Русские Вести

Как украинский бизнес Одессы оказался в греческом порту Пирей


Предчувствуя скорый разгром ВСУ и крах киевского режима, украинский бизнес, разбогатевший на разграблении своей страны, спешно покидает «незалежную» и перемещается в сторону Запада.

Как сообщает New York Times, из Харьковской области, а также из Киева и Чернигова, в Галицию, главным образом, во Львовщину, уже выведено большое число заводов. «Этот регион быстро превращается в новый экономический центр Украины с более чем 200 перемещенными предприятиями, которые производят практически все, включая краску, строительные материалы и запчасти для электромобилей», – подчеркивают авторы NYT Лиз Олдерман и Эрика Соломон.

Судя по статье, подельники Зеленского при этом прихватили с собой квалифицированных рабочих, и в результате оказались «поближе к Польше, к воротам в Германию и Западную Европу», отмечает New York Times. А деньги на этот «трансфер» дала Зе-команда. Налоговые льготы, халявная перевозка, оплачиваемые поляками складские и промышленные помещения распространяются только на западенское направление. По словам Владимира Коруда, вице-президента Львовской торгово-промышленной палаты, ожидается подобная «эвакуация» еще 800 предприятий.

Массовое бегство бизнесменов с «незалежной» началось еще в феврале. Как писала тогда итальянская газета Repubblica, из страны побежали «богатые бизнесмены, медиамагнаты и владельцы футбольных клубов вместе со своими близкими и деловыми партнёрами.

Никогда ещё не было такого трафика самолётов миллиардеров, покидающих Киев: только в воскресенье 20 вылетов. «Это рекорд как минимум последних шести лет», – отмечает Rеpubblica, ссылаясь на издание «Украинская правда", следившего за авиационным трафиком через приложение. 

По данным ЕС, в Западную Европу переместилось в общей сложности более 6 миллионов украинцев. Поспешно покидают Украину также представители такой ключевой отрасли ее экономики, как торговое судоходство.

Как говорится в обзоре крупнейшей в мире международной службы новостей судоходства компании TradeWinds, более 500 руководителей украинских судоходных компаний, включая членов их семей, уже покинули «незалежную» и прочно обосновались в Греции.

Как отмечает служба, этому переезду содействуют греческие судоходные компании, такие как Neptune Lines и Technomar Shipping, которые уже весной приняли решение о финансовой и бюрократической поддержке переезда в Грецию семей моряков, работающих на их судах. Директор по управлению судами украинской судоходной компании Intresco Максим Хаулин в интервью TradeWinds пояснил, что, «включая семьи, я бы сказал, что здесь находится не менее 500 человек». Сам Хаулин уже привез в Афины своих детей, жену, родителей и... компанию. Вслед за экипажами и их семьями переезжают судоходные компании и их руководители.

Эту тенденцию подтверждает греческое издание Athens News. Хотя вначале это было временное решение, выбранное, как из-за географической близости двух стран, так и из-за культурных факторов, таких как общая религия, но сейчас оно приобретает тенденцию к более постоянному присутствию, говорят источники на рынке морских перевозок.

Учитывая, что сотни греческих судоходных компаний уже давно нанимают на свои суда тысячи украинских моряков и членов экипажей, миграция в Грецию под давлением войны на Украине предпринимателей и бизнеса кажется очевидным развитием событий.

Тем более что Греция имеет один из крупнейших и наиболее развитых судоходных центров в мире и самый большой в мире по тоннажу торговый флот. Дислоцируется этот центр в крупнейшем в Южной Европе порту Пирей, который образует с Афинами единый и огромный городской конгломерат.

Согласно данным Министерства защиты граждан, всего с начала войны и до начала августа в Грецию прибыло более 75 тысяч украинцев. Среди них немало украинских мигрантов, связанных с судоходством. Большинство уже знают страну и имеют давние деловые отношения с Грецией, например, Aquavita International, фрахтовщик сухогрузов, базирующийся в Украине. На набережной Миаули в Пирее, где расположены многие международные офисы судоходных компаний, уже открылось несколько представительств украинских судоходных компаний, которые либо уже перенесли свой главный офис в Грецию, либо расширяют уже имеющиеся, например, Varamar. Динамика развития украинского морского лобби в Греции такова, что многие сейчас говорят о появлении в порту Пирей «маленькой Одессы», отмечает Athens News.

Впрочем, представители украинского судового бизнеса обосновались в Пирее уже давно, еще со времен СССР, когда там работали представители крупнейшего в СССР Черноморского морского пароходства, компании АЗМЕД, представлявшей Азовское морское пароходство и другие компании. После развала СССР эти представительства прекратили свое существование.

