С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи,не помогут и самые лучшие законы.
Отто фон Бисмарк
В 2019 году Россия занимала 13 место в мире как по стоимостному, так и физическому объёму экспорта драгоценного металла. В стоимостном выражении экспорт составил 5,7 млрд долл., в физическом – 123 тонны. Правда, среди дюжины стран, которые в списке стоят выше России, многие являются реэкспортёрами, т. е. торгуют импортированным золотом. Это такие страны, как Швейцария, Гонконг, Великобритания, Объединённые Арабские Эмираты, Сингапур, Таиланд, Германия, Япония. Список экспортёров, которые осуществляли поставки на мировой рынок собственного, добываемого внутри страны золота, весьма короткий (в скобках – экспорт золота в 2019 году, млрд долл.): США (17,2); Австралия (16,2); Канада (15,3); Перу (6,7). Таким образом, в коротком списке экспортёров (включающем золотодобывающие страны) Россия находилась на пятом месте.
Можно ожидать, что по итогам 2020 года позиция России в рейтинге стран-экспортёров существенно изменилась. К сожалению, пока рейтинга по странам за 2020 год нет. Но уже имеются данные по экспорту драгоценного металла Россией за прошлый год. В 2020 году Россия экспортировала золота на общую сумму 18,5 млрд долларов – в 3,25 раза больше, чем годом ранее. В физическом выражении экспорт драгоценного металла составил 320 тонн, что в 2,6 раза превысило показатель 2019 года. Не исключено, что по итогам прошлого года Россия окажется в первой тройке стран-экспортёров собственного (добываемого внутри страны) драгоценного металла.
Достижение или провал?
Российские СМИ подали эту информацию как радостную новость, демонстрирующую наши экономические достижения. Однако официальных итоговых данных о добыче золота в России в 2020 году пока не опубликовано. Но, согласно западным источникам, в прошлом году добыча драгоценного металла в России упала до 300 тонн (против 325 т в 2019 году). Она оказалась на третьем месте в списке золотодобывающих стран после Китая (380 т) и Австралии (325 т). По России наблюдается весьма любопытная картина: из страны в прошлом году было вывезено больше драгоценного металла, чем его было добыто за тот же период времени.
Для сравнения: по итогам 2019 года величина экспорта золота по отношению к его добыче составила немного менее 38%. Т. е. в позапрошлом году 62% добытого в стране золота осталось в стране. Отмечу, что большая часть добытого драгоценного металла направлялась на пополнение золотого резерва Российской Федерации, закупалась у золотодобытчиков Банком России. Это была правильная политика. Многие политики, чиновники и эксперты дружно говорили: верным курсом идём! Мол, доллар США и другие ведущие валюты ненадежны (могут обвалиться; активы в этих валютах могут быть стать объектами экономических санкций Запада). А золото будет лишь дорожать. И никакие санкции его не достанут. К тому же, можно за счёт развития внутреннего рынка золота быстро и эффективно провести дедолларизацию (население и бизнес с удовольствием конвертируют доллары и евро в более надёжное золото). Наконец, закупая золото, Центробанк будет укреплять рубль, он будет иметь товарное наполнение в виде драгоценного металла.
Итак, многие в 2019 году рассчитывали, что в 2020 году экспорт драгоценного металла из страны вообще прекратится, и золото будет направлено на укрепление экономической безопасности страны. А получилось наоборот: экспорт драгоценного металла оказался более 100% годовой добычи. Видимо, часть экспорта золота была обеспечена запасами металла, добытого в предыдущие годы (целый ряд коммерческих банков активно поставлял на экспорт золото из своих запасов).
Странные решения Центробанка
В 2020 году мы были свидетелями целого ряда странных решений и действий власти: Центробанк объявил ещё в марте, что с 1 апреля прекращает закупку золота в международные резервы; правительство дало разрешение золотодобытчикам на прямой экспорт своей продукции за рубеж (надо только получить лицензию); Центробанк не только прекратил закупки золота, но несколько раз его продавал (пусть продажи были небольшие, но это не могло не вызывать недоумения).
Эксперты и политики были в растерянности. Никаких рациональных объяснений новой странной "золотой" политике найти не удавалось. Появились законные подозрения в том, что власти работают против России. Подыгрывают доллару и другим иностранным валютам, для которых российское золото является опасным конкурентом. Появилась даже версия, что продажная российская элита, вывозя золото за границу, готовит там себе запасные аэродромы. Самый любимый запасной аэродром российской элиты, как известно, острова Туманного Альбиона. В пользу этой версии говорит статистика:
в Англию было вывезено 290 тонн драгоценного металла на сумму 16,9 млрд долл. Это более 90% всего экспорта золота в прошлом году. Для справки: вывоз золота в Англию в 2019 году был равен 113,5 т; а в 2018 году – лишь 10,4 т. Мы видим стремительное нарастание золотого потока из России в Англию за три года.
И вот наконец, в феврале появилась ещё одна версия, которая, с одной стороны, кажется фантастической. Но, с другой стороны, она оказывается самой правдоподобной. Если брать в расчёт психологию чиновников, которая зачастую очень отличается от психологии обычного, нормального человека. Эту версию обнародовал 17 февраля Российский экспортный центр (РЭЦ) – государственный институт поддержки несырьевого экспорта под управлением ВЭБ, консолидирующий группу компаний, предоставляющих российским экспортёрам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки.
