блогеров с годовым доходом от полумиллиона до полутора миллионов долларов в 2020 году. Тот же "Форбс" уже в "Ютюбе" насчитал 15 блогеров с рекламными доходами от полумиллиона до трёх миллионов долларов в 2021 году. Из фигурантов этих рейтингов крупные уголовные дела по налогам публично озвучены только в отношении одной блогерши.
Проблема блогеров и налогов отнюдь не является российским феноменом. В 2021 году под давлением налоговых органов США "Гугл" как владелец "Ютюба" обязался сам перечислять в американские бюджеты налоги с доходов блогеров. Тогда в России даже разгорелась дискуссия о намерении "Ютюба" перечислять налоги российских блогеров в американский бюджет по признаку американской компании как источника выплаты рекламного дохода. Налоговая служба Объединённых Арабских Эмиратов ещё в 2021 году потребовала от блогеров в соцсетях с годовым оборотом выше 187 тыс. дирхамов (примерно 4 млн руб.) платить НДС. В том же 2021 году в Испании публично прошлись по "налоговой эмиграции" четырёх популярных "Ютюб"-блогеров в крохотную Андорру. Филиппинские налоговики в 2021 году публично преследовали одного из популярнейших блогеров за то, что он якобы закрыл, а на взгляд налоговой, просто перерегистрировал свой канал.
Перечисленные выше теоретические законы экономики объясняют давление налоговиков на блогеров. Традиционные кинотеатры платят куда больше налогов, чем блогеры, особенно крупные сети без дробления бизнеса. Плата за аренду кинозалов также частично отразится в налоге на недвижимое имущество владельцев кинозалов. Блогеры же не нуждаются в крупных залах и не привязаны своим имуществом и налоговым резидентством к конкретным точкам, к тому же они нередко манипулируют своим местом жительства, точнее, местом банковского счета для доходов с рекламы, а также разными налоговыми статусами. Получается, что традиционные кинотеатры не только платят больше налогов, но и несут больше издержек, чем их конкуренты — блогеры из социальных сетей.
Имея меньшие издержки и более удобные платформы, блогеры быстро отвоёвывают зрителей у традиционных кинотеатров. Ещё до бурного роста "Ютюба" и социальных сетей существенно упростилось скачивание фильмов из интернета для домашнего просмотра, почти даром, особенно на фоне цен билетов кинотеатров. Сам "Ютюб" за десять лет "пробежал" путь от 200 миллионов до 2,6 миллиардов постоянных зрителей по всему миру, которые ежедневно в среднем смотрят контент по 37 минут. Очевидно, что даже все кинотеатры мира не имеют и сотой доли столь внушительного трафика. По открытым данным, в России в 2021 году кинотеатры посетили 216 млн зрителей при среднемесячной аудитории 12 млн человек, тогда как аудитория "Ютюба" в том же году составила в среднем 41 млн в месяц.
Проблема справедливого распределения налогового бремени ещё более актуальна применительно к торговым центрам и маркетплейсам в связи с массовым уходом покупателей из первых во вторые. Традиционные торговые центры — это огромные дорогие здания (кинотеатры в которых занимают лишь небольшую часть), внушительные налоги на недвижимость и банковские кредиты. Тогда как маркетплейсы по площадям и налогам логистических центров и пунктов выдачи товаров намного меньше традиционных торговых центров, к тому же маркетплейсы пока не выполняют функций налоговых агентов применительно к доходам большого количества продавцов, по аналогии с "Ютюбом" и его блогерами до череды налоговых скандалов последних лет и текущего года.
Представляется целесообразным использовать средства от штрафов за нарушение налогового законодательства блогерами на создание российского контента, фильмов и сериалов, а также онлайн-инфраструктуры их показа.
"Ютюб" проигрывает платформам сериалов, в "Рутюб" вкладываются деньги
Похоже, "Ютюб" достиг пределов бурного роста зрителей и даже сообщил о снижении рекламных доходов. Доходы "Ютюба" сократились на 8% в 2022-м, по сравнению с 2021 годом, а также на дополнительные 2,6% за I квартал 2023 года. За год доходы "Ютюба" от рекламы и подписки составили 29 млрд долл., за квартал — 6,7 млрд долл., или около 10% доходов материнской компании Alphabet ("Гугл"), которая сообщала, что именно показатели "Ютюба" тянут вниз консолидированные результаты, без конкретизации убытков.
Основными факторами падения доходов "Ютюба" называют бурный рост "ТикТока", насыщение зрителей "ютюбовским" контентом, постковидное сокращение дистанционной работы и просмотров во время такой деятельности, а также снижение крупнейшими корпорациями рекламных расходов на фоне рецессии. В феврале 2023 года пост генерального директора "Ютюба" покинула Сюзанна Войжитски, которая проработала в этой должности девять лет в период бурного роста компании. Этот пост занял Нил Мохан, главный инженер "Ютюба" с 2015 года, что указывает на значимость именно технологий и издержек.