Многие бывшие советские суда были распроданы с молотка, однако работавшие в Пирее представители Украины и греческие бизнесмены, присвоив прежнее имущество СССР, создали на их базе частные фирмы, которые до сих пор работают в Греции.

Греки поначалу встретили прибывших к ним после начала СВО украинцев, большинство из которых говорит по-русски, доброжелательно. Тотальная пропаганда западных СМИ сумела создать впечатление, будто речь идет о людях, пытающихся спастись от «агрессивной России». Мелина Трейлоу, председатель совета директоров Neptune Lines и Neptune Dry и президент Союза греческих судовладельцев, в середине марта заявила: «Люди являются нашим приоритетом и находятся в центре экосистемы нашей группы. Желая выразить свое сострадание и солидарность страдающим морякам и их семьям, я лично обязуюсь поддержать их вместе с моей командой здесь, в Греции». Другие компании - такие как Yiuroukou Group, которая контролирует Technomar Shipping, – также активно выразили гостеприимство сотням украинских моряков и их семей, отмечает Athens News.

Однако сегодня перспективы в Пирее у выходцев с «незалежной» совсем не радужные. Как известно, порт Пирей в рамках греческой кампании по приватизации несколько лет назад приобрел Китай. Недавно он объединился с оператором порта Шанхай, крупнейшего контейнерного порта в мире, для продвижения контейнерных перевозок.

Таким образом, в Пирее, куда устремились сейчас выходцы с Украины, сейчас заправляют китайцы. При этом известно, что с Киевом у Пекина сейчас далеко не самые лучшие отношения. Особенно после того, как Украина нагло «кинула» Китай.

Как известно, китайцы приобрели акции украинской компании «Мотор Сич», вложились в производство, однако Киев заблокировал сделку и национализировал предприятие. В итоге китайцы оценили ущерб от действий украинских чиновников в 3,5 миллиарда долларов. В этой связи, хотя греки и оказали приют беженцам с Украины, их предпринимателям вряд ли будет уютно работать в Пирее вместе с хозяевами порта из КНР, где таких обид не прощают.

К тому же даже в приютившей их Греции беглецы с Украины повели себя нагло, вызывающе, стали часто возникать конфликтные ситуации между ними и ранее переселившимися на свою историческую родину из России понтийскими греками. Как отмечают местные СМИ, появление символики нацистского батальона «Азов»* на памятнике Советскому солдату в афинском квартале Калифея, ситуация с избитым украинцами понтийцем в Салониках, попытки «наезда» на владельцев супермаркета «Москва», многочисленные угрозы со стороны приезжих, показывают, что накал страстей нарастает.

А учитывая явный пророссийский настрой понтийских греков, возникла ситуация, при которой любой небольшой конфликт может перерасти в массовые столкновения и беспорядки. Имели место и нападения украинцев на туристов из России.

В этой связи редакция издаваемой в Греции русскоязычной газеты «Русские Афины» обратилась к беглецам с «незалежной» с призывом вести себя достойно. «Здесь, – указала она, – вы уже не дома, вы в другой странев которой, несмотря на массовую пропаганду, ведущуюся в СМИ, дружески относятся к России. Слишком важную историческую роль сыграла Россия в появлении этой страны, и понимание России, как дружественной страны, уже прочно укоренилось в генах греков». «Не везите войну за собой!» – потребовала газета от украинских мигрантов.

К тому же в массовом переселении украинцев из Одессы в греческий Пирей сегодня есть одна любопытная историческая параллель. Дело в том, что самый большой в мире торговый флот Греции возник во многом благодаря Российской империи. Еще в те годы, когда Эллада томилась под игом Турции, греческие судовладельцы обосновались в Одессе и оттуда возили в Европу русское зерно, несметно на этом разбогатев. Все центральные улицы в этом городе были заняты особняками богатых греков.

О прежнем греческом присутствии в Одессе до сих пор напоминает знаменитая песня Леонида Утесова: «Шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил…». Немногие знают, что в этой песне на самом деле речь идет о греческом рыбаке. Ведь «кефаль» в переводе с греческого это – «Головастик», «шаланда» – лодка, а сам Костя – это греческий рыбак Костас. Но во времена СССР многих греков депортировали, и Одесса перестала быть «греческим» городом. А сейчас, судя по массовому бегству судового бизнеса с Украины, она уже перестает быть «украинской». Бывшая «украинская» Одесса, ее обитатели в виде моряков, судовладельцев и директоров судоходных компаний, уже сбежала в греческий порт Пирей.

Николай Петров

Источник: www.stoletie.ru