Российский двигатель ВК-2500
С 2014 года Россия вынуждена развивать импортозамещение в различных отраслях промышленности. Военно-промышленный комплекс не стал исключением. По словам министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу, отечественная оборонная промышленность сумела добиться существенных успехов в области импортозамещения. Как отметил министр, Россия продолжит разрабатывать технологически независимую от других стран военную продукцию вне зависимости от сохранения или ослабления санкционной политики западных государств.
Проблема импортозамещения
До 2014 года российская политика в области вооружений и военной техники была подвержена общей идее глобализации экономики и разделения рынков труда. Доля зависимости отечественного оборонно-промышленного комплекса от иностранных поставщиков была очень высокой, отчасти это объяснялось и последствиями распада СССР, когда много оборонных предприятий оказалось за пределами России, но Москва продолжала поддерживать с ними тесные связи. Во многом ОПК жил по тому же принципу, что и остальная российская экономика: зачем вкладываться материально в создание вооружений и сопутствующих узлов и компонентов, если можно приобрести такую продукцию в других странах, да еще и дешевле?
До 2014 года подобная политика имела право на жизнь. Даже самая известная сорванная сделка после введения санкций, связанная с покупкой двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» у Франции, не является провальным предприятием. Россия не потеряла денежные средства по данному контракту и получила доступ к технологиям и конструкторским решениям, приобретя опыт строительства современных УДК, подобных которым в российском флоте пока что просто нет. При этом отказ властей США, Европы и Украины поставлять в Россию продукцию оборонного, а в некоторых случаях и двойного назначения, привел к серьезным проблемам.
Помимо Франции, проблемы возникли и с другими странами. США и Япония ввели запрет на поставки в Россию композитных материалов, а также сложного промышленного оборудования. Отказ на поставку композитов уже серьезно ударил по главному российскому проекту в области гражданского авиастроения – пассажирскому самолету МС-21, серийное производство которого сдвинулось на 2021 год. При этом некоторые специалисты считают, что реальные сроки развертывания серийного производства и достижения плановых объемов выпуска сдвинутся на более поздний срок. Болезненным для российского оборонно-промышленного комплекса стал разрыв с Германией и Украиной, которые поставляли корабельные двигатели, а Украина и авиационные. Помимо этого, европейские и ряд других традиционных партнеров России перестали поставлять свою электронику.
После распада Советского Союза Украина получила в наследство огромное количество промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также конструкторских бюро. Как и многие другие постсоветские страны, украинский ОПК был ориентирован на выпуск отдельных компонентов, узлов и деталей, конечная сборка продукции проводилась в России. Такое разделение труда обеспечило сотрудничество двух стран в сфере ОПК и после развала СССР. На Украине оказалось несколько ключевых предприятий оборонки, продукция которых была востребована в России. В первую очередь это компания «Мотор-Сич» (двигателестроение), Южмаш (ракетостроение), КБ Антонова (самолетостроение, транспортная авиация), «Зоря – Машпроект» (газотурбинные двигатели для флота).
Фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов"
После присоединения Крыма и начала военных действий на территории Донбасса, Украина свернула всё военное сотрудничество с Россией, в том числе в области оборонно-промышленного комплекса. Остановлено было исполнение даже предоплаченных контрактов, как это произошло с газотурбинными двигателями из Николаева. По сути, власти в Киеве решили пойти на серьезные убытки, ставя под удар собственную оборонную промышленность. До событий 2014 года связи двух стран в области ОПК были очень тесными, а Украина получала от такого сотрудничества реальные живые деньги. В современных же реалиях, украинским предприятиям трудно найти такой же по объему рынок сбыта для своей продукции, которым являлась Россия. Правда и Москве, понадобилось много лет, чтобы справиться с массой возникших проблем: от оснащения двигателями вертолетной техники, до ввода в строй новых фрегатов.