Акции Alphabet достигали пика в ноябре 2021 года на уровне 152 долл., а в конце апреля 2023 года торгуются за 108 долл. Alphabet получила выручку 282 млрд долл. и прибыль 71 млрд долл. за 2022 год, выплатила зарплату сотрудникам, около 32 млрд долл., и уплатила 19,6 млрд долл. налогов. В США уплачено 17,1 млрд долл., а в бюджеты других стран только 2,4 млрд долл., при том что американская аудитория сервисов "Гугла" составляет 22% и лишь 48% доходов поступает от американских резидентов. На обратный выкуп акций было потрачено 59 млрд долл. в 2022 году, и было анонсировано расходов ещё в 70 млрд долл. в 2023-м, что в несколько раз больше суммы уплаченных налогов. Alphabet объявляла о сокращении персонала на 12 тыс. человек, или на 6%, с экономией 2 млрд долл. в год, что опять-таки мало на фоне обратного выкупа акций.
Значимыми конкурентами "Ютюба" являются стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры. Американский Netflix получил выручку 31,6 млрд долл. в 2022 году и 8,2 млрд долл. в I квартале 2023 года, с ростом на 5% и 6,5%, то есть больше "Ютюба" и на фоне падения выручки "Ютюба". Прибыль Netflix составила 4,5 млрд долл. за год и 1,5 млрд долл. за квартал на фоне нераскрываемых убытков "Ютюба". Netflix имеет всего 230 млн постоянных подписчиков, что на порядок меньше постоянных зрителей "Ютюба", но зарабатывает с этой одной десятой намного больше. Хотя акции Netflix упали значительнее, чем акции Alphabet, с 690 долл. пика ноября 2021 года до 325 долл. на конец апреля 2023 года.
Онлайн-прокатчик сериалов HBO (самый известный — "Игра престолов") ведёт свою историю от кабельного телевидения 1970-х годов, а также входит в группу с одной из крупнейших голливудских студий Warner Brothers и другими кабельными телеканалами под брендом Discovery, являясь конкурентом и традиционных кинотеатров, и "Ютюба". Выручка всего холдинга составила 34 млрд долл. в 2022 году (что сопоставимо с выручкой Netflix и "Ютюба"), увеличившись за год в три раза за счёт консолидации ряда компаний. Число подписчиков — 96 млн человек с ростом на 3 млн за квартал. Холдинг получил 2 млрд долл. убытков за счёт списания части огромных нематериальных активов, но заявляет, что основные каналы HBO и Discovery заработали небольшую прибыль в 217 млн долл.
На фоне американских конкурентных баталий между "Ютюбом" и стриминговыми сервисами представляет интерес ряд показателей российских аналогов. Выручка ООО "ТикТок Рус" (основное юрлицо китайского сервиса TikTok в России) составила 2,36 млрд руб. в 2022 году и снизилась на 29%, включая выручку от рекламы 1,4 млрд руб. (которая за год упала в 2,5 раза), прибыль составила 0,5 млрд руб. "Рутюб" заявил о намерении вложить 30 млрд руб. в обновление инфраструктуры, чтобы увеличить пропускную способность своих каналов в два раза и догнать по техническим возможностям "Ютюб" (данные по выручке и прибыли "Рутюба" найти в открытых источниках не удалось).
Российские онлайн-кинотеатры заметно прибавляют, но в основном они остаются убыточными. Крупнейший из них — "Кинопоиск" — показал выручку 15 млрд руб. в 2022 году с её ростом за год в 2,1 раза, с убытками в 3,9 млрд руб. и их сокращением с 4,5 млрд руб. годом ранее. Следующий по размерам — "Иви" получил выручку 12,7 млрд руб. в 2022 году с её ростом на 8%, но также с убытками 0,7 млрд руб. Выручка онлайн-кинотеатра "Окко" достигла 6 млрд руб. в 2022 году с ростом на 14%, но с огромными убытками в 8 млрд руб. "Амедиатека" показала выручку 5 млрд руб. за 2022 год с ростом на 40%, с прибылью 1 млрд руб.
"Рутюб" в открытых источниках связывают с Ростелекомом, который финансово вполне может потянуть такой видеохостинг, как "Гугл" тянет "Ютюб". Хотя надо чётко понимать закон сохранения энергии и денег, в соответствии с которым на "Рутюб" косвенно "скидывается" множество плательщиков основных услуг Ростелекома — интернета или телеантенн. В открытых источниках трудно найти данные, "за чей счёт банкет" у онлайн-кинотеатров, точнее, кто вкладывает в них деньги, за счёт чьих кредитов, и насколько эти кредиты проблемны на фоне больших убытков, тогда как банки-кредиторы крупнейших сетей традиционных кинотеатров более или менее известны.
* Запрещённая в РФ соцсеть
Автор: Сергей Ануреев
Заглавное фото из открытых источников