Русские Вести

Как заработать на нищих


Обеднение населения России, о котором так много говорили экономисты, стало общепризнанным фактом 29 октября, когда в Москве открылся первый продуктовый магазин новой сети "Чижик". Управляет "Чижиками" всесильная X5 Retail Group ("Карусели", "Перекрёстки", "Пятёрочки", а по неофициальным данным, ещё и операционный контроль над "Магнитами"), которую, в свою очередь, контролирует нежно любимая всеми рыночниками "Альфа Групп" Михаила Фридмана и его сподвижников.

Репутация "Альфы" известна – это исключительно жёсткий игрок, при соблюдении внешнего политеса не церемонящийся ни с партнёрами, ни с клиентами. Что ж, крупной частной компании, работающей в государственном, по сути, окружении, наверное, не остаётся иного выбора: ослабишь хватку – и тебя тут же скушает какой-нибудь ВТБ (с Альфа-Банком это, по сути, и произошло – в нём теперь заправляют птенцы гнезда Костина со своими неподражаемыми манерами). Доступа к бюджетным деньгам, а с ним и права на ошибку, у менеджмента "Альфы" нет: все свои шаги компания тщательно просчитывает.

И если "Чижик" запущен – значит, это будет выгодно "Альфе".

Быстрый, дружелюбный, беспощадный

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман – человек достаточно прямой. Он и ранее говорил, что холдинг намерен заниматься прежде всего дисконтными, то есть дешёвыми магазинами, ибо "ситуация в стране будет только ухудшаться".

Флагманы компании, "Пятёрочки", сами по себе являются одними из самых доступных по ценам франшиз в мегаполисах, но, похоже, настало время снизойти к ещё более бедным жителям России. Тем более что число людей, которым на кассе той же "Пятёрочки" внезапно не хватает денег на оплату товара, по моим фрагментарным и нерелевантным наблюдениям, действительно растёт.

Низкие цены "Чижика", по словам представителей компании, будут достигнуты благодаря использованию собственных торговых марок, оптимизации логистических процессов и "технологическим ноу-хау", что бы это ни значило. Очевидно, что сюда же относится и жесточайшее давление на производителей, которые будут работать с сетью на грани рентабельности – а куда деваться: рынок поделён между крупными игроками, а попытки создать собственную сбытовую сеть ограничены издевательскими формулировками закона "О торговле".

Разумеется, для широкой публики магазины будут поданы не как "уголок нищеброда", а в самом что ни на есть позитивном ключе: "Чижик – быстрая и дружелюбная птица. А ещё чиж – акроним слов "чёрный" и "жёлтый", основных цветов бренда" (да-да, "Билайном" управляет та же группа бизнесменов).

Согласно планам X5 Retail Group, к концу 2021 года в России будет около 60 "Чижиков", в основном в крупных городах. Интересно будет проследить, на месте каких магазинов начнут открываться "Чижики", кого "заклюёт" эта "дружелюбная птица". Хотелось бы надеяться, что Федеральная антимонопольная служба проследит за расширением X5 Retail Group (включая коллективный заход менеджеров этой компании в "Магнит"), но, к сожалению, инспекторов куда больше волнует раскрытие сговоров пары ипэшников на тендерах по асфальтированию тротуара в Челябинске.

На чём сэкономят?

Ресурс для снижения цен на продукты в России есть, и в первую очередь это как раз маржа магазинов. Когда розничная цена продукта вдвое превышает отпускную цену предприятия – это не есть здоровая экономика, это есть диктат посредника, перекупщика, спекулянта над производителем. То есть немного "подвинуться" торговля, действительно, может.

Однако снижение цен в магазинах можно только приветствовать до тех пор, пока это не происходит за счёт потери качества. Между тем именно с качеством продуктов у нас в последние годы появились серьёзные проблемы: падение реальных располагаемых доходов после 2014 года, сопряжённое с ростом налогов, вынудило производителей и продавцов как-то исхитряться, чтобы не повышать цены и при этом не работать в убыток. Перечислим только несколько из десятков типичных проблем:

незадекларированные ГМО;

  • превышение норм гормонов и антибиотиков в мясе;

  • впрыски воды для увеличения веса мяса и рыбы;

  • обход ветеринарного контроля и, как следствие, наличие паразитов в продуктах;

  • использование растительного, в частности пальмового, масла вместо животного…

Наугад предлагаю вам новости последних лет:

  • Фальсификаты и кишечная палочка: Проверка качества сливочного масла дала неутешительные результатыПочти половина марок конфет не прошла проверку качества

  • Роскачество не нашло идеального пива на российском рынке

  • Крахмал, плесень и дрожжи: Росконтроль не смог найти качественного творога

  • «Яблоки с пестицидами»: В детском пюре обнаружили флудиоксонил и тиабендазол

Очень не хочется думать, что "технологические ноу-хау" для "Чижика" будут ориентированы именно в эту сторону.

Также возможна экономия на персонале. Кто будет работать в этих магазинах, за какие деньги? Судя по всему, либо жёны и дочери мигрантов, либо постепенно опускающиеся на дно наши соотечественники, согласные на всё. Моя любимая продавец-кассир ушла в прошлом году из подмосковной "Пятёрочки" в "Ашан" из-за зарплаты в 20 тысяч на руки (а работала она много и хорошо) и хамского отношения руководства – а ведь при низких ценах "Чижика" фонд оплаты труда там будет никак не больше.

Правительство России обязано отреагировать на создание новой сети – вернее, на причину её создания. Когда самый влиятельный представитель торговли продуктами в стране говорит, что "ситуация будет только ухудшаться", а премьер-министр и профильные министры этого "не замечают", вступает в силу правило "молчание – знак согласия".

И это – самый печальный вывод из всего происходящего.

Михаил Мельников

Источник: nsk.tsargrad.tv