На своём сайте он разместил сообщение, которое начинается так: "Аналитический центр группы Российского экспортного центра подвёл итоги экспорта за 2020 год. Несырьевой неэнергетический экспорт обновил абсолютный рекорд третий год подряд".
Несмотря на все сложности, российский экспорт несырьевых неэнергетических товаров в прошлом году поставил рекорд. По итогам 2020 года мы достигли психологической границы в 161,3 млрд долл. США экспортных поставок, что выше, чем в 2018 ($154,3 млрд) и 2019 (155,1 млрд) годах. Сейчас мы установили амбициозную базовую планку для дальнейшей работы по достижению показателей национального проекта,
– отметила генеральный директор АО РЭЦ Вероника Никишина.
Несырьевой экспорт любой ценой?
Кстати, правительство РФ с гордостью отрапортовало, что доля несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в общем объёме экспорта в 2020 году почти достигла половины – 48%, что на 3,5 процентных пункта больше, чем в 2019-м. Умеют же наши чиновники в свою пользу обыгрывать даже то, что иначе как провалом не назовешь. Это не ННЭ сильно вырос, это энергетический экспорт России в прошлом году провалился в яму!
Экспорт сырой нефти в 2020 году, например, упал до 72,5 млрд долл. по сравнению с 122,2 млрд долл. в 2019 году. По нефтепродуктам снижение за этот период было с 66,9 млрд до 44,4 млрд долл. По природному газу – с 41,8 млрд до 25,1 млрд долл. Только по этим трём позициям падение экспорта составило 88,9 млрд долл. Вот за счёт такого "провала" энергетического экспорта и выросла значимость ННЭ.
Основную часть структуры несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) сформировали четыре товарные группы: металлопродукция (20,8%), продукция машиностроения (17,7%), продовольствие (17,3%) и химические товары (16%).
Итак, металлопродукция на первом месте. В абсолютном выражении – 33,55 млрд долл. А что внутри этой группы? – А внутри главным товаром оказалось золото – на сумму 18,5 млрд долл. Получается, что на золото пришлось 55% всей товарной группы "Металлопродукция" и 11,5% всего объёма ННЭ в 2020 году.
Благодаря золоту и удалось отчитаться, что задание по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" (один из 12 национальных проектов, определённых майским указом президента РФ) выполняется успешно. Напомню: указанный нацпроект предусматривает, что ННЭ должен вырасти со 135 млрд долл. (по итогам 2017 года) до 250 млрд долл. в 2024 году.
Если бы экспорт золота в 2020 году оставался на уровне предыдущего года, то тогда бы объём всего ННЭ был бы меньше на величину, равную: 18,5 – 5,7 = 12,8 млрд долл. То есть он был бы равен 148,5 млрд долл. Имело бы место падение объёма ННЭ за год на 6,6 млрд долл., или на 4,3%!
Чиновники в сто первый раз придумали, что сделать для того, чтобы отрапортовать об "успешном выполнении". На этот раз на подмогу пришло золото. Да ещё помог и ветер, который начал дуть в паруса золота. Я имею в виду, что цены на драгоценный металл на мировых рынках в прошлом году стали быстро идти вверх. Вот и отчитались.
Кто несёт ответственность?
Для справки: куратором нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" является министр финансов РФ Антон Силуанов. За отдельные блоки проекта отвечают разные министры, в первую очередь, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и глава Минэкономразвития Максим Решетников.
По замыслу национального проекта главной позицией ННЭ к 2024 году должна стать продукция машиностроения. По итогам 2017 года экспорт машиностроительной продукции равнялся 33 млрд долл.; в 2024 году его объём должен быть не менее 60 млрд долл. Т. е. запланировано почти удвоение. А что мы имели по итогам прошлого года? Объём машиностроительного экспорта составил лишь 28,5 млрд долл. Имело место падение по сравнению с 2017 годом на 4,5 млрд долл., или на 13,6%. Чиновники хотели золотом прикрыть провальную ситуацию в экспорте машиностроительной продукции!
Далеко не все в правительстве разделяют восторг по поводу такого странного выполнения задания по нацпроекту. Да и Силуанов, курирующий нацпроект "Международная кооперация и экспорт", прекрасно понимает, что больше из золота ничего не выжмешь. Ведь в прошлом году умудрились вывезти всё добытое в стране золото. Больше наращивать экспорт золота не получится. Может быть, конечно, Э. Набиуллина поможет Силуанову в этом году выполнять задания по ННЭ с помощью золота из международных резервов? Ведь на балансе Банка России на сегодняшний день находится почти 2 300 тонн драгоценного металла. Думаю, что Набиуллина на это не пойдёт.
Мне известно, что кое-кто в правительстве пытается исправить абсурдную ситуацию, которая сложилась в прошлом году с форсированным вывозом золота. Кстати, об этом обмолвилась и глава РЭЦ Вероника Никишина. В конце января она сообщила, что в правительстве рассматривается возможность исключения золота из методики подсчёта ННЭ. Это надо сделать как можно быстрее, поскольку каждый месяц промедления означает потерю Россией примерно 25–28 тонн золота (таковы среднемесячные объёмы экспорта драгоценного металла начиная с четвертого квартала 2019 года по настоящее время).
Почему-то в связи с абсурдной историей превращения нашими чиновниками экспорта золота в средство выполнения национального проекта я вспомнил крылатую фразу немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: "С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы".
Валентин Катасонов