И зачем производителям сельхозтехники нужны ежегодные субсидии в размере 15 миллиардов рублей?
Просьбу предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов 15 миллиардов рублей для производителей сельхозтехники депутаты Государственной Думы изложили в обращении к первому вице-премьеру Правительства России — министру финансов Антону Силуанову и вице-премьеру Алексею Гордееву под занавес завершившейся сессии. Казалось бы, неуместный вопрос с учётом успешно действующей программы развития агропромышленного комплекса. Однако у одного из наиболее авторитетных отечественных экспертов в сельскохозяйственной сфере, члена Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Геннадия Кулика имеется на этот счёт особое мнение.
Составляющие успеха
Очевидные успехи при выполнении программы развития агропромышленного комплекса (АПК) подчеркнули имеющиеся проблемы, которые решаются не теми методами и темпами, какими следовало бы. Да, в 2017 году собран рекордный урожай зерновых, какого за всю историю аграрных реформ в России не было. И это позволило поставить перед аграриями новую задачу — более уверенно осваивать международный рынок. Сегодня мы поставляем за рубеж зерна на 20-25 миллионов долларов, а нужно увеличить его объём до 45 миллионов. Но за счёт чего это будет сделано?
Интенсивность использования земли российскими аграриями разная. Я был в Брянской области у фермеров, которые получили до ста и больше центнеров озимой пшеницы с гектара. Был и в Курской области, где на площади более шестисот гектаров собрали пшеницы по 80 центнеров с гектара. Это рекордные урожаи даже по сравнению с другими странами, уже не говоря о том, что средний урожай пшеницы в России — 36 центнеров с гектара. И везде убеждался: одна из составляющих успеха, если не самая главная его часть — техническое перевооружение российских сельхозпроизводителей, а также использование ими новейших аграрных технологий. Причём одно без другого немыслимо: машина непосредственно связана с технологией и наоборот. От того, как будет выстроена политика в этой сфере, зависят и результаты. Вспомним итоги прошлого года. При рекордном урожае зерновых уменьшилось производство подсолнечника, кукурузы, сахарной свёклы. А ведь урожай был, но в поле осталось по 10-15 процентов сельхозпродукции, а иной раз и больше. Почему? Ответ известен — не хватило техники, способной вовремя и в непростых климатических условиях собрать урожай полностью. Это был очень серьёзный звонок от сельхозпроизводителей обществу.
В нынешнем году ситуация повторяется. Такая уж судьба у российских крестьян — жить и работать в условиях рискованного земледелия. Июнь: засуха на больших территориях. Июль: регионы заливают дожди и это происходит повсеместно — от Нечерноземья до Дальнего Востока и Забайкалья. Мы дождались, что зерно на полях стало прорастать в колосе. А это значит, что качественного хлеба не будет, его уже на экспорт не поставишь. И вопрос снова упирается в ситуацию со слабым техническим вооружением крестьянских и фермерских хозяйств.
Цена ошибок — урожай
На этом фоне обращение в Правительство с просьбой выделять миллиардные субсидии производителям сельхозтехники выглядит вроде бы своевременным и привлекательным. Но только на первый взгляд, потому что такие субсидии имеют косвенное отношение к технологической модернизации непосредственно сельхозпроизводителя. Вопросы же модернизации промышленности в аграрной сфере ни в коей мере не относятся к тому, как наш рынок будет обеспечен качественным и дешёвым продовольствием.
Возможно, когда-нибудь российскому фермеру удастся и пахать, и сеять, и убирать урожай на модернизированной отечественной технике. Пока же у него такой возможности нет, потому что не имеет он средств её купить, особенно когда речь идёт о малых или средних фермерских хозяйствах. Тема не новая, она обсуждается уже не один год. На каждом аграрном форуме ставится вопрос о поддержке специализированных лизинговых компаний. Весь мировой опыт говорит о том, что самый простой, доступный и выгодный способ для агрария быстро получить нужную ему сельхозтехнику — это лизинг.
Его преимущества очевидны, однако по непонятным причинам уставный капитал «Росагролизинга» из года в год не пополняется. На мой взгляд, это ошибка, от которой страдают сельхозпроизводители, которые лишены возможности своевременно обновлять и модернизировать машинный парк. Да и производители сельхозтехники тоже в убытке. Они бы всё равно получили свои деньги, но только не напрямую от Правительства, а при оптовых закупках теми же лизинговыми компаниями.
Не решает проблему и то, что уже второй год действует программа льготного кредитования сельхозпроизводителей. Направление выбрано правильно, и теперь аграрии имеют прямой выход в банк для оформления кредита по льготной ставке. Но почему-то программой не предусмотрена выдача кредитов на покупку техники. Ещё одна ошибка. Должен быть гарантирован объём средств, который идёт на модернизацию техники.
На каждом аграрном форуме ставится вопрос о поддержке специализированных лизинговых компаний. Весь мировой опыт говорит о том, что самый простой, доступный и выгодный способ для агрария быстро получить нужную ему сельхозтехнику — это лизинг.
Тревожные симптомы
Лизинг и прямой кредит — вот, на мой взгляд, два направления, которые следует развивать, чтобы проводить техническое перевооружение села. При этом аграрии не возражают, чтобы производителям сельхозтехники выделялись субсидии, при условии, конечно, что у Правительства есть такая возможность. Но не стоит тогда считать, будто деньги в конечном итоге получили сельхозпроизводители на техническое перевооружение села. А вот чтобы этот процесс наконец пошёл, следует направить средства в уставные капиталы специализированных лизинговых компаний и на увеличение программ льготного кредитования.
Сегодня нагрузки на технику растут, она быстро стареет, что существенно влияет на экономику и цену сельхозпродукции. Техническая оснащённость российского агрария составляет около полутора лошадиных сил на гектар. Это примерно в пять-шесть раз меньше, чем в странах Европейского союза и Северной Америки. Трудности с обновлением машинного парка заставляют российского фермера использовать технику дольше всяких норм, что влияет на себестоимость продукции. 59 процентов тракторов, 46 процентов зерноуборочных и 45 процентов кормоуборочных комбайнов работает более 10 лет, а с 2005 года сумма затрат на ремонт одного трактора увеличилась в три раза. В общей сложности техники на селе списывается больше, чем закупается. Всё это очень тревожные симптомы.
Комментарии тут излишни. Так как же мы будем проводить техническое перевооружение аграрно-промышленного комплекса?
Геннадий Кулик, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам
Заглавное фото: 45 процентов кормоуборочных комбайнов работает на российских полях более десяти лет. Фото РИА Новости