Русские Вести

Как пилили бюджет на помощи бизнесу в Петербурге


Сотрудники полиции и ФСБ провели обыски в Фонде развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и городском комитете промышленной политики. Оперативники расследуют пропажу 23 млн рублей. По соглашению между фондом и комитетом на эти деньги в городе должно были появиться не менее 10 центров помощи предпринимателям по принципу «одного окна». Но, по данным МВД, эту инфраструктуру так и не создали, а средства городского бюджета потратили на премии и зарплаты сотрудников фонда. Кто причастен к вероятной преступной схеме и какое наказание грозит подозреваемым — в материале «Известий».

Без признаков хищения

В Санкт-Петербурге возбудили уголовное дело по факту махинаций в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, сообщили в пресс-службе регионального МВД. Сотрудники полиции и ФСБ в последние дни провели серию обысков, в том числе в некоммерческой организации «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» и городском комитете промышленной политики, инноваций и торговли.

В 2021 году правительство Санкт-Петербурга заключило соглашение с фондом, который взял на себя обязанность создать в городе не менее 10 центров, оказывающих услуги предпринимателям по принципу «одного окна». Речь идет о подразделениях «Мой бизнес» — подобные центры занимаются консультациями по мерам господдержки бизнеса, поиску партнеров, оказывает бесплатные услуги для предпринимателей. Из бюджета на создание этой инфраструктуры было выделено 23 млн рублей субсидий.

дело

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Но в реальности ничего создано не было, а заказчику проекта предоставили фиктивные документы и отчеты, полагает следствие. Полученные средства злоумышленники потратили на зарплаты и премии сотрудникам фонда, считает МВД.

Уголовное дело возбудили по статье о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ч. 2 ст. 165 УК РФ). В качестве обвиняемой допросили бывшую руководительницу некоммерческого фонда, но официально представители ведомства личность задержанной не раскрывали. Источник «Известий» в правоохранительных органах сообщил, что одним из фигурантов дела является экс-руководитель фонда Елена Церетели, которая сейчас занимает должность председателя Общественного совета по развитию малого бизнеса при губернаторе Санкт-Петербурга.

По словам собеседника издания, правоохранительные органы проверяют на причастность к махинациям с бюджетными средствами бывшего заместителя руководителя фонда Андрея Блинского, действующего замглавы НКО Юрия Штакельберга, заместителя председателя Общественного совета по развитию малого бизнеса при губернаторе Ольгу Жукову и начальника отдела поддержки малого и среднего предпринимательства комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Марию Татаринову.

Что грозит фигурантам дела

Основное отличие статьи о причинении ущерба злоупотреблением доверием от обычного мошенничества состоит в том, что у обвиняемого не было умысла на обращение в свою собственность каких-либо активов потерпевшего, рассказал «Известиям» партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

— Все действия совершаются без учета получения каких-либо материальных выгод для фигуранта уголовного дела, — сказал он. — В изложенной ситуации как раз вопрос стоит в том, что средства были потрачены не на организацию работы, а на выплаты зарплаты и премий сотрудникам. Фактически это нецелевой расход средств.

ключ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Вместе с тем эксперт не исключает, что конечная квалификация преступления может быть изменена, если следствие усмотрит признаки растраты вверенных средств отдельному должностному лицу. Наказание в данном случае может составить до 10 лет лишения свободы. В то время как по ч. 2 ст. 165 предусмотрено до пяти лет лишения свободы.

Классическим примером совершения преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ, является безвозмездное пользование чужими услугами без намерения производить их последующую оплату, рассказал «Известиям» адвокат МКА «Клишин и партнеры» Денис Талызин.

Он отметил, что эта статья не относится к хищениям и имеет отдельный состав преступления. Кроме того, она является менее тяжкой, чем мошенничество. Так, по словам эксперта, в случае хищения умысел на его совершение должен возникнуть еще до получения средств.

Одним из самых резонансных по статье о причинении ущерба путем обмана или злоупотребления доверием стало дело с бывших совладельцев онлайн-ритейлера «Юлмарт». Изначально Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру предъявили обвинение в мошенничестве на сумму свыше 3 млрд рублей, взятых в кредит у нескольких банков. Но в ходе судебного процесса статью переквалифицировали на более мягкую — причинение имущественного ущерба путем обмана.

тюрьма

Фото: Global Look Press/Maksim Konstantinov

В результате в сентябре 2024 года Костыгин получил четыре года, а Мейер три года колонии общего режима. При этом им удалось избежать наказания, так как по делу вышли сроки давности.

А в мае 2023 года суд в Краснодаре по ч. 2 ст. 165 УК РФ приговорил к трем годам условного срока бывшего гендиректора телекоммуникационной компании «Дэни Колл» Екатерину Шмырину. По версии следствия, женщина с 2016 по 2020 год незаконно потратила на нужды компании 930 млн рублей и не оплатила задолженность перед контрагентами.

Автор: Станислав Кучушев

Заглавное фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Источник: iz.ru