Если вы пошли в магазин "только за хлебушком", а вышли с двумя полными пакетами, поздравляем – вы стали жертвой маркетологов. Магазины научились виртуозно обчищать наши карманы, так, что мы этого сами не осознаём. О манипуляциях читайте в материале Царьграда.
Популярные уловки ретейлеров многим знакомы. Энергичная музыка, ароматы кофе и свежей сдобы, выкладка товара на уровне глаз и в прикассовой зоне. Но есть и хитрые трюки, о которых мало кто знает.
Кручу, верчу, заставить купить хочу
Замечали, как в супермаркетах периодически делают перестановку – и товары меняют свой "адрес" в торговом зале? Это не прихоть магазина, а тонкий расчёт. В поисках нужного отдела вы будете дольше обычного блуждать среди полок и обязательно купите что-нибудь ненужное.
О том, что самые свежие продукты стоят в глубине забитой полки, многие знают. Но есть и обратный приём, когда на обозрение выставляют небольшое количество товара. Подсознание воспринимает это как сигнал: "Продукт активно покупают, значит, нужно и мне".
Задача магазина – заставить вас купить побольше чего-нибудь ненужного и освободить от вас торговый зал как можно скорее.
Ставка на белое и деревянное
Самые нужные продукты – хлеб, яйца, молоко, мясо – расставляют в разных углах магазина, чтобы вы прошли этот лабиринт и увидели всё остальное.
По этой же причине алкоголь часто прячут в конце торгового зала. Пока вы туда дойдёте, по пути обязательно купите закуску. При этом овощи и фрукты обычно ставят сразу на входе. Маркетологи знают: чем больше вы купите полезных продуктов, тем сильнее потратитесь на вредные. Закон баланса.
Покупать ненужное нас заставляет даже дизайн полок. Чтобы мясо и рыба выглядели более свежими, их расставляют на белом фоне. А вот в хлебном отделе товары будут выложены на деревянные полки, потому что так выпечка выглядит натуральнее.
В любом супермаркете вы найдёте туалетную бумагу. Хоть она занимает на полках много места, а прибыль с неё небольшая, магазины от неё не откажутся. Это товар, который пользуется спросом. Зайдя за бумагой, вы обязательно купите что-то ещё.
Если ходите с тележкой, прислушайтесь: возле самых "нужных" отделов она тарахтит сильнее, потому что пол там обычно выложен мелкой плиткой. Фокус в том, чтобы человек инстинктивно замедлил ход и более внимательно посмотрел на витрины.
Нарисовать правильный ценник – это искусство
Заставить вас купить ненужную вещь можно с помощью правила "шок-цены". Для этого на входе в магазин ставят товар с космическим ценником. Например, кастрюлю за 5000 руб. А потом вам обязательно попадётся кастрюля за 1000 руб. Сравнивая цены, вы сделаете спонтанную покупку, потому что сочтёте её выгодной.
Рядовому покупателю главное, чтобы скидка была огромной, и не важно, на что именно. Если мозг дал сигнал, что это дёшево, удержаться сложно,
– предупреждает эксперт в области потребительского рынка Анастасия Назарова.
Как правило, суперскидки магазин делает на товары с долгим сроком хранения. "Скоропорт" вы не будете закупать в больших количествах впрок, а вот 10 банок консервов возьмёте. Они вам не нужны, но это же "выгодно".
Некоторые, наоборот, покупаются на "слабо". Людям стыдно выглядеть бедняками, которые гоняются за жёлтыми ценниками. Поэтому они принципиально не покупают самые дешёвые продукты, а выбирают золотую середину. Зная это, магазин лепит ценники чуть повыше на недорогие товары, которые нужно продать в первую очередь.
Работа с ценниками идёт ежедневно. Сотрудники мониторят предложения конкурентов. Если в соседнем супермаркете подешевело молоко, цену на него снизят во всей округе. Потому что постоянные покупатели всегда знают, где купить дешевле, и передают эти ценные сведения по сарафанному радио. Если не держать руку на пульсе, магазин потеряет выручку.
В любом случае себе в убыток ретейл не работает. Если бы люди выбирали только товары со скидками, супермаркеты давно бы прогорели. Но большинство покупателей, помимо выгодных товаров, возьмут и те, которые продаются с накруткой в 100 и 200%.
Что с того?
По оценке аналитиков, потребительские расходы в России в марте и начале апреля выросли до максимума за шесть лет. За последний год жители страны потратили 6010,9 млрд рублей, что на 8,8% больше, чем годом ранее. Средний чек тоже растёт. Покупаясь на уловки маркетологов, мы тратим кучу денег на ненужные вещи. Но ещё неприятнее, что продукты, которые мы не успеваем съесть, отправляются на помойку.
ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ
ФОТО: FUSION BRAIN/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА