Русские Вести

«Как распилить бюджет, они знают»


Укрупнение развития

Последняя полноценная неделя ноября началась с заседания правительства России, где был озвучен план оптимизации институтов развития, коих насчитывается аж 40 штук только на федеральном уровне. Председатель правительства Михаил Мишустин признал очевидное:

Наш анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми национальными целями развития. Отсутствуют единые механизмы управления. Есть существенное пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями.

Многие институты развития со схожим функционалом объединят. Речь идёт, например, о двух лизинговых компаниях – ГТЛК и "ВЭБ-лизинг", они будут преобразованы в Единую лизинговую компанию. Будет создан Универсальный банк – на основе МСП Банка и Банка "ДОМ.РФ". А Фонд содействия реформированию ЖКХ и Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства будут объединены в Фонд содействия реформированию ЖКХ. К Российскому научному фонду будет присоединён Российский фонд фундаментальных исследований. Кроме того, Российская венчурная компания будет передана в управление Российского фонда прямых инвестиций.

И пожалуй, самое важное. Будет сформирован крупный инвестиционный блок на базе "ВЭБ.РФ" с передачей под его управление Корпорации МСП, Роснано, Российского экспортного центра и его страхового подразделения "ЭКСАР", а также четырёх фондов: "Сколкова", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Фонда развития промышленности.

Портрет победителя

"Я понимаю, почему власти это делают: потому что, если посмотреть, сколько тратилось на Роснано и прочие компании денег, – там сотни миллиардов рублей, а "выхлопа" никакого", – выразил мнение политолог, президент Центра социальных и политических исследований Георгий Фёдоров. В данном случае правительство России, принимая такое решение, ставит основной задачей сделать институты более эффективными.

Вопрос лишь в том, насколько эффективными будут эти институты. По сути, своё влияние усиливает глава "ВЭБ.РФ" Игорь Шувалов, человек с довольно спорной репутацией, но зато (или благодаря этому) с внушительным списком принадлежащей ему недвижимости и иной собственности. В 2019 году Шувалов задекларировал три квартиры в России (108,9; 73,8 и 115,8 кв. м), жилой дом площадью 4174,1 кв. м в России, а также особняк и квартиру, соответственно, в Австрии и Великобритании – площадью 1479,8 и 483 кв. м. Доход главы госкорпорации "ВЭБ.РФ" в 2019 году увеличился в 2,5 раза – до 179,7 млн руб. против 71 млн руб. годом ранее. Кроме того, бывший "слуга народа", а ныне глава крупнейшей госкорпорации, которая является основным оператором по распределению триллионов рублей на национальные проекты, прославился арендой суперэлитной зарубежной недвижимости, собаками породы корги, которых на частном самолёте возит на международные выставки его жена, и своими офшорными сделками.

"Что касается Шувалова, то несколько лет тому назад был скандал, что он должен был вывести 200 млн долларов из своих трастов на Британских Виргинских Островах, – напомнил эксперт по экономической безопасности Дмитрий Русак. – Он это сделал, но никто не увидел, куда они пришли. Отчётов нет. Где эти деньги? Что касается Ольги Шуваловой, то у неё на балансе показан только один самолёт, на котором она возит собачек, не более того. Возникает вопрос: декларация, господа хорошие. Президент запретил владеть миллионными счетами – и вы обязаны были декларировать. Где всё то, что вы обязаны декларировать?"

"Три мушкетёра" снова вместе

Руководить господин Шувалов будет в числе прочих своими давними соратниками – председателем фонда "Сколково" Аркадием Дворковичем, который находился в разработке ФСБ по делу Улюкаева и поднимал фужер "за аграрное лобби" на борту частного джета с министром сельского хозяйства, и Анатолием Чубайсом, который, несмотря на коррупционные скандалы, вот уже 12 лет возглавляет Роснано. За 2019 год компания "Роснано" под руководством Анатолия Чубайса принесла стране убытки на 16,5 млрд рублей. В компании это списали на падение курса рубля.

Более 30% объёма инвестиционного портфеля Роснано относится к зарубежным активам и номинирована в иностранной валюте. В течение 2019 года российский рубль укрепился по отношению к доллару США почти на 11%, что негативно сказалось на стоимости зарубежных активов АО "Роснано" в рублёвом эквиваленте,

– говорилось в сообщении госкорпорации.

Впрочем, эксперты уверены: виной всему не курс валют, а неэффективные проекты, в которых растворяются миллиарды бюджетных средств. Станут ли при Игоре Шувалове траты более рациональными, вопрос скорее риторический.

Я думаю, что Шувалов, Чубайс и Дворкович сработаются, – заявил Георгий Фёдоров, – просто потому, что они друзья. Как распилить бюджет, они знают. С другой стороны, я не исключаю, что Чубайса уберут в Совет Федерации на другую, более высокую должность, стараясь предать забвению его пагубную, с моей точки зрения, деятельность в Роснано. Ну а "Сколково" – это медведевская история, и, соответственно, Дворковича Шувалов не обидит. Я понимаю власти, что нужно оптимизировать бюджеты, но, с точки зрения практической реализации, я сомнительно к этому отношусь.

Про оптимизацию бюджетов – это верно. Расплодившиеся институты развития жадно тянули средства налогоплательщиков. В среднем на них тратилось более одного триллиона рублей в год, то есть примерно каждый 20-й рубль федерального бюджета. Однако эффективность расходования этих средств вызывала большие сомнения, в том числе и у Счётной палаты. Там косвенно намекали на то, что цепочка, по которой проходят деньги, позволяет им фактически растворяться без следа. Больше всего вопросов было к инвестициям госкорпораций. Речь идёт как о сроках реализации инвестпрограмм, так и об их целесообразности в целом. Ещё Татьяна Голикова, будучи главой Счётной палаты, бессильно признавала:

Закупки госкорпораций проходят практически без государственного контроля. Мы вроде бы видим государственные корпорации, которые являются 100-процентными слугами государства, но в их периметр входят акционерные общества, куда попадают, соответственно, бюджетные деньги, и там уже проследить что-либо сложно.

А Федеральная антимонопольная служба тогда же припечатывала:

Лишь 5% госзакупок в России проходят на конкурентной основе. Остальные 95% достаются заранее определённым поставщикам. В результате как минимум 10% рынка контролируют картели, цены завышаются на 20-30%, из-за чего бюджет теряет до триллиона рублей в год.

За три года ничего не изменилось.

"Как известно, у нас достаточно много создано институтов развития и на федеральном, и на региональном уровне, – рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. – Счётная палата их насчитала что-то порядка 40. Конечно, нас всех это очень удивляет, потому что не каждый может вспомнить больше 5-6 институтов, которые были бы известны своей какой-то работой и оставили какой-то свой след для бизнеса с точки зрения своей полезности".

Ликвидировать систему, которая фактически стала чёрной дырой для федерального бюджета, было необходимо. Но не менее важно провести расследование неестественного почкования институтов развития с наказанием виновных. Триллионы бюджетных средств оказались закопаны в песок – неужели никто за это не понесёт ответственности? Впрочем, не стоит забывать, что Счётную палату ныне возглавляет тоже не кто-нибудь, а старый единомышленник трио Шувалов – Чубайс – Дворкович – Алексей Кудрин, который стремится быть верховным арбитром ведомств и корпораций в своих собственных интересах. Будет очень интересно почитать его отчёты о начале работы нового мегаинститута развития, оказавшегося сейчас под контролем Шувалова.

 

Мария Иваткина

Источник: nsk.tsargrad.tv