Русские Вести

Каспийско-Иранский торговый коридор


Блумберг сообщает, что на одну только реконструкцию Волго-Донского канала Россия выделила 1 миллиард долларов. Что составляет не менее 65 миллиардов рублей по текущему курсу.

Также огромные деньги были выделены на углубление и расширение русла Волги на протяжении сотен километров (если не ошибаюсь, работы уже выполнены на 900 километрах).

С чем связаны такие траты? Других приоритетов что ли нет?

А это как раз и есть приоритет в текущих реалиях. Помните, в прошлых статьях мы подробно разобрали, что США и Британия контролируют все основные морские маршруты, а это значит, что они могут блокировать перевозки, если им что-то не понравится.

Наиболее критичные точки Мирового океана, которые контролируются англо-саксами

Так вот. У России есть огромное географическое преимущество в виде той самой реки Волги, которая может создать если не 100% замену, то хорошую альтернативу морским перевозкам.

Вот, допустим, как сейчас вывозится наше зерно? Оно грузится на суда в Новороссийске и оттуда морем расходится по свету.

Проблема в том, что на этом пути обязательно нужно пройти проливы Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция, то есть страна НАТО.

Это ставит нас в определенную зависимость и заставляет постоянно о чем-то договариваться.

Кроме того, многие суда должны пройти еще Гибралтарский пролив или Суэцкий канал, которые тоже находятся под контролем НАТО.

Таким образом, если суверенная страна Россия хочет торговать с суверенной страной ЮАР (например), то она не сможет этого сделать, если страны НАТО не дадут добро.

Ну, конечно, есть всякие конвенции о свободе судоходства, но мир меняется так быстро и в такую гадкую сторону, что всеми этими конвенциями скоро можно будет топить печку.

Поэтому на случай "большого кипиша" хорошо было бы иметь "черный ход", аварийную калитку, так сказать.

И такая калитка у нас есть – это Каспийско-Иранский торговый коридор.

Суть его в том, что суда (с зерном, нефтью или чем угодно) грузятся в портах Каспийского моря (Астрахань, Оля, Махачкала), затем пересекают это море к берегам Ирана и далее железной дорогой грузы вывозятся к портам на Аравийском море.

В перспективе можно наладить сухопутную логистику через Иран на другие страны Ближнего Востока. Например, Сирию, Ливан, Палестину, Ирак. Можно возить товары в Афганистан и Пакистан и т.д.

А если касаться именно моря, то с иранских портов очень близко до Индии, да и Китай гораздо ближе, по сравнению с традиционным путем через Черное море.

Главное преимущество такого маршрута – он независим. Никто не сможет на него повлиять, кроме России и Ирана. Никакие санкции, требования, ограничения не смогут его заблокировать.

Также, этот маршрут получается и быстрее. Да, перевалка с судов на поезда и обратно – это лишняя трата времени. Но по сравнению с лишними тысячами километров, которые нужно преодолеть по морю через Суэцкий канал (а также отстоять там в очереди) – это все равно в разы быстрее.

Путь безопаснее и с точки зрения пиратства, которое до сих пор приносит много проблем в районе Сомали (огромные затраты на постоянное дежурство наших боевых кораблей в этом регионе).

Насчет стоимости перевозок

Да, ж/д перевозки по умолчанию дороже, чем морские. Но:

  • А. Ж/д отрезок маршрута составляет 1500 километров. Но зато этот маршрут короче на 4000 км традиционного (если считать до Индии). Так что выходит дороже, 1500 км на поезде или 4000 км на судне? Думаю, там сопоставимая стоимость.

  • Б. Пройти через Суэцкий канал – недешевое удовольствие. И с каждым годом оно дорожает.

  • В. – Волга...

Да, получилось почти как в Букваре. При чем же здесь Волга? А при том, что она как раз впадает в Каспийское море. А это значит, что грузы можно сразу везти в Иран по воде.

Объясню, о чем речь.

Сейчас, чтобы отправить то же зерно из Новороссийска, его туда сначала нужно доставить. Я как раз живу в Новороссийске и вижу, сколько проблем это доставляет.

Тысячи фур (их тут называют "хомяки") везут зерно и прочие грузы по дорогам общего пользования со всего Краснодарского края и других регионов России. Ну, и поезда тоже, конечно везут (в Новороссийск ведет всего одна тупиковая ветка), но в целом все равно создается огромная нагрузка на дороги. Они просто не выдерживают такой трафик.

Грузы привозятся фурами и поездами за тысячи километров

Получается, чтобы воспользоваться традиционным путем нам все равно нужно использовать ж/д и автотранспорт.

А теперь смотрим на будущий маршрут через Волгу. Эта река очень длинная и пересекает половину страны. Это значит, что грузы можно везти сразу к ней (получается намного более короткое плечо доставки).

Отрезок Волги от Ярославля до Астрахани

На Волге товары грузятся сразу на суда класса "река-море" и прямым ходом отправляются в Каспий и далее в Иран. Без перевалки в портах.

Если посчитать, то такой путь получается намного быстрее, дешевле и эффективнее, чем изначальная схема с погрузкой в Новороссийске и долгой кочевкой через все проливы и каналы.

Плюс, не забываем, что Волга связана с Доном и Азовским и Черным морями (через Волго-Донской канал), с Белым морем (через Беломорканал) и с Балтийским морем (через систему рек, озер и каналов).

В свою очередь Белое море связано с Северным Морским путем, пересекающим всю Арктику. Вся эта инфраструктура наталкивает на мысли о самых невообразимых маршрутах, в обход традиционным путям.

Например, груз из Ирана может попасть водным путем в Петербург или Москву напрямую, без пересечения иных границ или выхода в Мировой океан.

Или, допустим, небольшие суда могут попасть из Дальнего Востока в Черное море, даже если Турция перекроет все проливы.

Это, к тому же, еще и огромное военно-стратегическое преимущество, особенно учитывая, что небольшой ракетный катер может нести "Цирконы" или "Калибры" какие-нибудь.
Так что Волга, фактически пересекающая почти всю Евразию с севера на юг и связанная каналами с другими морями, создает огромные перспективы торговли и укрепления безопасности.

Именно поэтому Россия и Иран вкладывают порядка 20 миллиардов (!) долларов в создание Волго-Иранского транспортного коридора (это свыше 1,3 триллиона рублей).

Россия со своей стороны:

  • Углубляет и расширяет русло реки

  • Реконструирует каналы

  • Развивает портовую инфраструктуру

  • Строит речные грузовые суда

Иран со своей стороны:

  • Развивает порты на Каспийском и Аравийском морях, а также в Персидском заливе

  • Строит и расширяет ж/д линию между этими портами

В сумме усилий двух стран, я уверен, получится прекрасный результат, которые будет служить на благо нашей страны не одно десятилетие, а может и не одно столетие (как Транссибирская ж/д магистраль).