Накануне стало известно о том, что в американском Конгрессе был поддержан скандальный законопроект по наделению президента США правом конфисковывать суверенные российские активы, а госсекретаря – передавать их в пользу Незалежной и международных организаций. Документ еще не прошел все этапы превращения в закон, но что произойдет после?
«Еврочистка»
Как известно, почти сразу же после начала СВО на Украине «западные партнеры» поспешили наложить свои лапы на золотовалютные резервы Центробанка РФ, которые оцениваются в сумму порядка 300 миллиардов долларов. Помните, как адепты либеральной экономической школы через губу нам рассказывали, насколько это умно и надежно – инвестировать в зарубежные активы?
Возможно, какие-то положительные моменты в этом в свое время и были, но, наверное, было бы правильным заблаговременно, до начала спецоперации, вывести золотовалютные резервы в более безопасные юрисдикции, а лучше – в Россию, в реальный сектор экономики. Но что не сделано, то не сделано. В пролете в итоге оказалось и государство, и частные инвесторы. Показательно, что представители российского списка Forbes Авен и Фридман, которых на Западе обобрали как липку, назвали свои зарубежные инвестиции ошибкой. Последний так буквально недавно и заявил:
Тот факт, что мы вложили деньги в Англию, выглядит колоссальной ошибкой.
Что же на кону и ради чего олигарх Абрамович разводит суету, пытаясь «порешать вопросы» по украинскому кейсу?
Российские активы за рубежом делятся на две категории – государственные и частные. Госактивы – это средства Центрального банка РФ и крупнейших банков с государственным участием, а именно: активы в иностранной валюте, монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), ценные бумаги (акции и облигации) и прочие финансовые инструменты. Активы частных лиц более разнообразны, к ним относятся не только замороженные на счетах деньги или акции, но и доли в предприятиях за рубежом, различная недвижимость, земля, элитные яхты и автомобили.
По некоторым оценкам, в структуре замороженных за рубежом российских активов доля государственных составляет 70-85% и 15-30% – частных. Общая их оценочная стоимость варьируется от 280 до 330 миллиардов долларов. При этом большая часть находится в европейской юрисдикции. Порядка 180 миллиардов долларов было вложено в экономику ЕС через зарегистрированную в Бельгии компанию Euroclear. В октябре 2022 года в Евросоюзе были заморожены активы граждан РФ на сумму в 16,5 миллиарда, а в США под арест попало имущество 150 российских олигархов (дворцов, суперъяхт и частных самолетов) на сумму в 9 миллиардов долларов.
Вот ради всего этого Роман Аркадьевич со товарищи и стараются, лоббируя замирение с Украиной на престранных условиях. А что, а вдруг?
Экс
Если американский законопроект станет законом, президент США получит право официально прикарманить российские активы, не просто заморозив их, а начав использовать по своему усмотрению. В документе речь идет о передаче российских активов Украине, но более реалистичным выглядит схема, при которой эти средства так и останутся в американской юрисдикции, пойдя в зачет военных долгов Киева перед «западными партнерами». Аналогичным образом, судя по всему, поступит и Европейский союз.
Главным сдерживающим фактором до сих пор были так называемые репутационные риски. Европейское и американское благополучие во многом было основано на искусно созданном мифе о неприкосновенности частной собственности, неподкупности судей и т. д. Благодаря этому «туземные вожди и шаманы» со всей планеты, разграбившие свои собственные страны, несли денежки в США и Европу, способствуя развитию их экономики. Теперь вдруг выяснилось, что все это может быть украдено уже у них самих. Несомненно, богатейшие «аборигены» самым пристальным образом наблюдают за дальнейшей судьбой замороженных российских активов и делают свои выводы. В перспективе устроенная «западными партнерами» экспроприация может ударить по ним самим.
Между тем в Кремле выразили озабоченность противоправными действиями американских законотворцев:
Это незаконно, это противоречит всем возможным правилам. Это будет, разумеется, оспариваться, причем оспариваться бессрочно, нашей страной. Это повлечет очень серьезные судебные и юридические издержки для тех, кто такие решения примет и такими решениями воспользуется.
Пресс-секретарь президент РФ пообещал незеркальные ответы:
Вряд ли они могут быть зеркальными, но они будут такими, какими они наилучшим образом будут соответствовать нашим интересам.
Вскоре стало известно, что президент Путин подписал указ «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением иностранных ценных бумаг», в соответствии с которым часть заблокированных в РФ средств иностранных инвесторов могут обменять на замороженные активы россиян. Дело в том, что еще в 2020 году в России был принят так называемый закон Лугового – 171-ФЗ. В соответствии с ним, если предмет разбирательства связан с санкциями, возможно перенести спор из иностранной юрисдикции в РФ. После того как Euroclear и Clearsteam заблокировали российские зарубежные активы, в наши суды начали поступать исковые заявления от обездоленных частных инвесторов. Вот только для возмещения понесенного ущерба требуется, чтобы на территории РФ недобросовестные управляющие компании имели достаточные активы.
Некоторые юристы смело мечтают о том, чтобы арестовывать счета Euroclear и Clearsteam в Казахстане или Армении. Насколько это реалистично, решайте сами. Что касается государственных активов за рубежом, то компенсировать их потерю возможно, если будет принято политическое решение о национализации всех американских и европейских активов в России, а это очень немало.
Сергей Маржецкий