Русские Вести

Как обеспечить экономике России «китайский» рост


Спустя полтора года после начала санкционной войны западных стран против РФ очевидно, что у США и сателлитов нет ровно никаких эффективных рычагов воздействия на экономику России. При этом нужно признать, что стабильность экономики Российской Федерации оказалась палкой о двух концах, ведь уже пятнадцать лет никакие факторы не заставляют ее ни существенно падать, ни ощутимо расти. Она «законсервировалась» после мирового финансового кризиса 2008 года. В этой серии статей мы попытаемся разобраться, в чем причины такого положения дел и есть ли пути увеличения ВВП нашего государства. 

Экспертом нашей новой колонки мы выбрали основателя и президента компании Zenden бизнесмена Андрея Павлова, который считает, что причина этого промышленно-экономического анабиоза кроется внутри самой России, а не зависит от санкций. И роль «ручного тормоза» для нашей страны играет существующая налоговая система, которую необходимо менять. В серии программных статей предприниматель последовательно излагает, каким образом. 

Андрей Павлов, кроме всего прочего, выдвигает предложения:

1. Упразднить патентный налоговый льготный режим для ИП, упрощенную систему налогообложения «Доходы минус расходы».

2. Запретить самозанятым работать с ИП и ЮЛ.

3. Установить единую для всех ставку НДС в размере 12%.

«ВН»: – Андрей Васильевич, начнем с самого начала. Чем плоха существующая сегодня система налогообложения РФ?

– Плоха не система, а ситуация в экономике. Если мы с вами оцениваем последние десять лет, посмотрим на показатели Китая. С 2013 года экономика Китая выросла в два раза. Рост ВВП у них практически двойной. И мы это прекрасно видим: на полках наших магазинов, в автосалонах – плоды труда китайских рабочих. Их можно пощупать, сесть проехаться на тест-драйве на десятках марок китайских автомобилей, которые выглядят очень современно и не уступают ничем своим европейским аналогам. 

Единственное, что пока еще удерживает потенциальных покупателей китайских автомобилей, это вопросы качества. Просто эти машины только у нас появились. Но в Китае они ездят уже десятки лет.

Мы смотрим на Китай – и видим страну, которая развивается темпами свыше 7% роста ВВП в год. И мы видим ситуацию в Российской Федерации. По факту, с 2013 года – за десять лет – рост ВВП нулевой. Какие-то годы 1-2% в плюс, в какие-то годы, как в кризисный 2020-й, был минус. И в итоге имеем ноль. Поэтому первая цель – понять, что с экономикой у нас не всё в порядке. Импортозамещение по факту не реализовано. И все проблемы только обострились с началом специальной военной операции. 

«ВН»: – Многие левые спикеры вам ответят: «Вы говорите про экономику и про ВВП. Но при чем здесь налоговая система? Полностью свободный рынок просто не подходит для империи. Давайте будем заводы строить, а не налоги менять». 

– Дело в том, что экономикой управляет именно налоговое законодательство. Это важнейший тезис. Чтобы привести яркий пример, можно взять «стоимость рабочего» на крупном заводе и сравнить его с самозанятым. Вот у нас есть два человека, выполняющих одну и ту же работу. Один – получает сто тысяч рублей и платит с этих доходов 4% налога для самозанятых. Допустим, он сварщик и сам себе шабашит или машину в гараже ремонтирует. И это всё абсолютно легально. Но есть другой человек, который получает за такую же работу на заводе такую же зарплату, но с него снимают 13% подоходного налога. Он на руки получает уже не 96 тысяч рублей, а 87 тысяч.

И это большая разница на самом деле, это возможность поменять свой образ жизни. За газ и свет заплатить, что-то себе купить, лишний раз в кино сходить. Это для средней семьи большая разница, даже если говорить о семье этого человека. Но мало того, тут еще и работодатель должен к этим 100 тысячам рублей 30 тысяч социальных налогов заплатить сверху. А еще этот работодатель должен НДС сверху заплатить. 

Себестоимость работы человека для работодателя – 156 тысяч рублей. А в целом на налоги уходит 69 тысяч. Получается, что за одну работу кто-то 4 тысячи налогов заплатил, а кто-то 69 тысяч. 