Процесс импортозамещения в ОПК России
Точно представить необходимый объем импортозамещения в военно-промышленном комплексе достаточно трудно по причине закрытости подобной информации. Но оперируя данными из открытых источников, в частности, выступлений высокопоставленных российских чиновников можно представить масштаб проблемы, с которой российский ОПК столкнулся во второй половине 2014 года. К примеру, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, произнесенным во время одного из выступлений, комплектующие и узлы из стран НАТО и ЕС (главным образом радиоэлектроника и оптика) применялись в 640 образцах военной техники российского производства, из них 571 образец должны были полностью заместить к 2018 году.
Еще более внушительные цифры озвучивал 16 июля 2015 года в докладе Владимиру Путину заместитель министра обороны России Юрий Борисов, специализирующийся на военно-техническом обеспечении ВС РФ. По словам Юрия Борисова, до 2025 года российская промышленность должна добиться импортозамещения по 826 образцам вооружений и военной техники. По данным из других источников, только для замещения деталей и комплектующих, поступавших в Россию из стран НАТО и ЕС, необходимо переработать не менее 800 различных образцов вооружений и специальной техники российского производства.
В настоящее время российский оборонно-промышленный комплекс серьезно продвинулся на пути импортозамещения. При этом поставки основных видов вооружений и специальной техники осуществляются без задержек. В рамках селекторного совещания проведенного в начале октября 2019 года Сергей Шойгу рассказал, что на данный момент вооруженные силы страны получили 2,3 тысячи единиц модернизированной военной техники. По словам министра, плановые показатели закупок и обновления по основным образцам вооружений выполнены в России на 47 процентов, а всего по итогам 2019 года доля новых образцов военной техники в вооруженных силах страны достигла 68 процентов.
Владимир Путин на Дне оружейника в Ижевске
Ранее о ходе импортозамещения в сфере ВПК высказался и президент России Владимир Путин. Во время совещания 19 сентября 2019 года, которое состоялось в Ижевске в рамках празднования Дня оружейника, президент отметил, что за последние пять лет стране удалось существенно продвинуться в области импортозамещения «по ряду значимых направлений». По словам Владимира Путина, за последние пять лет удалось обеспечить технологическую независимость более чем по 350 образцам вооружений и военной техники. Среди прочего президент выделил успехи в увеличении доли российской электронной компонентной базы, которая используется в современных образцах вооружений. Отдельно он выделил налаживание выпуска двигателей для вертолетов, а также боевых кораблей ВМФ России. По словам Путина, уже в скором времени на российских предприятиях также будет налажен процесс ремонта двигателей самого тяжелого самолета транспортной авиации в мире – Ан-124 «Руслан».
Закрытие проблемных вопросов в сфере ОПК
Наиболее острым, можно даже сказать критичным, для российского ОПК стал разрыв отношений с Украиной. Зависимость российского военно-промышленного комплекса от украинских смежников в области авиационной, кораблестроительной и ракетно-космической промышленности была огромной. До 2014 года практически все двигатели, которые устанавливались на российские военные и гражданские вертолеты, изготавливались на Украине на предприятии «Мотор Сич». Еще в 2011 году в рамках авиасалона «Дубай аэрошоу» российский холдинг «Вертолеты России» и украинское предприятие «Мотор Сич» заключили контракт на поставку в Россию 1300 вертолетных двигателей на общую сумму 1,2 миллиарда долларов. Ежегодно украинский производитель должен был передавать России 250-270 двигателей.
Сегодня Россия практически полностью преодолела данную зависимость в военной сфере. Еще в 2017 году глава холдинга «Вертолеты России» докладывал президенту страны, что к 2019 году Россия преодолеет проблему с поставкой вертолетных двигателей из Украины. В России на замену украинским двигателям ТВЗ-117ВМА пришел полностью локализованный в нашей стране двигатель ВК-2500 за создание и выпуск которого отвечает ОАО «Климов». Данные двигатели устанавливаются на большинство вертолетов типа «Ми» и «Ка». По данным госкорпорации «Ростех», в 2018 году уфимское ПАО «ОДК-УМПО» обеспечило поставку 180 моторокомплектов двигателей ВК-2500. При этом «Мотор Сич» продолжает сотрудничать с российскими компаниями в области поставки двигателей для гражданских вертолетов и даже принимает участие в совместном проекте создания российско-китайского тяжелого вертолета AHL, на который должна устанавливаться новая версия запорожского двигателя Д-136, на котором летают все тяжелые вертолеты Ми-26 в мире. Помимо этого, Россия полностью локализовала производство двигателя АИ-222-25, который устанавливается на учебно-боевые самолеты Як-130. НПЦ газотурбостроения «Салют» заявлял о полной локализации выпуска двигателя АИ-222-25 и прекращении сотрудничества с «Мотор Сич» еще в апреле 2015 года.
Первый полет Ил-112В
Еще одной важной проблемой, которую пришлось решать российскому ОПК, стала замена украинских корабельных двигателей, производимых в Николаеве. Из-за разрыва военно-технического сотрудничества между двумя странами на российских верфях застыли в ожидании принятия на вооружения фрегаты дальней морской зоны проектов 11356 и 22350. Стоит отметить, что разрыв связей с Украиной серьезно нарушил сроки ввода в строй фрегатов 22350 для российского флота и трех фрегатов 11356, предназначенных для ВМС Индии. Так второй фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» был заложен еще в 2009 году, но вышел на заводские ходовые испытания только в 2019 году, похожая ситуация и с фрегатом «Адмирал Головко», закладка которого произошла еще в 2012 году. О том, что отечественная промышленность преодолела зависимость от украинских газотурбинных двигателей, стало понятно только в феврале 2019 года. Об этом журналистам во время посещения Северной верфи рассказал заместитель министра обороны России Алексей Криворучко. По его словам, «ОДК-Сатурн» выпустило полностью отечественные газотурбинные установки для строящихся фрегатов проекта 22350. Уже известно, что на строящихся фрегатах предусмотрено использование маршевых дизельных двигателей 10Д49 производства Коломенского завода и газотурбинной установки М90ФР производства «ОДК-Сатурн».
Заметных успехов Россия достигла и в авиастроении. Причем речь идет как о пилотируемой авиации, так и о беспилотниках. Одним из неявных примеров импортозамещения является работа по военно-транспортному самолету Ил-112В, первый полет которого состоялся 30 марта 2019 года. Новый самолет не только меняет морально и физические устаревшие самолеты Ан-26, но и является своеобразным ответом и прямым конкурентом самолету Ан-140Т, разработанному в КБ Антонова. Еще в 2011 году российские военные собирались приобретать для транспортных нужд именно украинскую машину.
Помимо этого, российские предприятия ОПК достигли больших успехов в области создания беспилотной авиации. В начале 2020 года на вооружение ВКС поступит беспилотник «Форпост-Р». Первый полет БЛА, построенного с использованием компонентов полностью российского производства, с российским двигателем АПД-85 и отечественным программным обеспечением состоялся в конце августа 2019 года. Ранее данный беспилотник собирался в России по израильской лицензии из иностранных комплектующих. Очевидным успехом можно назвать и создание в России тяжелого ударно-разведывательного беспилотника С-70 «Охотник», первый полет которого состоялся 3 августа 2019 года. Этот уникальный БЛА сможет взаимодействовать с наиболее совершенным российским истребителем пятого поколения Су-57. 27 сентября Минобороны рассказало о первом совместном полете связки истребителя Су-57 и беспилотника «Охотник», продолжительность полета составила 30 минут.
Первый полет беспилотника «Форпост-Р»
Уже сейчас можно говорить о том, что санкции придали импульс развитию отечественного ОПК, оказав оздоровительный эффект на весь сектор. За прошедшие с 2014 года пять лет отечественная оборонка избавилась от иностранной зависимости по многим направлениям. При этом процесс перевооружения армии новыми образцами вооружений и военной техники не был остановлен. Наиболее заметный сбой произошел в кораблестроении, но к 2019 году эту проблему удалось преодолеть. В то же время курс на импортозамещение по-прежнему не означает полную изоляцию российской промышленности. В области электронно-компонентной базы Россия активно развивает сотрудничество с Китаем. В интервью RT военный эксперт Юрий Кнутов выразил мнение, что в области электронно-компонентной базы Россия в настоящее время во многом опирается на Китай, который после введения западных санкций превратился в одного из ключевых российских партнеров по линии военно-технического сотрудничества.
Юферев Сергей