И как же можно бороться за кадры на рынке труда, когда такая большая разница? Ровно поэтому у нас по последнему отчету 42% промышленных предприятий испытывают проблемы с кадрами. Зачем молодому человеку идти на предприятие в созданной ситуации? И что у нас в стране будет развиваться – заводы или сфера торговли и услуг? И через какое-то время у нас 100% промышленных предприятий будут иметь проблемы с кадрами. Потому что такая налоговая система. Она создает льготные режимы налогообложения для сферы торговли и услуг. И понятно, что обычный человек выбирает более комфортный «короткий путь» в выборе профессии. 

«ВН»: – У нас сейчас, по статистке ФНС, примерно 6 780 000 человек самозанятых. Единая ставка НДС в 12%, которую вы предлагаете, должна способствовать тому, что этим людям будет выгодней идти на завод?

– Никакие самозанятые, будь их у нас хоть 25 миллионов, не создадут никакой новый уникальный продукт, не создадут никакую уникальную технологию. Не может быть самозанятый промышленником по определению. Вы не можете в микробизнесе создать новый автомобиль, мотор, двигатель. Это всё вопросы крупных научно-производственных компаний, корпораций. И если вы эти компании обкладываете гигантскими налогами, то понятно, что они загибаются. Что мы и получили… Посмотрите на улицу: машины немецкие и китайские, телефоны китайские, корейские, японские и так далее. А что наше? 

Ну мебель можно здесь собрать, какую-то недорогую пару обуви. Но в этой парадигме именно производственные предприятия оказались максимально пострадавшими. А цель-то какая у страны стоит? Изменение структуры нашей экономики. Развитие промышленности. Импортозамещение. Вот цели. И как самозанятые решат вопрос изменения структуры нашей экономики? 

За последние семь лет развился сектор онлайн-торговли. То есть, конечно, мы изменили структуру нашей экономики – у нас были классические торговые центры, а стала онлайн-торговля со складами и доставкой. Но принципиально что-то в вашей жизни поменялось? Пошли вы и купили себе ботинки в магазин или вам эти ботинки привезли на дом. Что-то принципиально в вашей жизни поменялось от этого? 

«ВН»: – Вы себя считаете человеком левых взглядов?

– Я себя считаю практиком. И я за лучшие мировые практики. Когда я читаю лекции в аудитории, я всегда спрашиваю: «Скажите, друзья, российскую экономику вы вообще хотите видеть какой? Просто назовите мне страну». Называют Швейцарию, например. Но понятно, что мы и Швейцария – это разные полюсы. Швейцария – маленькая страна с маленьким населением и в центре Европы. Мы ведь это обсуждать не будем. Мы будем искать какие-то похожие примеры экономики. И всегда разговор с аудиторией заканчивается примерами: Германия, Китай. 

Германия – промышленная экономика, наука и так далее, понятно. А китайский путь – это, пожалуй, самый лучший путь в экономике за последние десятилетия. 

Для меня ближе китайский путь. Страна идет под руководством Коммунистической партии, но там есть абсолютно все рыночные механизмы. При этом там есть жесткая идеология. При этом в Китае стопроцентная защита собственного рынка и нельзя ни одну посылку перевести туда без пошлины. В Германии – тоже беспошлинный ввоз 22 евро. Не 200, не 100, а 22 евро. Вот и ответ. Берите лучшие практики. 

Конечно, обычный гражданин скажет: «А я хочу купить без пошлины товар из-за границы». Это логично. Но вот а кто-то хочет работать и не платить налоги, покупать и не платить налоги, да вообще просто приходить и брать в магазине покупки бесплатно. 

Если говорить о китайском опыте в целом, то многие сейчас идут по этому пути – Казахстан, Узбекистан. Все снижают НДС. В Казахстане он уже 12%, в Узбекистане – 12%. В самом Китае – 13%, они снизили перед пандемией с 16%. А мы с 18% до 20% подняли его. Что это вообще было?! Конечно, это была откровенная диверсия, если говорить о стратегии развития страны. 

Источник: vnnews.ru